Урок обучения грамоте в 1-м классе (программа развивающего обучения Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова)

Разделы: Начальная школа


Цели: закрепить и проверить сформированность умения детей строить звукобуквенные модели слов; формировать у учащихся механизмы самоконтроля; развивать монологическую речь.

Тип урока: комбинированный, включающий в себя преобразование модели и решение частных задач.

Оборудование: репродукция картины И.И.Шишкина, модели слов (звукобуквенные), схема путешествия по лесу (для групповой работы), картинки животных: норки, мышки, глухаря.

Структура урока

Этапы урока Структурные элементы урока Примечание
I. Организация урока.

1. Повторение. Работа с моделями.

- На уроках мы работаем со словом. Из чего состоят слова? (Из звуков человеческой речи).

- На какие две группы делятся звуки человеческой речи? (На гласные и согласные).

- Расскажите все о гласных звуках.

(Ртораскрыватели, бывают ударные и безударные, образуют слог).

- Расскажите все о согласных звуках. (Ртосмыкатели, бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие).

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем работать со звукобуквенной моделью слова. Для чего нам это надо? (Для того, чтобы научиться правильно обозначать звуки буквами на письме).

- Какие звуки мы научились обозначать буквами? (Буквы гласных).

- Напишите эти буквы.

Фронтальная работа

По ходу ответов детей простраивается общая модель:

Далее дополняются характеристики согласных и гласных звуков.

 

 

 

По ходу ответов детей на доске простраивается следующая модель:

II. Работа с конкретной моделью.

- Что за модель вы видите? (Модель слова)

- Расскажите все об этом слове. (Слово состоит из пяти звуков, трех согласных и двух гласных. В слове три слога. Первый слог ударный). Далее идет характеристика каждого звука слова в отдельности.

- Сможете вы точно назвать, что это за слово? (Нет).

- Почему? (Звуковая модель несовершенна, так как можно подобрать много слов).

А теперь? (Тоже не можем, но слов подобрать можно уже меньше).

- А как вы узнали, что второй звук О?

- Последний звук Ы? (Обозначили буквами).

- Хотите узнать, что за слово здесь живет? Послушайте загадку, если отгадаете, узнаете, что за слово спряталось в этом "домике".

Их всегда в лесу найдешь
Пойдем гулять и встретим.
Стоят колючие как еж
Зимою в платье летнем. (Сосна)

Фронтальная работа.

На доске:

 

 

 

 

Подписываю к модели буквы:

III. Подбор к слову соответствующей модели.

1. - Как называется то место в лесу, где растут сосны? (БОР).

- Найдите звуко-буквенную модель слова БОР. Эту работу вы можете выполнять в парах. По необходимости, пользуйтесь своими фишками. (У детей имеются на столах фишки, обозначающие звуки).

2. Проверка. Учащиеся сравнивают модели на доске со своей, которая получилась в результате их парной работы.

Парная работа.

На доске:

 

IV. Звуковой анализ слов. Преобразование звуковой модели в звукобуквенную.

1. Работа по составлению предложений.

- Придумайте предложение со словосочетанием СОСНОВЫЙ БОР. (Мы гуляли в сосновом бору. Мы собирали грибы в сосновом бору. В сосновом бору воздух чист и свеж).

- Мы продолжаем знакомиться с пейзажами известных русских художников. В прошлый раз знакомились с картиной Левитана. Сегодня я принесла вам репродукцию картины Шишкина И.И., где он изобразил сосновый бор.

2. Работа со звуковыми моделями слов. Выбор учащимися необходимых моделей.

- Отправимся в путешествие в этот сосновый бор.

- Посмотрите, какой бор заросший, дремучий, сказочный, в котором на каждом шагу нас подстерегают опасности.

- А теперь будьте внимательны, я перечислю вам эти опасности. Это могут быть и КАНАВЫ и ХОЛМЫ и ВОЛКИ, сухие СТВОЛЫ.

- Ваша задача найти ТРОПКУ и МОСТ через канаву. На картах, которые я раздам каждой группе указано место, где находится эта ТРОПКА и этот МОСТ. Они зашифрованы с помощь моделей этих слов. Найдите модели слов МОСТ и ТРОПКА. Покажите стрелками как вы проходите через мост и идете по тропке. Если вы это сделаете правильно, то мы сможем попасть с вами в гости к жителям этого леса. Обозначьте гласные звуки буквами.

НО: помните, все названия препятствий, которые я перечислила, тоже зашифрованы на ваших картах. Не попадитесь в ЛОВУШКУ.

3. Проверка (вывесить все на доску, сравнить).

- Трудно ли вам было найти слова, помогающие отправиться по верному пути?

- Что было для вас трудным?

- Что вам помогло? (Знания как составить звукобуквенные модели слов, знания как "ловить" звуки, умение работать вместе).

Групповая работа.

 

 

 

 

Выставить репродукцию картины И.И.Шишкина "Корабельная роща".

 

 

 

 

 

 

Учащимся раздаются в группы большие листы, на которых изображены с помощью моделей препятствия и среди них модель слова: тропка и мост. Все это красочно оформлено.

 

Возможно, учащиеся группы разделятся на подгруппы. Каждая из которых составит звукобуквенную модель одного слова: МОСТ или ТРОПКА. Тем самым, сократив время работы. После проверки полученных результатов, следует обратить внимание на правильную организацию работы в группе.

V. Самостоятельное составление звукобуквенных моделей слов.

1. - В сосновом бору живут в теремочке норка, мышка и глухарь. Составьте звукобуквенную модель слов: НОРКА, МЫШКА, ГЛУХАРЬ.

2. Проверка.

- Давайте посмотрим, на каком же этаже живет норка. Посмотрите внимательно на свою модель слова НОРКА, найдите соответствующую у меня в теремке. Если не можете найти, значит где-то у вас ошибка.

Индивидуальная работа

 

На доске открывается рисунок теремка, на котором прикреплены три модели слова.

Необходимо, чтобы учащиеся нашли и исправили свои ошибки, проговорив, в чем причина их возникновения.

VI. Итог урока.

- Что было трудным для вас на уроке?

- Что удавалось легко?

 

Примечание: