Урок истории "Куликовская битва". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели:

  • получить набор информации о Куликовской битве, о Сергии Радонежском и Дмитрии Донском;
  • научиться анализировать факты, события, делая собственные предположения и выводы;
  • систематизировать информацию;
  • составить собственное отношение к проблеме урока.

Технология: критическое мышление

Методы и приемы:

  • мозговая атака;
  • кластер;
  • инсерт;
  • синквейн

Оборудование:

1) раздаточные тексты для учащихся;

2) карта “Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием”;

3) схема “Куликовская битва”

Ход урока

1 стадия. Вызов.

На стадии вызова учащиеся, разбитые на группы (5–6 групп по 5-6 человек) должны методом мозгового штурма вспомнить то, что они знают о Куликовской битве.

Запись идей мозговой атаки идет в форме кластеров в группах. Затем кластер составляется на доске. Он выглядит примерно так:

Теперь учащиеся на основе имеющихся знаний пробуют заполнить “гроздья” кластера. После обсуждения записей на доске становится ясно, что имеющихся знаний недостаточно.

2 стадия. Осмысление.

Учащиеся получают раздаточный текст и работают с ним методом инсерт.

Работа по схеме инсерт:

– во время чтения учащиеся делают на полях отметки;

– отметки делаются следующие:

  • + знаю
  • – не знаю
  • ? хочу узнать

– прочитав один раз и сделав пометки, желательно вернуться вновь к тексту к первоначальным предположениям

– после прочтения и маркировки текста составляется таблица инсерт, в которую записываются ключевые слова и фразы

Знаю + Не знаю – Хочу узнать ?
     

3 стадия. Рифлексия.

Корректируем и дополняем “гроздья” кластера на доске и в тетрадях.

Составляем синквейн (пятистишие):

– понятие

– 2 прилагательных, характеризующих понятия

– 3 глагола, характеризующих понятия

– фраза из 4-х слов, выражающих смысловые понятия

– синоним, отражающий смысл понятия

Например:

Куликово поле

  • Знакомое и незнакомое
  • Собрало, объединило, освободило
  • Принесло гибель людям и защиту
  • Родное

Князь Дмитрий

  • Смелый, умный
  • Объединил, организовал, выступил
  • Талантливый полководец, разбивший хана
  • Донской

Раздаточный текст к уроку “Куликовская битва”

Почувствовав ослабление Орды, Дмитрий Иванович перестал выполнять её требования. Постепенно московский князь стал превращаться в верховного защитника русских земель.

Победа на реке Воже в 1378 году поставила под сомнение власть Орды над Русью. К новому походу хан Мамай готовился два года. Готовясь к решительной схватке с Русью, Мамай не ограничился силами одной Орды. Он нанял тяжёлую “фряжскую” (итальянскую) пехоту в генуэзских колониях Крыма. Он также заключил союз с великим князем литовским Ягайло.

В союз с Мамаем вступил и рязанский князь Олег Иванович.

Готовилась и Москва. При Дмитрии Ивановиче значительно увеличилось постоянное войско великого князя – “двор”.

В 1380 году Дмитрий Иванович выступил как признанный глава Северо-Восточной Руси. Численность русских войск, собравшихся на границе московских владений в Коломне, оценивались летописцем в 300 – 400 тысяч человек. Это, конечно, преувеличение. Историки называют цифры от 5-60 до 100 – 150 тысяч. Столь же сложно оценить численность войск Мамая.

Считается, что перед битвой Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и получил благословение от его настоятеля – Сергия Радонежского, самого авторитетного в ту пору церковного деятеля, впоследствии причисленного к лику святых. Легенда также рассказывает, что по просьбе великого князя Сергий послал с ним “помощь небесную”: двух иноков-богатырей – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Поединком Пересвета с монгольским богатырём Челубеем и началась битва на Куликовом поле. Смысл дошедшего до нас предания в том, чтобы подчеркнуть религиозное значение Куликовской битвы как сражения с неверными в защиту православия. Александр Пересвет и Андрей Ослябя – реальные участники Куликовской битвы. Однако некоторые ученые сомневаются в том, что они действительно были монахами Троице-Сергиева монастыря.

6 сентября русское войско подошло к берегам Дона. Здесь мнения русских князей разделились: переправляться или нет? Это был рискованный, но психологически оправданный выбор. В ночь с 7 на 8 сентября Дон был перейдён.

Дмитрий Иванович выдвинул вперёд боевое охранение – сторожевой полк, а за ним расставил главные силы: большой полк, полк “правой руки” и полк “левой руки”. В дубраве за левым флангом Дмитрий скрытно расположил отборный засадный полк под командованием Владимира Александровича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца.

Битва началась 8 сентября около 11 часов утра. Ордынская конница смяла передовые русские части, нанесла серьёзные потери большому полку. Потеснить полк “правой руки” ордынцам не удалось, но строй “левой руки” был прорван. Монголы стали обходить большой полк, стремясь прижать его к реке Непрявде. В это-то момент засадный полк и нанёс сокрушительный удар, внёсший перелом в ход битвы. Ещё час ордынцы сопротивлялись, а затем не выдержали и обратились в бегство. Сражение превратилось в преследование бегущего противника. Союзник Мамая, Ягайло, повернул вспять.

Значение Куликовской битвы огромно. Были разгромлены главные силы Орды. Держава Мамая рухнула и была захвачена ханом Тохтамышем. А главное – неоценимый моральный успех. После победы на Куликовском поле в сознании народа окрепла уверенность в неизбежном скором падении ига.