Урок-практикум в 7-м классе "Речевое поведение"

Разделы: История и обществознание


Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме "Речевое поведение".

Задачи:

  • объяснять значение понятий и терминов темы;
  • учиться свободно, пользоваться ими в своей речи и высказывать оценочные суждения по предлагаемым темам;
  • получить навыки проведения социологического опроса.

Методы: эвристическая беседа, ролевая игра, анализ текста, психологическое тестирование.

Оборудование:

  • выставка книг;
  • рисунки детей;
  • видео фрагмент;
  • памятки на столах;
  • мультимедийная презентация.

Ход урока

"Хорошо говорить - значит просто хорошо думать вслух". (Э.Ренан)

1. Организационный момент.

2. Показ эпизода фильма (из тележурнала "Ералаш")

3. Актуализация.

- Слово - великий дар человека. И надо знать, когда можно говорить, а когда нельзя. Мысли, а затем слова приводят к соответствующим поступкам. - Слово обязательно несет в себе энергию души, и поэтому надо стараться, что бы эта энергия была доброй и созидательной. Очень ошибаются те, кто недооценивает силу слова.

- Как называется речь и связанные с ней поступки? (речевое поведение).

С этой темой мы познакомились на прошлом уроке.

Сегодня работая в группах, мы к теоретическим знаниям добавим практических навыков. Каждая группа получила задание, с тем что получилось, при его выполнении мы сегодня увидим.

В любом селе из века в век гостей поклоном привечают, день добрый, добрый человек! И люди тем же отвечают.

- Чтобы высказать свое дружелюбие, люди приветствовали друг друга, но в каждом государстве слова и жесты имеют свой смысл.

- Что же означает слово "здравствуйте"?

/ работа со словарем/

- А как в разных странах приветствуют друг друга люди?

/сценки /

Вывод учащихся

Познакомиться с историей приветствий можно в книгах, которые сейчас расположены на выставке, эти книги можно найти в нашей школьной библиотеке.

Учащиеся первой группы под руководством Материкиной Олеси провели экспресс опрос с учениками и учителями школы по теме "Роль слова в жизни человека". Вам слово.

Выступление группы

- Нами было опрошено 28 человек, среди них 8 взрослых и 20 учащихся с 6 по 7 класс. Им были заданы следующие вопросы:

- Какие принципы общения с люди вы считаете главными?

- Согласны ли вы с утверждением: "Словом человека можно ранить больнее, чем оружием?"

В результате мы получили такие ответы:

- на 1 вопрос большинство ответили:

  • Взаимопонимание
  • Уважение
  • Откровенность
  • Чистосердечность
  • Честность.

Были и другие варианты.

 Вывод учащихся: не бросай слова на ветер. Говорили на Руси "Ветер горы разрушает, слово народы поднимает".

Вторая группа проводила опрос по теме:

"Молодежный сленг: "за" и "против".

Сленг это - в переводе с английского, означает слова или выражения употребляемые людьми, определенных возрастных групп, профессий или классовых прослоек.

В ходе опроса мы задали следующие вопросы:

- часто ли вы употребляете слова молодежного сленга?

- как вы считаете сленг и нецензурная брань- это одно и тоже?

- есть ли слова современного сленга, которые вы не понимаете?

В результате у нас получились такие результаты.

Мы предлагаем вам попробовать определить какие слова относятся к сленгу, а какие к литературной речи и дать им объяснения.(слайд №4)

- пацан, клево, базар, репа, пасть, нет, шарага, потрясно, красиво,

Родители, капуста, чело, разговор.

- Работа со словами.

- Вывод: на Руси говорили "Видна птица - по перьям, а человек - по речам", будьте внимательны к своим словам.

Познакомиться со значением разных слов можно в книгах, которые сейчас расположены на выставке, эти книги можно найти в нашей школьной библиотеке.

Вывод: главное в приветствии - улыбка. Так что улыбайтесь!

Улыбка ничего не стоит, но многое дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновения, а в памяти остается порой навсегда.

Но речевое поведение, это не только умение правильно говорить,но и умение слушать, понимать друг друга.

Я предлагаю вам выполнить несколько упражнений для развития умений слушать и понимать.

Упр.1. На определение положительных и отрицательных видов поведения говорящего.

Поставьте букву П для тех видов поведения которые вы - говорящий - используете для того, чтобы привлечь к себе внимание слушателя, и Н - для тех, которые, по вашему мнению, мешают вас слушать.

Приподнятые брови; улыбка;
Кивок головы; молчание;
Наморщенный лоб; взгляд мимо слушателя;
Внимательность; руки на затылке;
Неподвижность; хождение собеседника;
Наклон головы; вздохи;
Обращение к слушателю; покачивание головой.

Один учащийся работает у доски. После выполнения работы дает пояснения, почему он так распределил.

Вывод: мы убедились, что умение слушать и правильно говорить сложная наука. Но осваивать ее надо. Третья и четвертая группа разработала и подготовила свои рекомендации для слушающего и говорящего.

А теперь подберите пословицы и поговорки к данным рекомендациям.

Выступления учащихся, памятки для групп.

Вывод: "Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать".

 Подводя итог уроку давайте ответим на важные вопросы:

- Что значит быть приятным собеседником?

- О чем можно и о чем нельзя говорить в обществе?

- Что необходимо учитывать, общаясь с близкими людьми?

- Какое значение в общении играют жесты и мимика?

Вывод урока:

Нужно быть очень осторожным в своих мыслях, словах, поступках, то есть в речевом поведении.

От этого зависит вся наша жизнь, здоровье, ваше счастье. Персидский поэт говорил: "Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт".

Спасибо всем за урок.

Оценки за урок:

Домашнее задание:

  • Дайте советы одноклассникам "Если спорить, то по правилам".
  • Написать эссе на тему: "Давайте понимать друг друга с полуслова:". Можно ли этому научиться?
  • "О чем мы говорим по сотовому телефону, где и как уместно им пользоваться?"