Цельи урока:
- создание условий для формирования у учащихся толерантного отношения к окружающим;
- разрешение межличностного конфликта.
Задачи урока:
- развитие навыков сотрудничества;
- сплочение коллектива;
- развитие доброжелательности, этических норм поведения;
- учить учащихся находить компромисс;
- помочь учащимся осознать влияние позитивного общения на их здоровье и успешность в учебе.
Целевая группа: учащиеся 5-го класса в возрасте 11 лет.
Оборудование: компьютер, экран, мягкая игрушка в форме сердца, карточки со списком качеств личности и их определениями, карточки с понятием толерантности в разных странах, чистые листы бумаги, ручки, результаты предварительного анкетирования, фрагменты видеозаписи детей класса (выход на природу).
Организация пространства: работа в группах.
Время проведения: 55-60 мин.
Место проведения: классная комната.
Ход классного часа
1. Начало
1.1. Приветствие.
Учитель: Добрый день, мои дорогие. Я рада нашей встрече. Надеюсь, что то бесценное время, которое нам дано для решения наших вопросов, будет проведено с пользой.
Слайд 2 (музыкальный фон)
1.2. Наш час общения мы начнем с игры “Я тебя люблю за то, что…”
Мы будем передавать это красивое сердце-символ любви, и, обращаясь к однокласснику по имени, глядя ему в глаза, четко произносить то, за что вы его любите. Например, Жанна, я люблю тебя за то, что ты такая открытая, доверчивая, и когда тебе делают замечание, ты стараешься не обижаться, а стремишься исправиться.
После окончания игры:
Молодцы, ребята. Мы с вами, действительно, прекрасный коллектив, так как вы замечаете в своих одноклассниках так много хороших качеств, а, самое главное, вы умеете об этом открыто сказать. Это говорит о том, что вы откровенные и смелые люди. Это вы подтвердили и тем, как искренне отвечали на вопросы анкеты (Приложение 1).
Ребята, я думаю, что вам будет интересно познакомиться с результатами анкеты.
2. Основная часть.
2.1. Ввод в проблему.
После ознакомления с результатами анкеты обсудите в группах и скажите, существует ли у нас с вами проблема, которую важно срочно разрешить.
Слайды 3-7.
После просмотра слайдов:
Проблема есть? Какая? ( Происходит обсуждение в группах. Учащиеся высказывают свои мнения по очереди)
Итог: главная проблема в том, что вас никто не слышит.
Слайд 8.
2.2. Сформулируйте проблемный вопрос (дети предлагают свои проблемные вопросы, учитель подводит их к формулированию следующего проблемного вопроса)
Итог: Проблемный вопрос: Почему бывает трудно договориться?
Слайд 9.
2.3. Как вы думаете, какая тема нашего классного часа?
Слайд 10.
“Учимся общаться!”, так как “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения” – так сказал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
2.4. Так почему же бывает трудно общаться?
Ребята, посмотрите, пожалуйста, инсценировку индийской сказки “Мудрецы и слон” и скажите, в чём была ошибка мудрецов? (Приложение 2)
Слайд 11. (Дети показывают инсценировку)
После инсценировки:
И в чем же была ошибка мудрецов? Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Итог: Молодцы, вы правы.
- Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.
- Никто не хотел слушать, что говорят другие, а пытался криком доказать свою точку зрения.
- А в результате, у них возникла ссора и конфликт. Конфликт был основан на различиях в восприятии – слон был один и тот же, а разным было восприятие этого слона.
Какой вывод можно сделать из этого?
(После высказываний детей, подводим итог:
- Нужно прислушиваться к мнению других
- Нет смысла кричать
- Должна быть согласованность в действиях…)
2.5. Ребята, а в нашей классной жизни бывают подобные ситуации?
Слайд 12.
Посмотрите, пожалуйста, небольшой видеосюжет и ответьте на вопрос “Почему нам так и не удалось закончить конкурс?”
Слайд 13.
После просмотра – небольшое обсуждение и учащиеся высказывают свои мнения.
Итог: Конкурс был “сорван”, так как
- все кричали, никто никого не слушал и не слышал
- доказывали одну и ту же мысль – по качеству мячи были разные (один был очень скользкий, а другой шершавый)
- в результате, поссорились и не закончили игру.
Есть что-то общее между этими двумя ситуациями?
- Да. Мудрецы так и не узнали о том, как выглядел слон
- А вы не узнали, какой вас ждал впереди сюрприз.
Слайд 14.
2.6. Посмотрите, пожалуйста, на список качеств (Приложение 3) и выберите те, которых нам с вами не хватило, чтоб избежать ссоры (Дети получают карточки со списком качеств личности, каждое качество имеет доступное для пятиклассников определение).
2.7. Ребята, все эти качества можно объединить в одно понятие. Кто знает, как называется такое качество?
Слайд 15.
Толерантность.
Зачитайте, пожалуйста, что понимают под словом “толерантность” разные культуры (карточки с определением даются в группы) (Приложение 4).
Понятие очень объемное. Давайте из всех этих определений выберем лишь то, что для нас особенно актуально сейчас. Составьте свое краткое определение толерантности. (Работа в группах. Представители каждой группы зачитывают свое определение).
Слайд 16.
Толерантность – это умение принять другую точку зрения.
2.8. Как же вы думаете, а зачем нам воспитывать в себе такое качество?
- Верно, чтоб легче было общаться
- Поможет избежать ссор, конфликтов.
- Но есть еще очень важная причина.
Внимательно послушайте информацию, посмотрите видеосюжет и сделайте вывод: зачем нам важно учиться быть толерантными?
Ученые определили, что тело человека содержит 70-80% воды от общего веса. Это кровь, лимфа, межклеточная жидкость, мозг. Мозг содержит до 80% воды. От состояния мозга зависит ваша память, мышление, что влияет на вашу успешность в учебе.
Многие ученые занимаются исследованием воды. Знаменитый японский ученый, доктор, исследователь Масару Эмото доказал, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Он показал, как вода реагирует на разные слова и интонации. Форма кристаллов льда при замерзании воды была разной в зависимости от того, как на нее воздействовали.
Слайды 17-22.
После просмотра – обсуждение в группах.
Итог:
- Толерантность нам поможет сохранить здоровье
- Быть более успешными в учебе
- Избежать конфликтов
2.9. А любой ли крик отрицательно влияет на наш организм? Нет
Если вы “болеете” друг за друга на соревнованиях – вы посылаете положительные эмоции, а это только помогает и придает участникам еще больше сил.
2.10. Вернемся к нашему проблемному вопросу: “Почему бывает трудно договориться?” (после высказываний ребят подвести итог:
Да, действительно, договориться бывает нелегко, т.к. все люди разные, у всех разные характеры, иногда не точно выражаем свою мысль, не умеем сдерживать свои отрицательные эмоции, не хватает терпения, выдержки, не умеем остановиться первыми в споре, не хочется уступать и т.д.)
Мы сумели ответить на этот вопрос?
Убедились в том, что нужно воспитывать в себе такое важное качество как толерантность?
2.11. А как его воспитывать? Для этого давайте сами составим правила толерантного общения.
(Работа в группах). После выступления каждой группы, зачитываем правила на слайде (Приложение 5).
Слайд 23.
Эти правила будем постоянно соблюдать.
2.12. Сейчас, зная правила, давайте “проживем” ситуации заново. “Перепишите” конец индийской сказки и сыграйте ее снова, и “измените” ситуацию на костре. (Две группы работают над окончанием сказки, две группы обсуждают ситуацию в походе).
Выступления групп.
Молодцы, ребята. Вы великолепные режиссеры и актеры! В будущем, как только начнете спорить, вспомните мудрецов из сказки, надеюсь, что ваши поступки будут намного мудрее.
3. Заключительная часть.
3.1. Слайд 24.
Домашнее задание звездочкам (группам) – в классе объявляется конкурс на самый оригинальный символ толерантности и на этот символ мы запишем правила толерантного общения и поместим его в наш классный уголок.
Слайд 25.
Мысль в подарок.
Стихотворение Игоря Тютюкина “Сила и слабость” (Приложение 6).
3.2. Рефлексия.
Ребята, мы завершаем наш классный час. Я благодарю вас за прекрасное общение. Передавая сердечко, закончите фразу: “Чтоб нам легко было договориться /общаться я буду/не буду…”.