Цели: закрепить и проверить сформированность умения детей строить звукобуквенные модели слов; формировать у учащихся механизмы самоконтроля; развивать монологическую речь.
Тип урока: комбинированный, включающий в себя преобразование модели и решение частных задач.
Оборудование: репродукция картины И.И.Шишкина, модели слов (звукобуквенные), схема путешествия по лесу (для групповой работы), картинки животных: норки, мышки, глухаря.
Структура урока
Этапы урока | Структурные элементы урока | Примечание |
I. | Организация урока. 1. Повторение. Работа с моделями. - На уроках мы работаем со словом. Из чего состоят слова? (Из звуков человеческой речи). - На какие две группы делятся звуки человеческой речи? (На гласные и согласные). - Расскажите все о гласных звуках. (Ртораскрыватели, бывают ударные и безударные, образуют слог). - Расскажите все о согласных звуках. (Ртосмыкатели, бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие). 2. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня на уроке мы будем работать со звукобуквенной моделью слова. Для чего нам это надо? (Для того, чтобы научиться правильно обозначать звуки буквами на письме). - Какие звуки мы научились обозначать буквами? (Буквы гласных). - Напишите эти буквы. |
Фронтальная работа По ходу ответов детей простраивается общая модель: Далее дополняются характеристики согласных и гласных звуков.
По ходу ответов детей на доске простраивается следующая модель: |
II. | Работа с конкретной моделью. - Что за модель вы видите? (Модель слова) - Расскажите все об этом слове. (Слово состоит из пяти звуков, трех согласных и двух гласных. В слове три слога. Первый слог ударный). Далее идет характеристика каждого звука слова в отдельности. - Сможете вы точно назвать, что это за слово? (Нет). - Почему? (Звуковая модель несовершенна, так как можно подобрать много слов). А теперь? (Тоже не можем, но слов подобрать можно уже меньше). - А как вы узнали, что второй звук О? - Последний звук Ы? (Обозначили буквами). - Хотите узнать, что за слово здесь живет? Послушайте загадку, если отгадаете, узнаете, что за слово спряталось в этом "домике". Их всегда в лесу найдешь |
Фронтальная работа. На доске:
Подписываю к модели буквы: |
III. | Подбор к слову соответствующей
модели. 1. - Как называется то место в лесу, где растут сосны? (БОР). - Найдите звуко-буквенную модель слова БОР. Эту работу вы можете выполнять в парах. По необходимости, пользуйтесь своими фишками. (У детей имеются на столах фишки, обозначающие звуки). 2. Проверка. Учащиеся сравнивают модели на доске со своей, которая получилась в результате их парной работы. |
Парная работа. На доске:
|
IV. | Звуковой анализ слов. Преобразование
звуковой модели в звукобуквенную. 1. Работа по составлению предложений. - Придумайте предложение со словосочетанием СОСНОВЫЙ БОР. (Мы гуляли в сосновом бору. Мы собирали грибы в сосновом бору. В сосновом бору воздух чист и свеж). - Мы продолжаем знакомиться с пейзажами известных русских художников. В прошлый раз знакомились с картиной Левитана. Сегодня я принесла вам репродукцию картины Шишкина И.И., где он изобразил сосновый бор. 2. Работа со звуковыми моделями слов. Выбор учащимися необходимых моделей. - Отправимся в путешествие в этот сосновый бор. - Посмотрите, какой бор заросший, дремучий, сказочный, в котором на каждом шагу нас подстерегают опасности. - А теперь будьте внимательны, я перечислю вам эти опасности. Это могут быть и КАНАВЫ и ХОЛМЫ и ВОЛКИ, сухие СТВОЛЫ. - Ваша задача найти ТРОПКУ и МОСТ через канаву. На картах, которые я раздам каждой группе указано место, где находится эта ТРОПКА и этот МОСТ. Они зашифрованы с помощь моделей этих слов. Найдите модели слов МОСТ и ТРОПКА. Покажите стрелками как вы проходите через мост и идете по тропке. Если вы это сделаете правильно, то мы сможем попасть с вами в гости к жителям этого леса. Обозначьте гласные звуки буквами. НО: помните, все названия препятствий, которые я перечислила, тоже зашифрованы на ваших картах. Не попадитесь в ЛОВУШКУ. 3. Проверка (вывесить все на доску, сравнить). - Трудно ли вам было найти слова, помогающие отправиться по верному пути? - Что было для вас трудным? - Что вам помогло? (Знания как составить звукобуквенные модели слов, знания как "ловить" звуки, умение работать вместе). |
Групповая работа.
Выставить репродукцию картины И.И.Шишкина "Корабельная роща".
Учащимся раздаются в группы большие листы, на которых изображены с помощью моделей препятствия и среди них модель слова: тропка и мост. Все это красочно оформлено.
Возможно, учащиеся группы разделятся на подгруппы. Каждая из которых составит звукобуквенную модель одного слова: МОСТ или ТРОПКА. Тем самым, сократив время работы. После проверки полученных результатов, следует обратить внимание на правильную организацию работы в группе. |
V. | Самостоятельное составление
звукобуквенных моделей слов. 1. - В сосновом бору живут в теремочке норка, мышка и глухарь. Составьте звукобуквенную модель слов: НОРКА, МЫШКА, ГЛУХАРЬ. 2. Проверка. - Давайте посмотрим, на каком же этаже живет норка. Посмотрите внимательно на свою модель слова НОРКА, найдите соответствующую у меня в теремке. Если не можете найти, значит где-то у вас ошибка. |
Индивидуальная работа
На доске открывается рисунок теремка, на котором прикреплены три модели слова. Необходимо, чтобы учащиеся нашли и исправили свои ошибки, проговорив, в чем причина их возникновения. |
VI. | Итог урока. - Что было трудным для вас на уроке? - Что удавалось легко? |
Примечание: