Урок русского языка по теме "Однокоренные слова. Два признака однокоренных слов" 3-й класс "Школа России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

– уточнить представление о признаках родственных слов;
– формировать умение выделять корень в словах;
– развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные слова.

Оборудование: учебник “Русский язык 3 класс, Т.Г. Рамзаева; рисунок дерева; карточки с информационным материалом.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы будем продолжать более глубокое знакомство с темой. Мне бы хотелось, чтобы тему вы назвали в конце урока. Для этого мы проделаем словарную, творческую, индивидуальную и дифференцированную работу.

3. Работа по теме урока.

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово – корень.
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод.
К ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном!

(На доске карточки с этими словами.)

– Какие слова выросли из корня -сад– ? (Прикрепляются карточки к дереву).

– Как называются эти слова? Докажите. (Имеют одинаковый корень, одинаковое лексическое значение.)

– Используя только данные слова составьте простое распространённое предложение.

(Выполнение синтаксического разбора.)

– А какие листочки могут вырасти на дереве с корнем -цвет– ? (На доске появляются карточки: цвет, цветной, цветёт, зацвёл).

– Чем похожи эти слова? (Имеют одинаковый корень, одинаковое лексическое значение).

– Как обозначают корень в словах?

– Прочитайте только корень. Вы поняли что обозначает слово?

– А теперь закройте корень и прочитайте оставшиеся части. Ясен смысл?

Вывод: Слова состоят из частей. Каждое имеет своё название: приставка, корень, суффикс, окончание. Про эти части мы поговорим на следующих уроках.

– А сейчас сделайте вывод: что такое корень? (Ответы учащихся).

Прочитайте вывод на стр. 56. Совпал наш вывод с выводом учебника?

Корень может быть в начале слова, в середине, слова могут состоять только из одного корня. Но во всех словах он пишется одинаково.

Корень слова – главная значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Сегодня мы познакомимся с новыми фразеологическими оборотами:

Смотри в корень (запись в тетрадь). Что обозначает этот оборот? Прочитайте значение в словаре. (Когда говорят о чём-то главном, важном. Просят выделить основное)

Корень зла (запись в тетрадь). Что обозначает этот оборот?

(Если говорят о причинах чего – то плохого).

А ещё говорят коренные изменения. Когда? (Если нужно что – то основательно переделать).

Будь внимательный к словам

Отыщи в них корень сам.

У кого на партах лежат карточки, выполняет работу по карточкам.

А мы выполним упражнение 122. Что будем делать? (Запись слов)

Назовите корень, который выделили?

Вывод: Почему слова называют однокоренными?

Но у нас есть слова, которые имеют одинаковое лексическое значение, но разный корень.

Упражнение 121.

(Первая строчка устно. Остальные записывают в тетрадь.)

Назовите только те слова, которые не записали.

В русском языке есть слова, которые имеют одинаковый корень, но разное лексическое значение.

(На доске слова:

1 вариант: водяной, водичка, водица, водить, водитель, подводник.

2 вариант: горе, горка, гористый, горняк, горный, горевать.

Задание: перед вами слова с одинаковым корнем, ваша задача найти однокоренные слова и разделить их на две группы. Какие? Как вы считаете? (2 ученика работают у доски)

Вывод: Почему только эти слова однокоренные?

Словарная работа.

Я называю родственное слово словарному слову, а вы записываете только словарное слово, которое мы изучали. (Запись с объяснением). Например:

Горошек (горох), земляничка (земляника), чернеть (чёрный), медвежонок (медведь), аптечка (аптека), болотце (болото), адресный (адрес), дороженька (дорога), учительская (учитель), автобусная (автобус), сапожник (сапоги).

4. Итог урока:

– Давайте вернёмся к вопросу, который у нас на доске. Какая тема спряталась под ним?

Вывод: Что можно сказать об этих словах? Какие два признака есть у однокоренных слов?

(Оценивание учащихся)

5. Закрепление.

Выполнение теста №8 (по вариантам).

Домашнее задание: упр. 124, правило.