Тип урока. Урок- лекция с элементами игры "Лото".
Учебно-наглядный комплекс:
- Учебник, плакаты, тесты, карточки задания.
- Мультимедийная презентация.
Этапы урока
- Повторение (закрепление) пройденного материала.
- Мотивация и объявление новой темы.
- Изучение нового материала.
- Практическая работа, игра "ЛОТО" , тест по теме урока. Оценивание.
- Подведение итогов (рефлексия).
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Слово учителя: Тема нашего урока посвящена оружию массового поражения (ОМП).
Вопросы к учащимся:
- как вы думаете, что относится к ОМП?
- в основе какого взрыва происходит использование внутренней энергии, выделяющейся при цепных реакциях? (межпредметная связь с физикой)
Теперь давайте сформулируем тему урока.
Тема урока: Ядерное оружие и его боевые свойства.
Цели:
- углубить и расширить знания по теме урока;
- формировать умения действовать при угрозе радиоактивного заражения;
- развить навыки совместной деятельности в группах.
ВОПРОСЫ УРОКА
1. Исторический экскурс.
2. Определение и характеристика ядерного оружия.
3. Виды ядерных взрывов.
4. Поражающие факторы ядерного взрыва.
5. Защита от поражающих факторов ядерного взрыва.
Исторический экскурс.
В 1896 году французским физиком А.Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения. Оно положило начало эре изучения и пользования ядерной энергии.
Первый атомный взрыв был произведен 16 июля 1945 года. В результате взрыва образовалось гигантское облако сферической формы. Облако состояло из нескольких тонн пыли, паров железа и большого количества радиоактивных веществ. Этот взрыв был произведен в городе Хиросима американскими бомбардировщиками. Дома со страшным грохотом рушились. Люди вблизи эпицентра, в буквальном смысле, испарялись. А люди, прибывшие на помощь, еще не знали, что вступая в зону радиоактивного заражения, и будет иметь раковые последствия. Радиация грозила им не только снаружи, но и изнутри.
9 августа 1945 года была сброшена атомная бомба на город Нагасаки.
Согласно данным ООН в Хиросиме в момент взрыва было убито 78 тыс. человек. Нагасаки - 27 тыс. человек.
Вывод: Испытание бомб показало, что новое оружие готово к боевому применению. Создание этого оружия обозначило начало нового этапа в использовании войн и военного искусства.
2. ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ - это оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии.
Ядерное оружие - одно из самых разрушительных средств ведения войны;
ядерные боеприпасы:
- боевые части ракет и торпед;
- авиационные и глубинные бомбы;
- артиллерийские снаряды и мины, снабженные ядерными зарядными устройствами.
3. ВИДЫ ЯДЕРНЫХ ВЗРЫВОВ
№ п/п | Виды взрыва | Применение |
1. | Космический | Применяется на высоте более 65 км для поражения космических целей |
2. | Высотный | Производится на высотах от нескольких сотен метров до нескольких километров. Радиоактивное заражение местности практически отсутствует. |
3. | Воздушный | Применяется на высоте от 10 до 65км для поражения воздушных целей. |
4. | Наземный | Производится на поверхности земли или такой высоте, когда светящаяся область касается грунта. Применяется для разрушения наземных целей |
5. | Подземный | Производится ниже уровня земли. Характерен сильным заражением местности. |
6. | Надводный | Производится на поверхности воды или на такой высоте, когда световая область касается воды. Характерен ослаблением действия светового излучения и проникающей радиации. |
7. | Подводный | Производится под водой. Световое излучение и проникающая радиация практически отсутствует. Вызывает сильное радиоактивное заражение воды. |
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРАЖАЮЩИХ
ФАКТОРЫ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА
Ударная волна - область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью.
Световое излучение - поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Способно вызывать ожоги кожи, поражения органов зрения.
Проникающая радиация - совместное излучение гамма-лучей и нейтронов.
Радиоактивное заражение - заражение местности, атмосферы, воды и других объектов радиоактивными веществами из облака ядерного взрыва.
Электромагнитный импульс - кратковременное (менее секунды) электромагнитное поле, возникающие при взрыве ядерного боеприпаса.
ЗАЩИТА ОТ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА
Помните:
- основной способ защиты людей и техники от ударной волны - укрытие в канавах, оврагах, лощинах, погребах, защитных сооружениях;
- от прямого действия светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его и запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.
- от воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Открытые и особенно перекрытые щели уменьшают это воздействие.
СЛОИ ПОЛОВИННОГО ОСЛАБЛЕНИЯ ПРОНИКАЮЩЕЙ РАДИАЦИИ РАЗЛИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (таблица №1)
Схема радиоактивного заражения местности в районе взрыва и по следу движения облака (таблица №2)
В зоне радиоактивного заражения местности категорически запрещается: (таблица №3)
Практическая работа "Защита от поражающих факторов ядерного взрыва "(из подручных материалов предлагается смоделировать защиту от поражающих факторов ядерного взрыва)
Сделаны выводы о проделанной работе.
Закрепление нового материала
- Правила игры-"Лото"
Каждая команда получает предварительно перемешанные карточки. Игру начинает та команда, у которой карточка отмечена тремя крестиками.
Любой представитель этой команды читает вслух вопрос, который находится внизу карточки.
Остальные участники смотрят на верхнюю часть карточки, имеющихся у них, и нашедший ответ озвучивает его для всех участников и игра продолжается до тех пор, пока не будет задан вопрос первому участнику.
ИГРА "ЛОТО" по теме урока:
ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ ЕГО БОЕВЫЕ СВОЙСТВА.
*** 1.Запрещается принимать пищу, употреблять овощи, фрукты, пить воду из открытых водоемов, купаться в них, лежать или сидеть на земле.
Вопрос: Какие поражающие факторы ядерного оружия вы знаете?
2. Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.
Вопрос: Дать характеристику надводного ядерного взрыва.
3. Этот взрыв производится на поверхности воды или на такой высоте, когда светящаяся область касается воды. Характерен ослаблением действия светового излучения и проникающей радиации.
Вопрос: Дайте характеристику поражающего фактора-световое излучение.
4. Поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи.
Вопрос: Дайте определение и характеристику ядерного взрыва.
5. Это оружие массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутренней энергии. Оно одно из самых разрушительных средств ведения войны, включает в себя различные ядерные боеприпасы.
Вопрос: Что называется эпицентром ядерного взрыва?
6. Точка, в которой произошел взрыв, называется центром, а ее проекцию на поверхности земли (воды) - эпицентром ядерного взрыва.
Вопрос: В каком году было открыто явление радиоактивного излучения?
7. В 1896 году французским физиком А.Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения.
Вопрос: Дать характеристику поражающего фактора - ударная волна.
8.Область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью.
Вопрос: Дать характеристику подземного ядерного взрыва.
9.Этот взрыв производится ниже поверхности земли. Характерен сильнным заражением.
Вопрос: Дать характеристику поражающего фактора - радиоактивное заражение.
10.Это заражение местности, атмосферы, воды и других объектов радиоактивными веществами из облака ядерного взрыва.
Вопрос: Что может служить защитой от светового излучения?
11.От светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его и запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.
Вопрос: В основе какого взрыва происходит использование внутренней энергии, выделяющихся при цепных реакциях?
12. В основе ядерного взрыва.
Вопрос: Назовите основной способ защиты людей и техники от ударной волны.
13. Это укрытие в канавах, оврагах, лощинах, кюветах, щелях, траншеях, погребах, защитных сооружениях.
Вопрос: Охарактеризуйте зону А радиоактивного заражении.
14. Умеренное заражение (примерно 70-80% площади следа).
Вопрос: Дайте характеристику поражающего фактора - проникающая радиация.
15. Совместное излучение гамма-лучей и нейтронов.
Вопрос: Охарактеризуйте зону Б радиоактивного заражения.
16. Сильное заражение (примерно 10%) площади следа.
Вопрос: Дать характеристику воздушного ядерного взрыва.
17. Производится на высотах от нескольких сотен метров до нескольких километров. Радиоактивность заражения местности практически отсутствует.
Вопрос: Назовите зоны радиоактивного заражения.
18. В зависимости от степени заражения и опасности поражения людей след делится на четыре зоны: Умеренная зона; Б-сильная зона заражения; В-зона опасного заражения; Г - чрезвычайно-опасная зона.
Вопрос: Что может служить защитой от воздействия проникающей радиации?
19. От воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ), а также открытые и перекрытые щели уменьшают это воздействие.
Вопрос: Охарактеризуйте зону Г радиоактивного заражения.
20. Это зона чрезвычайно опасная.
Вопрос: Что категорически запрещается делать в очаге радиоактивного заражения местности?
ТЕСТЫ
1.Ядерное оружие-это:
а) вид высокоточного наступательного оружия, основанного на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле или под землей;
б) вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, состоящего из ультрафиолетовых, видимых и инфракрасных лучей;
в) вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутриядерной энергии.
2.Поражающими факторами ядерного взрыва являются:
а) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва; облако, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра; изменение состава атмосферного воздуха.
б) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное загрязнение и электромагнитный импульс.
в) резкое понижение температуры окружающей среды, понижение содержания кислорода в воздухе.
3.Световое излучение - это:
а) поток невидимых нейтронов;
б) поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;
в)скоростной поток продуктов горения, изменяющий состав атмосферного воздуха.
4.Воздействие, какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражения глаз человека и пожары:
а) световое излучение;
б) проникающая радиация;
в) электромагнитный импульс.
5.Наибольшую опасность радиоактивные вещества представляют:
а) в первые часы после выпадения;
б) в первые сутки после выпадения;
в) в течение трех суток после выпадения.
6.Проникающая радиация - это
а) поток радиоактивных протонов;
б) поток невидимых протонов;
в) поток гамма-лучей и нейтронов.
Номер теста О Т В Е Т Ы Оценка за тест а б в 1. * 2. * 3. * 4. * 5. * 6. * Итог:
Подведение итогов
В завершение урока с учащимися организуется рефлексивная деятельность, в ходе которой школьникам предлагается провести самоанализ выполненной деятельности. Даются рекомендации по дополнительному изучению темы.
Домашнее задание: подготовить информацию или презентацию на тему: радиационная безопасность, радиационная защита.