Цель: формирование навыков речи, развитие мышления и воображения.
Задачи:
- Развивать творческое воображение, сочиняя сказки по модели и дорисовывая фигуры.
- Закреплять умение составлять слова из букв, отгадывать загадки.
- Упражнять в самостоятельном построении связного и выразительного высказывания, в нахождении «ошибок» в тесте знакомого произведения.
- Продолжать учить детей задавать вопросы, отсекающие большое поле неизвестности – ТРИЗ.
- Развивать зрительное восприятие при сравнении объектов.
- Учить ориентироваться по плану этажей детского сада.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, проживая события заданной сказочной ситуации.
Материалы и оборудование:
- напольная ширма, макет часов;
- куклы би-ба-бо (Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный, Старушка), метла;
- декорации и иллюстрации к сказкам;
- план этажей детского сада;
- большой лист бумаги, фломастеры, колесо с буквами;
- аудиозапись музыки «В пещере горного Короля», «Утро» Э.Григ.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла новая сказка, хотите послушать?
Взрослыми разыгрывается сказка на ширме куклами би-ба-бо. На ширме – замок Кощея.
Рисунок 1
Воспитатель:
В старом замке жил Кощей,
И украл он у людей
Раскрасавицу - девицу
Захотел на ней жениться!
На ширме появляется Кощей Бессмертный. Он за руку тянет Василису Прекрасную (звучит музыка Э. Григ «В пещере горного короля»).
Кощей:
Я Кощей, Владыка тьмы!
Мне женой должна стать ты!
Василиса Прекрасная:
Не проси меня, Кощей,
Не бывать мне ввек твоей
Я люблю цветы и свет
У тебя ж их в царстве нет
Все кругом объято тьмой
Да и страшный ты какой!
Кощей:
Что ж, судьбу свою решила
Да с отказом поспешила
С наказанием смирись –
И в старушку превратись. [3]
Вместо Василисы на сцене появляется Старушка.
Воспитатель:
Это присказка была (делает вид, что прислушивается)
Слышу, сказка нас на помощь позвала
Ребята, кто же будет Василису выручать
Молодость ей возвращать?
В ходе обсуждения дети решают идти на помощь и хором говорят волшебные знакомые слова.
Дети:
Здравствуй, мудрая страна
Что от сюда не видна,
Явись не откуда
Пусть свершится чудо
Встань на пути
Нас к себе впусти [4].
Звучит музыка, в это время взрослые разворачивают ширму, внутри она сказочно оформлена.
Воспитатель: Вот и в сказку мы попали, что же здесь мы увидали?
Воспитатель обращает внимание на большую картину, на которой изображены: замок Кощея, избушка на курьих ножках, колодец, лес, Водяной. Они пронумерованы. Около каждого изображения находятся часы с подвижными стрелками. Из прорези на изображении замка Кощея и колодца видны бумажные листы.
Рисунок 2
Воспитатель: Как вы думаете, что это? Да, это план нашего детского сада, а на нем маршрут нашего путешествия. Давайте внимательно его рассмотрим.
Дети достают бумажный лист из изображения замка Кощея.
Дети читают: «Василису вы спасете, если четыре испытания пройдете.
Будете сказочных героев
развлекать и их задания выполнять. На выполнение каждого задания вам дается 15
минут. Ровно в полдень быть здесь, а не успеете, то Василисе молодость не вернуть.
Кощей».
Воспитатель обращает внимание на план и макет часов под цифрой 1. Дети называют указанное время на часах 11-00 часов, определяют, что все испытания надо пройти за один час (время условно, при выполнении каждого испытания педагог переводит стрелки часов на 15 минут вперед).
Воспитатель: И куда же нам идти? И героев где найти?
Дети находят, вытягивают лист из изображения колодца. На нем находятся план этажей д/с с цифрами (1 – избушка на курьих ножках, 2 – лес, 3 – колодец, 4 – озеро и Водяной). Дети с педагогом обсуждают план и идут по маршруту.
Рисунок 3
1 испытание – встреча с Бабой Ягой.
Баба Яга: Я старушка бедная и совсем не вредная. Мною всех пугают и совсем не знают, как живется мне одной во дубравушке лесной.
Воспитатель: Хватит, бабушка, реветь, себя бедную жалеть. Мы пришли с тобой поговорить и тебя развеселить.
Баба Яга: Ох, как не жалеть. Прислал мне Леший картинки, найди, говорит, старая, отличия, а глаза-то у меня плохо видят. Вы мне услужите, да отличия на картинках подскажите (показывает две одинаковые картинки с небольшими различиями).
Рисунок 4
Дети называют различия. Баба Яга благодарит.
Баба Яга: Ох, выручили вы меня, а я вас за это позабавлю. В круг скорее вы вставайте, да метлу не задевайте (Б.Я. вращает вокруг себя метлу – дети перепрыгивают).
Баба Яга: Ох, устала, отдохну.
Воспитатель: А нам пора прощаться в путь-дорогу собираться (обращает внимание на макет часов, на которых переводит стрелки на 15 минут вперед). Идут по маршруту.
2 испытание – игра «Да-нетка» [2].
Воспитатель: Вот мы шли, шли и к колодцу подошли (объемная декорация), вы смекалку проявляйте, что в колодце отгадайте. На колодце надпись «Да-нетка».
Это рукотворный мир? – Да.
Транспорт? – Да.
Часть? – Да.
Круглое? – Да (приводится часть вопросов).
Воспитатель достает из колодца колесо, внутри которого из отдельных букв по кругу написано слово «КОЛЕСО». Дети придумывают слова, которые можно сложить из данных букв. Например: лес, село, сок, кол.
Воспитатель обращает внимание на часы.
Воспитатель: Пора бежать Василисе молодость возвращать (рассматривают план). Что же впереди нас ждет? Наверное, этот лес – полон чудес.
Дети спускаются в спортивный зал, дверь в который закрыта, на двери из бумаги большое изображение солдата. К его руке прикреплен лист, на нем иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила» (Пушкин А.С.).
Рисунок 5
Воспитатель (берет лист, с обратной стороны читает): «Свою память проверяйте, да поэму исправляйте:
«У Лукоморья клен высокий.
Витая цепь на клене том.
И круглый год удав там скользкий
ползет все по цепи кругом.
Ползет направо – анекдотик.
Налево – небылицу говорит.»
Дети исправляют отрывок из поэмы, двери раскрываются, дети входят в спортивный зал.
3 испытание – у Лукоморья.
Воспитатель: Мы поэме помогли, и куда же мы пришли?
Подходят к декорации дуба на ней изображено дупло и цепь.
Воспитатель: Вот он Дуб зеленый, а где же Кот ученый?
Дети вытягивают из дупла листок, воспитатель читает: «Ушел на больничный, замучила осенняя хандра. Кот». На обороте листа изображена модель сказки.
Воспитатель: Что ж, будем жителей Лукоморья выручать, да сказками их развлекать.
Дети рассказывают сказки по модели.
Заместители контрастных цветов – противоположные по смыслу персонажи.
Проводится обсуждение сочиненных сказок (соответствие модели, оригинальность, самостоятельное и связное изложение).
Воспитатель: Вот и третье испытание позади (обращает внимание на часы, идут дальше по маршруту).
4 испытание – встреча с Водяным.
Звучит аудиозапись (муз. Дунаевского М. песня Водяного из мультфильма «Летучий корабль»).
Водяной: Ой, это не пиявочки и не козявочки, а настоящие ребяточки. Наслышан, наслышан, куда путь держите.? Да только не всех я путников отпускаю – ленивых, да не смышленых в своем озере оставляю.
Воспитатель: Водяной, ты нам скорее задание давай, да с миром отпускай.
Водяной: Заскучала моя знакомая Русалочка, подскажите ей игру интересную.
Различные предложения детей, останавливают свой выбор на игре «Дорисуй фигуру». Дети на большом листе бумаги фломастерами по очереди дорисовывают изображение фигуры.
Рисунок 6
Воспитатель: Что ж, по плану мы все испытания прошли. Как вы думаете, Василисе помогли? (Обращает внимание на часы.)
Дети с воспитателем возвращаются и видят на ширме сказочный дворец и Василису.
Звучит аудиозапись «Утро» Э.Григ.
Василиса:
Колдовство навек пропало
Я теперь девицей стала
Рядом с Ваней мое место
Я теперь его невеста.
Вам спасибо говорю
И за все благодарю.
Воспитатель:
Чтоб злодеев побеждать
Мало просто много знать
Надо быть активным
Смелым, добрым, сильным,
А еще, желательно, делать все внимательно!
Дети с воспитателем еще раз рассматривают план и маршрут путешествия, обращают внимание на время на часах, делятся впечатлениями.