Типы сказуемых. Обобщение знаний. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели урока:

  • обобщить теоретические знания о сказуемых разных типов,
  • учиться определять типы сказуемых,
  • формировать орфографическую зоркость учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Структура урока Содержание Примечания
1.Организационный момент Здравствуйте, ребята.

Проверьте свою готовность к уроку.

Урок начнём с орфографической разминки.

 
2. Орфографическая разминка Запись под диктовку.

Снежинки падали с небес в таком случайном беспорядке, а улеглись постелью гладкой. (С.Маршак)

- Подчеркните все орфограммы.

- Выпишите два разных по типу связи словосочетания .

- Какой тип связи нам не встретился?

- Закончите словосочетание, чтобы получилось примыкание.

Падали + ::::::., улеглись + :::::::::

 
3. Актуализация знаний. - Найдите основу предложения.

- Определите тип сказуемого.

- Что вы помните о простом глагольном сказуемом?

(Простое глагольное сказуемое чаще всего состоит из одного слова и выражается глаголом в одном из наклонений).

- Где заключено лексическое и грамматическое значение в простом глагольном сказуемом? ( в одном слове)

 
4. Обобщение теоретических знаний. - Какие типы сказуемых вы ещё знаете?

ПГС (простое глагольное сказуемое)

СГС (составное глагольное сказуемое)

СИС (составное именное сказуемое)

- Из каких частей состоят СГС и СИС?

СГС (вспомогательный глагол + основная часть)

СИС (глагол связка + именная часть)

- Чем выражается основная часть в СГС?

(глаголом инфинитива)

- Чем выражается именная часть в СИС?

(именной частью речи)

- Где заключено лексическое и грамматическое значение у СГС И СИС.

(ответы учащихся)

- В каком случае сказуемое выражено одним словом, но это составное именное сказуемое?

(при отсутствии глагола-связки)

Приложение.

Демонстрируется слайд № 2-4

5.Постановка целей - Цель сегодняшнего урока научиться определять типы сказуемых и отличать их друг от друга. Цели могут ставить учащиеся.
6. Тренировочные упражнения. Письмо под диктовку. Определить тип сказуемого.

Доказать правильность своего выбора.

Эта ель стояла здесь лет двести и совсем не собиралась валиться.

Новая школа была размещена в просторном здании.

Ум да здоровье всего дороже.

Учащиеся записывают по одному предложению на доске и комментируют свой выбор.
7. Работа с учебником - А сейчас вам предстоит применить знания в изменённой ситуации.

-Откройте учебник на стр. 55 упр. 110

-Вам нужно перестроить предложения, заменяя простое глагольное сказуемое составным глагольным и составным именным.

(Сад посадил мой дедушка. Сад мечтал посадить (СГС) мой дедушка. Сад будет посажен (СИС) моим дедушкой.)

После выполнения упражнения - фронтальная проверка.

Учебник русского языка 8 класс.

Москва, Просвещение, 2009 г. Под редакцией Тростенцовой Л.А.

Работа выполняется по вариантам.

8. Инструктаж по домашнему заданию. - Дома вам предстоит потренироваться в определении типа сказуемых. Запишите в дневники упр.107,108. Задание записывается в дневник.
9. Итоговый тест. - В заключение вам надо выполнить тест по пройденному материалу, чтобы проверить и оценить себя.

1 вариант

Задание: подчеркни основы и определи тип сказуемых

Сегодня мы будем тренироваться в зале.

Через месяц путешественники появились в Москве.

Пути мои были трудны и непредсказуемы.

Светлыми звёздами нежно украшена тихая зимняя ночь.

2 вариант

Задание: подчеркни основы и определи тип сказуемых

Влажным запахом полна степей живая тишина.

Стихи писать Пушкин начал ещё до лицея.

Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посредине реки.

В доме всё было очень привычно.

Слайд № 5

Самопроверка и самооценка.

10. Подведение итогов урока. - Какие цели на сегодняшнем уроке мы ставили?

- Кто этих целей достиг?

- Урок окончен.