Цели урока:
- Сформировать знания о причинах, начале и основных сражениях Отечественной войны 1812 года.
- Раскрыть причины войны 1812 г, показать её справедливый отечественный характер, углубить понимание учащихся о справедливых и не справедливых войнах.
- Продолжить работу над развитием умения учащихся работать с исторической картой, с дополнительной литературой, выступать с сообщениями перед классом; сравнивать и анализировать события.
Оборудование:
- Настенная карта. Отечественная война 1812г.
- Анкеты по полководцам
- Атласы
- Картина художника-баталиста Верещагина
- Флаги Франции и России
- Портреты полководцев
Эпиграф:
"Тогда гроза 1812 года
Ещё спала, ещё Наполеон
Не испытал Великого народа
Ещё грозил и колебался он"
А.С. Пушкин
План
Вводная беседа, рассказ учителя об отношениях России и Франции накануне войны. Повторение определений о справедливых и несправедливых войнах, понятий "война", "Отечественная война".
Выступление учащихся с анкетными данными по Наполеону, Александру I (выступления адъютантов).
Выступления "Наполеона" и "Александра I" о целях и планах в войне, о соотношениях сил накануне войны (работа с исторической картой, запись основных данных).
Работа с картой, атласами. Показ основных направлений действий наполеоновской и русской армии.
Выступление учащихся с сообщениями о Кутузове, Барклае де Толли, Багратионе.
Работа с иллюстрациями Верещагина.
Запись основных причин отступления русской армии.
Сообщения учащихся о народных героях войны 1812г.
Закрепление.
Итоги урока. Оценки.
Домашнее задание.
Ход урока
1. Из предшествующих уроков, в том числе и по курсу новой истории нам известно, что в начале XIX в. обострились противоречия в русско-французских отношениях. Особенно углубили эти противоречия Тильзитский мир и континентальная блокада.
Пришедшая к власти в конце XVIII в. французская буржуазия стремилась утвердить политическое и экономическое господство Франции в Европе, а затем и во всём мире. В результате захватнических, агрессивных войн 1796 - 1809 гг. почти по всей Западной Европе утвердилось французское государство (кроме Англии и Швеции). Наполеон решил подорвать экономическое господство главного своего конкурента - Англии, навязав европейским государствам континентальную блокаду этой страны. Россия нарушала эту блокаду, в отличие от других, показывая, что она не согласна на экономическую и политическую зависимость от Франции и будет противостоять её агрессивным устремлениям. Это ставило под удар стремления французской буржуазии к мировому господству.
Вопрос классу:
1. Какие по характеру бывают войны?
2. Попробуйте определить, какой эта война была для Франции и России?
Наполеон говорил в 1811 году: "через 5 лет я буду господином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю её"
Вопрос классу:
Вспомните, по каким вопросам сталкивались Россия и Франция во внешней политике?
Выступления учащихся с краткой характеристикой исторических личностей:
- Наполеона
- Александра I
(ролевая игра; анкеты зачитывают адъютанты)
Теперь давайте выслушаем планы в войне Наполеона и Александра I (ролевая игра : учащиеся, которые исполняют роль Наполеона и Александра I, у карты рассказывают о своих планах ; о готовности армии к войне )
Класс работает с атласами, делают основные записи из рассказа выступающих.
Учитель: В этой войне в полном объеме раскрылся талант великих полководцев русской армии: Барклая - де - Толли, Багратиона, Ермолова, Раевского, Дохтурова, Кутузова (краткие сообщения - биографии полководцев).
Учитель: Об этой войне написано огромное количество книг: историками, писателями, поэтами. Вспомните, с какими произведениями уже знакомы вы, в которых описываются главные, героические страницы этой войны?
Сегодня на уроке мы рассмотрим иллюстрации картин художника - баталиста Верещагина. Они позволяют нам образно представить основные события войны. (Рассказ по иллюстрациям)
Закрепление:
1. Какое соотношение сил накануне войны было в армиях Франции и России?
2. Покажите на карте основные направления наступления французской армии.
3. Назовите причины, которые заставили русскую армию в первые месяцы войны отступать.
Учитель: Таким образом, мы сегодня познакомились с началом Отечественной войны 1812г, её причинами и первыми сражениями.
Мы можем сделать вывод, что это война со стороны России была справедливой, Отечественной. Следующий урок будет посвящён изучению одной из самых ярких сражений в истории этой войны - Бородинскому сражению.
Домашнее задание: Прочитать &2.Устно ответить на вопросы. Оценки.
Дополнительная литература:
- В.Г. Сироткин "Отечественная Война 1812г", К.А. Троицкий "Великий год России", ЖЗЛ "Герои 1812г"