Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме "Речевое поведение".
Задачи:
- объяснять значение понятий и терминов темы;
- учиться свободно, пользоваться ими в своей речи и высказывать оценочные суждения по предлагаемым темам;
- получить навыки проведения социологического опроса.
Методы: эвристическая беседа, ролевая игра, анализ текста, психологическое тестирование.
Оборудование:
- выставка книг;
- рисунки детей;
- видео фрагмент;
- памятки на столах;
- мультимедийная презентация.
Ход урока
"Хорошо говорить - значит просто хорошо думать вслух". (Э.Ренан)
1. Организационный момент.
2. Показ эпизода фильма (из тележурнала "Ералаш")
3. Актуализация.
- Слово - великий дар человека. И надо знать, когда можно говорить, а когда нельзя. Мысли, а затем слова приводят к соответствующим поступкам. - Слово обязательно несет в себе энергию души, и поэтому надо стараться, что бы эта энергия была доброй и созидательной. Очень ошибаются те, кто недооценивает силу слова.
- Как называется речь и связанные с ней поступки? (речевое поведение).
С этой темой мы познакомились на прошлом уроке.
Сегодня работая в группах, мы к теоретическим знаниям добавим практических навыков. Каждая группа получила задание, с тем что получилось, при его выполнении мы сегодня увидим.
В любом селе из века в век гостей поклоном привечают, день добрый, добрый человек! И люди тем же отвечают.
- Чтобы высказать свое дружелюбие, люди приветствовали друг друга, но в каждом государстве слова и жесты имеют свой смысл.
- Что же означает слово "здравствуйте"?
/ работа со словарем/
- А как в разных странах приветствуют друг друга люди?
/сценки /
Вывод учащихся
Познакомиться с историей приветствий можно в книгах, которые сейчас расположены на выставке, эти книги можно найти в нашей школьной библиотеке.
Учащиеся первой группы под руководством Материкиной Олеси провели экспресс опрос с учениками и учителями школы по теме "Роль слова в жизни человека". Вам слово.
Выступление группы
- Нами было опрошено 28 человек, среди них 8 взрослых и 20 учащихся с 6 по 7 класс. Им были заданы следующие вопросы:
- Какие принципы общения с люди вы считаете главными?
- Согласны ли вы с утверждением: "Словом человека можно ранить больнее, чем оружием?"
В результате мы получили такие ответы:
- на 1 вопрос большинство ответили:
- Взаимопонимание
- Уважение
- Откровенность
- Чистосердечность
- Честность.
Были и другие варианты.
Вывод учащихся: не бросай слова на ветер. Говорили на Руси "Ветер горы разрушает, слово народы поднимает".
Вторая группа проводила опрос по теме:
"Молодежный сленг: "за" и "против".
Сленг это - в переводе с английского, означает слова или выражения употребляемые людьми, определенных возрастных групп, профессий или классовых прослоек.
В ходе опроса мы задали следующие вопросы:
- часто ли вы употребляете слова молодежного сленга?
- как вы считаете сленг и нецензурная брань- это одно и тоже?
- есть ли слова современного сленга, которые вы не понимаете?
В результате у нас получились такие результаты.
Мы предлагаем вам попробовать определить какие слова относятся к сленгу, а какие к литературной речи и дать им объяснения.(слайд №4)
- пацан, клево, базар, репа, пасть, нет, шарага, потрясно, красиво,
Родители, капуста, чело, разговор.
- Работа со словами.
- Вывод: на Руси говорили "Видна птица - по перьям, а человек - по речам", будьте внимательны к своим словам.
Познакомиться со значением разных слов можно в книгах, которые сейчас расположены на выставке, эти книги можно найти в нашей школьной библиотеке.
Вывод: главное в приветствии - улыбка. Так что улыбайтесь!
Улыбка ничего не стоит, но многое дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновения, а в памяти остается порой навсегда.
Но речевое поведение, это не только умение правильно говорить,но и умение слушать, понимать друг друга.
Я предлагаю вам выполнить несколько упражнений для развития умений слушать и понимать.
Упр.1. На определение положительных и отрицательных видов поведения говорящего.
Поставьте букву П для тех видов поведения которые вы - говорящий - используете для того, чтобы привлечь к себе внимание слушателя, и Н - для тех, которые, по вашему мнению, мешают вас слушать.
Приподнятые брови; улыбка; Кивок головы; молчание; Наморщенный лоб; взгляд мимо слушателя; Внимательность; руки на затылке; Неподвижность; хождение собеседника; Наклон головы; вздохи; Обращение к слушателю; покачивание головой.
Один учащийся работает у доски. После выполнения работы дает пояснения, почему он так распределил.
Вывод: мы убедились, что умение слушать и правильно говорить сложная наука. Но осваивать ее надо. Третья и четвертая группа разработала и подготовила свои рекомендации для слушающего и говорящего.
А теперь подберите пословицы и поговорки к данным рекомендациям.
Выступления учащихся, памятки для групп.
Вывод: "Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать".
Подводя итог уроку давайте ответим на важные вопросы:
- Что значит быть приятным собеседником?
- О чем можно и о чем нельзя говорить в обществе?
- Что необходимо учитывать, общаясь с близкими людьми?
- Какое значение в общении играют жесты и мимика?
Вывод урока:
Нужно быть очень осторожным в своих мыслях, словах, поступках, то есть в речевом поведении.
От этого зависит вся наша жизнь, здоровье, ваше счастье. Персидский поэт говорил: "Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт".
Спасибо всем за урок.
Оценки за урок:
Домашнее задание:
- Дайте советы одноклассникам "Если спорить, то по правилам".
- Написать эссе на тему: "Давайте понимать друг друга с полуслова:". Можно ли этому научиться?
- "О чем мы говорим по сотовому телефону, где и как уместно им пользоваться?"