Цели урока:
- обобщить теоретические знания о сказуемых разных типов,
- учиться определять типы сказуемых,
- формировать орфографическую зоркость учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Структура урока | Содержание | Примечания |
1.Организационный момент | Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Урок начнём с орфографической разминки. |
|
2. Орфографическая разминка | Запись под диктовку. Снежинки падали с небес в таком случайном беспорядке, а улеглись постелью гладкой. (С.Маршак) - Подчеркните все орфограммы. - Выпишите два разных по типу связи словосочетания . - Какой тип связи нам не встретился? - Закончите словосочетание, чтобы получилось примыкание. Падали + ::::::., улеглись + ::::::::: |
|
3. Актуализация знаний. | - Найдите основу предложения. - Определите тип сказуемого. - Что вы помните о простом глагольном сказуемом? (Простое глагольное сказуемое чаще всего состоит из одного слова и выражается глаголом в одном из наклонений). - Где заключено лексическое и грамматическое значение в простом глагольном сказуемом? ( в одном слове) |
|
4. Обобщение теоретических знаний. | - Какие типы сказуемых вы ещё знаете? ПГС (простое глагольное сказуемое) СГС (составное глагольное сказуемое) СИС (составное именное сказуемое) - Из каких частей состоят СГС и СИС? СГС (вспомогательный глагол + основная часть) СИС (глагол связка + именная часть) - Чем выражается основная часть в СГС? (глаголом инфинитива) - Чем выражается именная часть в СИС? (именной частью речи) - Где заключено лексическое и грамматическое значение у СГС И СИС. (ответы учащихся) - В каком случае сказуемое выражено одним словом, но это составное именное сказуемое? (при отсутствии глагола-связки) |
Приложение. Демонстрируется слайд № 2-4 |
5.Постановка целей | - Цель сегодняшнего урока научиться определять типы сказуемых и отличать их друг от друга. | Цели могут ставить учащиеся. |
6. Тренировочные упражнения. | Письмо под диктовку. Определить тип
сказуемого. Доказать правильность своего выбора. Эта ель стояла здесь лет двести и совсем не собиралась валиться. Новая школа была размещена в просторном здании. Ум да здоровье всего дороже. |
Учащиеся записывают по одному предложению на доске и комментируют свой выбор. |
7. Работа с учебником | - А сейчас вам предстоит применить
знания в изменённой ситуации. -Откройте учебник на стр. 55 упр. 110 -Вам нужно перестроить предложения, заменяя простое глагольное сказуемое составным глагольным и составным именным. (Сад посадил мой дедушка. Сад мечтал посадить (СГС) мой дедушка. Сад будет посажен (СИС) моим дедушкой.) После выполнения упражнения - фронтальная проверка. |
Учебник русского языка 8 класс. Москва, Просвещение, 2009 г. Под редакцией Тростенцовой Л.А. Работа выполняется по вариантам. |
8. Инструктаж по домашнему заданию. | - Дома вам предстоит потренироваться в определении типа сказуемых. Запишите в дневники упр.107,108. | Задание записывается в дневник. |
9. Итоговый тест. | - В заключение вам надо выполнить тест
по пройденному материалу, чтобы проверить и
оценить себя. 1 вариант Задание: подчеркни основы и определи тип сказуемых Сегодня мы будем тренироваться в зале. Через месяц путешественники появились в Москве. Пути мои были трудны и непредсказуемы. Светлыми звёздами нежно украшена тихая зимняя ночь. 2 вариант Задание: подчеркни основы и определи тип сказуемых Влажным запахом полна степей живая тишина. Стихи писать Пушкин начал ещё до лицея. Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посредине реки. В доме всё было очень привычно. |
Слайд № 5 Самопроверка и самооценка. |
10. Подведение итогов урока. | - Какие цели на сегодняшнем уроке мы
ставили? - Кто этих целей достиг? - Урок окончен. |