Коспект интегрированного занятия (развитие речи + ориентирование в пространстве). Подготовительная группа

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование навыков речи, развитие мышления и воображения.

Задачи:

  1. Развивать творческое воображение, сочиняя сказки по модели и дорисовывая фигуры.
  2. Закреплять умение составлять слова из букв, отгадывать загадки.
  3. Упражнять в самостоятельном построении связного и выразительного высказывания, в нахождении «ошибок» в тесте знакомого произведения.
  4. Продолжать учить детей задавать вопросы, отсекающие большое поле неизвестности – ТРИЗ.
  5. Развивать зрительное восприятие при сравнении объектов.
  6. Учить ориентироваться по плану этажей детского сада.
  7. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, проживая события заданной сказочной ситуации.

Материалы и оборудование:

  • напольная ширма, макет часов;
  • куклы би-ба-бо (Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный, Старушка), метла;
  • декорации и иллюстрации к сказкам;
  • план этажей детского сада;
  • большой лист бумаги, фломастеры, колесо с буквами;
  • аудиозапись музыки «В пещере горного Короля», «Утро» Э.Григ.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла новая сказка, хотите послушать?

Взрослыми разыгрывается сказка на ширме куклами би-ба-бо. На ширме – замок Кощея.

Рисунок 1

Воспитатель:

В старом замке жил Кощей,
И украл он у людей
Раскрасавицу - девицу
Захотел на ней жениться!

На ширме появляется Кощей Бессмертный. Он за руку тянет Василису Прекрасную (звучит музыка Э. Григ «В пещере горного короля»).

Кощей:

Я Кощей, Владыка тьмы!
Мне женой должна стать ты!

Василиса Прекрасная:

Не проси меня, Кощей,
Не бывать мне ввек твоей
Я люблю цветы и свет
У тебя ж их в царстве нет
Все кругом объято тьмой
Да и страшный ты какой!

Кощей:

Что ж, судьбу свою решила
Да с отказом поспешила
С наказанием смирись –
И в старушку превратись. [3]

Вместо Василисы на сцене появляется Старушка.

Воспитатель:

Это присказка была (делает вид, что прислушивается)
Слышу, сказка нас на помощь позвала
Ребята, кто же будет Василису выручать
Молодость ей возвращать?

В ходе обсуждения дети решают идти на помощь и хором говорят волшебные знакомые слова.

Дети:

Здравствуй, мудрая страна
Что от сюда не видна,
Явись не откуда
Пусть свершится чудо
Встань на пути
Нас к себе впусти [4].

Звучит музыка, в это время взрослые разворачивают ширму, внутри она сказочно оформлена.

Воспитатель: Вот и в сказку мы попали, что же здесь мы увидали?

Воспитатель обращает внимание на большую картину, на которой изображены: замок Кощея, избушка на курьих ножках, колодец, лес, Водяной. Они пронумерованы. Около каждого изображения находятся часы с подвижными стрелками. Из прорези на изображении замка Кощея и колодца видны бумажные листы.

Рисунок 2

Воспитатель: Как вы думаете, что это? Да, это план нашего детского сада, а на нем маршрут нашего путешествия. Давайте внимательно его рассмотрим.

Дети достают бумажный лист из изображения замка Кощея.

Дети читают: «Василису вы спасете, если четыре испытания пройдете. Будете сказочных героев развлекать и их задания выполнять. На выполнение каждого задания вам дается 15 минут. Ровно в полдень быть здесь, а не успеете, то Василисе молодость не вернуть.
Кощей».

Воспитатель обращает внимание на план и макет часов под цифрой 1. Дети называют указанное время на часах 11-00 часов, определяют, что все испытания надо пройти за один час (время условно, при выполнении каждого испытания педагог переводит стрелки часов на 15 минут вперед).

Воспитатель: И куда же нам идти? И героев где найти?

Дети находят, вытягивают лист из изображения колодца. На нем находятся план этажей д/с с цифрами (1 – избушка на курьих ножках, 2 – лес, 3 – колодец, 4 – озеро и Водяной). Дети с педагогом обсуждают план и идут по маршруту.

Рисунок 3

1 испытание – встреча с Бабой Ягой.

Баба Яга: Я старушка бедная и совсем не вредная. Мною всех пугают и совсем не знают, как живется мне одной во дубравушке лесной.

Воспитатель: Хватит, бабушка, реветь, себя бедную жалеть. Мы пришли с тобой поговорить и тебя развеселить.

Баба Яга: Ох, как не жалеть. Прислал мне Леший картинки, найди, говорит, старая, отличия, а глаза-то у меня плохо видят. Вы мне услужите, да отличия на картинках подскажите (показывает две одинаковые картинки с небольшими различиями).

Рисунок 4

Дети называют различия. Баба Яга благодарит.

Баба Яга: Ох, выручили вы меня, а я вас за это позабавлю. В круг скорее вы вставайте, да метлу не задевайте (Б.Я. вращает вокруг себя метлу – дети перепрыгивают).

Баба Яга: Ох, устала, отдохну.

Воспитатель: А нам пора прощаться в путь-дорогу собираться (обращает внимание на макет часов, на которых переводит стрелки на 15 минут вперед). Идут по маршруту.

2 испытание – игра «Да-нетка» [2].

Воспитатель: Вот мы шли, шли и к колодцу подошли (объемная декорация), вы смекалку проявляйте, что в колодце отгадайте. На колодце надпись «Да-нетка».

Это рукотворный мир? – Да.

Транспорт? – Да.

Часть? – Да.

Круглое? – Да (приводится часть вопросов).

Воспитатель достает из колодца колесо, внутри которого из отдельных букв по кругу написано слово «КОЛЕСО». Дети придумывают слова, которые можно сложить из данных букв. Например: лес, село, сок, кол.

Воспитатель обращает внимание на часы.

Воспитатель: Пора бежать Василисе молодость возвращать (рассматривают план). Что же впереди нас ждет? Наверное, этот лес – полон чудес.

Дети спускаются в спортивный зал, дверь в который закрыта, на двери из бумаги большое изображение солдата. К его руке прикреплен лист, на нем иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила» (Пушкин А.С.).

Рисунок 5

Воспитатель (берет лист, с обратной стороны читает): «Свою память проверяйте, да поэму исправляйте:

«У Лукоморья клен высокий.
Витая цепь на клене том.
И круглый год удав там скользкий
ползет все по цепи кругом.
Ползет направо – анекдотик.
Налево – небылицу говорит.»

Дети исправляют отрывок из поэмы, двери раскрываются, дети входят в спортивный зал.

3 испытание – у Лукоморья.

Воспитатель: Мы поэме помогли, и куда же мы пришли?

Подходят к декорации дуба на ней изображено дупло и цепь.

Воспитатель: Вот он Дуб зеленый, а где же Кот ученый?

Дети вытягивают из дупла листок, воспитатель читает: «Ушел на больничный, замучила осенняя хандра. Кот». На обороте листа изображена модель сказки.

Воспитатель: Что ж, будем жителей Лукоморья выручать, да сказками их развлекать.

Дети рассказывают сказки по модели.

Заместители контрастных цветов – противоположные по смыслу персонажи.

Проводится обсуждение сочиненных сказок (соответствие модели, оригинальность, самостоятельное и связное изложение).

Воспитатель: Вот и третье испытание позади (обращает внимание на часы, идут дальше по маршруту).

4 испытание – встреча с Водяным.

Звучит аудиозапись (муз. Дунаевского М. песня Водяного из мультфильма «Летучий корабль»).

Водяной: Ой, это не пиявочки и не козявочки, а настоящие ребяточки. Наслышан, наслышан, куда путь держите.? Да только не всех я путников отпускаю – ленивых, да не смышленых в своем озере оставляю.

Воспитатель: Водяной, ты нам скорее задание давай, да с миром отпускай.

Водяной: Заскучала моя знакомая Русалочка, подскажите ей игру интересную.

Различные предложения детей, останавливают свой выбор на игре «Дорисуй фигуру». Дети на большом листе бумаги фломастерами по очереди дорисовывают изображение фигуры.

Рисунок 6

Воспитатель: Что ж, по плану мы все испытания прошли. Как вы думаете, Василисе помогли? (Обращает внимание на часы.)

Дети с воспитателем возвращаются и видят на ширме сказочный дворец и Василису.

Звучит аудиозапись «Утро» Э.Григ.

Василиса:

Колдовство навек пропало
Я теперь девицей стала
Рядом с Ваней мое место
Я теперь его невеста.
Вам спасибо говорю
И за все благодарю.

Воспитатель:

Чтоб злодеев побеждать
Мало просто много знать
Надо быть активным
Смелым, добрым, сильным,
А еще, желательно, делать все внимательно!

Дети с воспитателем еще раз рассматривают план и маршрут путешествия, обращают внимание на время на часах, делятся впечатлениями.

Приложение