Цели урока:
– уточнить представление о признаках
родственных слов;
– формировать умение выделять корень в словах;
– развивать умение сравнивать слова, подбирать
однокоренные слова.
Оборудование: учебник “Русский язык 3 класс, Т.Г. Рамзаева; рисунок дерева; карточки с информационным материалом.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы будем продолжать более глубокое знакомство с темой. Мне бы хотелось, чтобы тему вы назвали в конце урока. Для этого мы проделаем словарную, творческую, индивидуальную и дифференцированную работу.
3. Работа по теме урока.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово – корень.
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод.
К ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном!
(На доске карточки с этими словами.)
– Какие слова выросли из корня -сад– ? (Прикрепляются карточки к дереву).
– Как называются эти слова? Докажите. (Имеют одинаковый корень, одинаковое лексическое значение.)
– Используя только данные слова составьте простое распространённое предложение.
(Выполнение синтаксического разбора.)
– А какие листочки могут вырасти на дереве с корнем -цвет– ? (На доске появляются карточки: цвет, цветной, цветёт, зацвёл).
– Чем похожи эти слова? (Имеют одинаковый корень, одинаковое лексическое значение).
– Как обозначают корень в словах?
– Прочитайте только корень. Вы поняли что обозначает слово?
– А теперь закройте корень и прочитайте оставшиеся части. Ясен смысл?
Вывод: Слова состоят из частей. Каждое имеет своё название: приставка, корень, суффикс, окончание. Про эти части мы поговорим на следующих уроках.
– А сейчас сделайте вывод: что такое корень? (Ответы учащихся).
Прочитайте вывод на стр. 56. Совпал наш вывод с выводом учебника?
Корень может быть в начале слова, в середине, слова могут состоять только из одного корня. Но во всех словах он пишется одинаково.
Корень слова – главная значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Сегодня мы познакомимся с новыми фразеологическими оборотами:
Смотри в корень (запись в тетрадь). Что обозначает этот оборот? Прочитайте значение в словаре. (Когда говорят о чём-то главном, важном. Просят выделить основное)
Корень зла (запись в тетрадь). Что обозначает этот оборот?
(Если говорят о причинах чего – то плохого).
А ещё говорят коренные изменения. Когда? (Если нужно что – то основательно переделать).
Будь внимательный к словам
Отыщи в них корень сам.
У кого на партах лежат карточки, выполняет работу по карточкам.
А мы выполним упражнение 122. Что будем делать? (Запись слов)
Назовите корень, который выделили?
Вывод: Почему слова называют однокоренными?
Но у нас есть слова, которые имеют одинаковое лексическое значение, но разный корень.
Упражнение 121.
(Первая строчка устно. Остальные записывают в тетрадь.)
Назовите только те слова, которые не записали.
В русском языке есть слова, которые имеют одинаковый корень, но разное лексическое значение.
(На доске слова:
1 вариант: водяной, водичка, водица, водить, водитель, подводник.
2 вариант: горе, горка, гористый, горняк, горный, горевать.
Задание: перед вами слова с одинаковым корнем, ваша задача найти однокоренные слова и разделить их на две группы. Какие? Как вы считаете? (2 ученика работают у доски)
Вывод: Почему только эти слова однокоренные?
Словарная работа.
Я называю родственное слово словарному слову, а вы записываете только словарное слово, которое мы изучали. (Запись с объяснением). Например:
Горошек (горох), земляничка (земляника), чернеть (чёрный), медвежонок (медведь), аптечка (аптека), болотце (болото), адресный (адрес), дороженька (дорога), учительская (учитель), автобусная (автобус), сапожник (сапоги).
4. Итог урока:
– Давайте вернёмся к вопросу, который у нас на доске. Какая тема спряталась под ним?
Вывод: Что можно сказать об этих словах? Какие два признака есть у однокоренных слов?
(Оценивание учащихся)
5. Закрепление.
Выполнение теста №8 (по вариантам).
Домашнее задание: упр. 124, правило.