Сотрудничество семьи и школы в культурно-нравственном воспитании школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


"По моему глубокому убеждению, педагогика
должна стать наукой для всех - для учителей и для родителей"
В.А. Сухомлинский.

В 19, в начале 20 века в России семейное воспитание было основано на авторитете родителей. В 1917 году воспитание подрастающего поколения было объявлено государственным делом, и семья постепенно начала утрачивать своё влияние на процесс становления ребёнка, как личности, т.е. основная нагрузка по воспитанию детей была возложена на школу.

На протяжении ряда последних лет очень много говорят о том, что Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в т.ч. детскому и молодёжному), во многом разрушительна с точки зрения личности и семьи. В связи с этим культурно-нравственное воспитание подрастающего поколения имеет огромную значимость. Также актуальность этого обусловлена забвением и утратой корней отечественной культуры, падением уровня духовно-нравственной культуры, невостребованностью духовного потенциала национальной культуры, утратой семейных форм культурного сотворчества, негативным отношением подростков к традициям и ценностям "отцов". Для повышения уровня культурно- нравственного воспитания в лицее были привлечены родители во внеурочную, досуговую деятельность, для сотрудничества с детьми и педагогами.

Основными задачами лицея при проведении данной работы являлись:

  • оказание квалифицированной педагогической помощи родителям учащихся;
  • расширение сфер и форм сотрудничества с семьями, вовлечение их в совместную творческую, социально значимую деятельность;
  • активизация совместной деятельности лицея и родительской общественности по культурно-нравственному воспитанию и формированию здорового образа жизни школьников;
  • решение в союзе с семьёй и органами правопорядка проблем безнадзорности, наркомании, преступности, профилактика девиантного поведения учащихся;
  • повышение роли социально-психологической службы лицея в работе с родителями. и в индивидуальной работе с неблагополучными семьями;
  • использование возможностей дополнительного образования в культурно-нравственном воспитании учащихся.

Сегодня учёные пришли к неутешительным выводам о том, что современные родители часто испытывают трудности в культурно-нравственном воспитании своих детей, с чем мы столкнулись в лицее на начало ОЭР. Из опыта прошлых лет, среди главных причин возникновения трудностей у наших родителей можно выделить следующие: социальные и экономические трудности, снижающие уровень внутрисемейного эмоционального настроения.

Большую часть времени как родители, так и дети проводили за телевизором или компьютером, не оставляя практически времени для общения друг с другом. Также большинство родителей очень мало уделяло внимания воспитанию детей в силу своей занятости на работе, им казалось, что лишь бы с учёбой было в порядке, а всё остальное решится само собой. Но: чудес не бывает, и приходится вспоминать мудрые слова Р.Рождественского:

"Хотите вы, иль не хотите,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего, вы родители,
А всё остальное потом!"

- следующая причина - низкий уровень педагогической культуры родителей, которые только частично владели методами, формами воспитания, были мало знакомы с моделями общения с детьми. Родители неактивно посещали родительские конференции, семинары, "круглые столы", внеклассные и внешкольные мероприятия. На классные собрания приходили 65 - 70 % мам и пап. Всё это, конечно же, не могло не сказаться на уровне культурно-нравственного воспитания школьников.

К.Д. Ушинский писал: "Отцы и матери уверены в том, что знают, как воспитывать детей, если не всех, то своего уж точно. Действительность же такова, что даже самые лучшие родители - не всегда умелые педагоги. Вот и "лепят" детей по своему образу и подобию, без опоры на научные знания".

И действительно, по мнению учёных, семей, способных воспитывать своих детей, сознательно относиться к родительским обязанностям, немного - около 20%. Остальные, даже из числа благополучных, испытывают нужду в конкретной педагогической помощи. Поэтому значительное место в системе работы лицея с родителями отводилось их педагогическому просвещению, т.е. повышению уровня педагогической культуры родителей, что является основой совершенствования семейного воспитания. При этом подчёркивалось, что культурно-нравственное воспитание ребёнка - это сложная и важная работа, результаты которой будут положительными в том случае, если она проходит во взаимосвязи, в сотрудничестве семьи и школы.

Планируя педагогическое просвещение родителей, мы исходили из следующих задач:

  • сделать семью и школу союзниками в воспитании детей;
  • обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие лицея и семьи в осуществлению комплексного подхода к воспитанию;
  • нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребёнка;
  • компенсировать пробелы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи путём повышении уровня педагогической культуры родителей.

Что же такое педагогическая культура? По определению профессора кафедры педагогики Российского Государственного педагогического университета Бондаревской Е.В. педагогическая культура - это часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимой человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, становления) личности.

В своей работе по культурно-нравственному воспитанию школьников мы руководствовались структурой педагогической культуры, которая включает различные уровни ее изучения:

  • социально-педагогический - это социальная сфера общества, способ сохранения межпоколенных и межчеловеческих(в том числе внутрисемейных и межнациональных) отношений и передачи социально-педагогического опыта;
  • научно-педагогический - это часть общечеловеческой и национальной духовной культуры, сфера педагогических ценностей, включающие педагогические теории, педагогическое мышление, педагогическое сознание общества, культурные образы педагогической деятельности;
  • профессионально-педагогический - это сфера профессиональной деятельности, включающая общественные требования к ней, закономерности культурной идентификации педагога, культуросообразные образовательные системы, педагогические технологии, способы создания культурных образцов общественной жизни и педагогической практики;
  • личностный - это личностное свойство учителя, родителя, интегрирующее педагогическую позицию, качество, профессиональные умения, поведение, индивидуальные достижения в творчестве.

Личностный уровень педагогической культуры наиболее приемлем родителям, поэтому этому уровню уделялось особое внимание в педагогическом просвещении.

Для более успешного семейного воспитания педагоги ввели систематическое обучение родителей по использованию различных форм и методов работы для повышения уровня педагогической культуры. Черпая информацию у педагогов-профессионалов, родители многое узнали о моделях и способах общения с детьми, что, безусловно, принесло положительные результаты в культурно-нравственном воспитании школьников. Так родителям в этом помогло знание того, что существует несколько моделей общения с детьми-подростками, что помогло правильно строить отношения с ними:

  • принуждающая;
  • вознаграждающая;
  • легитимная (узаконенная).

Родители узнали, что существуют способы влияния на детей:

  • побуждение;
  • соблюдение ритма жизни ребенка.

Родители усвоили, что должны помнить о том, что существуют модели взаимоотношений с детьми:

  • "Золушка" - пренебрежительное отношение к ребёнку;
  • "Тиран и кумир семьи" - преклонение перед ребенком, его захваливание;
  • "Гиперопека" - стремление все решать за ребенка;
  • "Гипоопека" - безразличие к ребёнку.

Также родители запомнили, что главным в отношениях между ними и детьми являются принципы:

  • двустороннего уважения;
  • "воспитывайте уважая";
  • "Учите детей думать".

На встречах с педагогами родители также усвоили, что нужно так общаться с ребенком, чтобы у него сформировалось позитивное отношение к жизни. Поэтому важно поощрять и поддерживать ребенка в его самостоятельных начинаниях:

  • подчеркивать способности и возможности детей;
  • дать почувствовать ребенку, что он нужен.

Вот некоторые знания, которые помогли родителям совместно с педагогическим коллективом добиться хороших результатов в культурно-нравственном воспитании учащихся за последние годы.

Ориентация на качественное образование и воспитание побуждает классного руководителя принимать нестандартные решения и по-иному строить отношения с учащимися и их родителями. Так в своей работе с родителями и с учащимися некоторые классные руководители использовали информационные технологии. К этим новшествам относится:

  • СМС - дневник;
  • интернет - консультации;
  • информационный лист учащегося;
  • портфолио учащегося.

Проделанная этими классными руководителями работа дала позитивные результаты: постоянное взаимодействие с учителями-предметниками, родителями, учащимися помогло выявить и вовремя решить проблемы, связанные с учёбой и поведением; учащиеся стремились улучшить успеваемость и культуру поведения, т.к. обо всех успехах узнавали и одноклассники и их родители.

Широко использовалась социоигровая технология.

Использование данных технологий - большой шаг в повышении педагогической культуры родителей и в развитии нравственных основ личности школьника.

Также были использованы следующие формы работы с родителями:

1. Психолого-педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей:

  • общешкольные родительские собрания, ("Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления; способы общения с ребёнком и методы педагогического воздействия в семье", "Роль семьи в профилактике вредных привычек, девиантного поведения и правонарушений" и др.);
  • общешкольная конференция родительского актива, ("Взаимодействие педагогов и семьи в интересах воспитания и развития ребёнка", "Проблемы детей - наши общие проблемы" и др.).
  • дни открытых дверей, (проведение открытых уроков, классных и общешкольных мероприятий, консультации педагогов, презентация лицея и др.)
  • родительский клуб "Воспитание =семья + школа", (круглый стол "Мы вместе", семинар "Физическая культура - часть духовно нравственной культуры" и др.)
  • родительские собрания по классам, ("Круг общения ребёнка и его влияние на формирование культуры поведения", "Уважительное отношение к старшим - признак высокого уровня нравственной культуры человека","Спорт против наркотиков, алкоголизма и табака" - как привлечь детей к занятиям спортом" и др.);
  • обзоры и выставки литературы для родителей, ("Значение красоты и духовности окружающего мира в становлении поликультурной личности", "Культура повседневной жизни подростка: внешний облик, манера поведения и речь, культура взаимоотношений" и др.);
  • индивидуальные консультации психологов, социальных педагогов,("Культура вашего здоровья", "Культура общения в семье", О роли семьи в жизни ребёнка" и др.);

2. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми (участие в подготовке и проведении классных и традиционных общелицейских мероприятиях, в благотворительных акциях, в семейных праздниках и в игровых семейных конкурсах, в экскурсиях, туристических походах, культпоходах);

3. Корректировка взаимоотношений в семьях отдельных учащихся, (посещение неблагополучных семей социальными педагогами, психологическое просвещение родителей, консультирование родителей по проблемам воспитания и психологического развития их детей, консультация для родителей "Об ответственности родителей за правонарушение детей", семинар "Роль семьи в формировании жизненных ценностей ребёнка" и др.)

4. Организация работы родительского актива, (организация на базе лицея традиционных встреч многодетных семей в праздники, проведение конференций, оказание помощи в организации деятельности профильных комиссий общешкольного родительского комитета и т. д.)

5. Взаимодействие семьи с кружками лицея, (проведение открытых занятий для родителей, отчётных мероприятий (конкурсов, спектаклей, выставок) и др.)

6. Организация диагностической работы по изучению семей подростков, 9общешкольные диагностики: анкеты "Потребность семьи в новых формах дополнительного образованияя2, Взаимодействие с классным руководителем и родительским комитетом класса", "Удовлетворённость родителей работой школы" и др.)

В результате повышения уровня педагогической культуры родителей и согласованного взаимодействия семьи и школы, безусловно, повысился уровень духовно- нравственной культуры учащихся, о чём говорят исследования социально-психологической службы.

Характер социально-психологического климата(СПК) в детском коллективе.

  2005-2006 уч.год. 2009-2010 уч. год.
Высокая степень благоприятности СПК 15% 8,1%
Средняя степень благоприятности СПК 45% 78,38%
Благоприятность СПК незначительная 32,5% 13,52%
Средняя неблагоприятность СПК 0% 0%
Сильная неблагоприятность СПК 2,5% 0%

Многие учащиеся пересмотрели своё отношение к лицею и это логично, ведь изменились ценностные установки детей.

Отношение учащихся к лицею.

  2005-2006 уч.год. 2009-2010 уч. год.
Лицей нравится 76,5% 80%
Лицей не нравится 4,5% 2%
Воздержались от ответа 19% 18%

Желание посещать лицей.

  2005-2006 уч.год. 2009-2010 уч.год.
Посещают с желанием 61% 69%
Посещают без желания 18% 11%
Воздержались от ответа 21% 20%

Участие учащихся во внеклассных и во внешкольных мероприятиях.

  2005-2006 уч.год. 2009-2010 уч.год.
Участвуют с желанием 51% 76%
Участвуют без желания 31% 17%
Не принимают участия 18% 7%

О заинтересованности родителей в улучшении качества образования и воспитания детей говорит тот факт, что посещаемость родительских собраний в 2005-2006 уч.году составляла 72 %, в 2009- 2010 уч.году - 90% .

Видна положительная динамика в работе социальных педагогов по формированию общей культуры подрастающего поколения. Так в 2009-2010 уч. году 53,7 % выпускников 9-х классов в системе ценностей первое место отводят здоровью, по сравнению с 2005-2006 уч. годом . Тогда на здоровый образ жизни были ориентированы 42% девятиклассников.

Результатом успешной совместной работы педагогов и родителей по культурно-нравственному воспитанию учащихся является снижение уровня подростковой девиантности и правонарушений.

На внутришкольном учёте состояли:

  • в 2005-2006 уч. году - 11ч.;
  • в 2009-2010 уч. году - 3ч.

На учёте в ОДН состояли:

  • в 2005-2006 уч. году - 3ч.;
  • в 2009-2010 уч. году - 1ч.

В наркологическом кабинете Орджоникидзевского района не состоял ни один учащийся.

Для подведения итогов сотрудничества семьи и школы в культурно-нравственнм воспитании школьников проводились беседы на родительских собраниях, индивидуальные беседы с детьми, использовался метод "педагогического наблюдения", был проведён анализ работы классных руководителей, после чего сделан вывод, что союз семьи и школы, сотрудничество которого направлено на повышение уровня нравственной культуры учащихся, дал свои плоды.

По нашим наблюдениям улучшилось общение между учащимися, чаще стала проявляться толерантность, что очень важно во взаимоотношениях детей, особенно подростков.

Более уважительным стало отношение к старшему поколению. Установлен тесный контакт с Советом ветеранов ВОВ района: встречи стали систематическими и более тёплыми. Особое внимание школьники стали уделять нашим учителям-ветеранам. По инициативе детей теперь их приглашают не только на концерты ко "Дню Учителя" и "8 Марта", но и на мероприятия, посвящённые "Дню Победы" и на традиционный праздник чествования лучших из лучших "О школе, о себе, о весне", где наши ветераны узнают о заслугах учащихся, таким образом, в курсе лицейских дел.

Большее количество учащихся теперь привлекает краеведение. Живой интерес школьники стали проявлять к работе лицейского турклуба "Бродяги". Чтобы попасть в его состав и отправиться в поход, нужно выдержать целый конкурс. У наших туристов повысился интерес к изучению истории, культуры и природы родного края, особенно ярко это проявилось в период подготовки празднования 450-и летия вхождения Башкирии в состав Российского государства. Всё это играет неоценимую роль в патриотическом и экологическом воспитании, что является частью культурно- нравственного воспитания.

Последние 3 года наши учащиеся стали более углублённо заниматься экологией. Было создано два экологических отряда под руководством учителя биологии. Дети с любовью облагораживают не только пришкольный участок, но и "шефствуют" над закреплёнными клумбами в парке нефтехимиков. Также ведут просветительскую работу в лицее.

О росте культурно-нравственного воспитания говорит тот факт, что наши школьники в последние годы стали больше занимать призовых мест на конкурсах и соревнованиях районного и городского уровня, что говорит о проявлении неподдельного интереса к внешкольным мероприятиям и ответственности за честь лицея.

Вот некоторые успехи за 2009-2010 учебный год:

  • 2 место в районе: в конкурсе агитбригад "Светофор"; в конкурсе "Солдатская песня", в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта; в туристско-экологическом слёте; в соревнованиях по водному туризму.
  • 2 место в городе на олимпиаде по пожарной безопасности;
  • 2,3 места в городе по профилактике наркомании;
  • 1 место в городе; 1,2 места в Республике - исследовательские работы по экологии.

За последние годы родители более активно, с большим желанием и интересом стали участвовать в классных вечерах, в экскурсиях, однодневных и многодневных походах именно поэтому появилась возможность больше проводить туристских вылазок. Охотнее участвовали вместе со своими детьми в ремонте и оформлении кабинетов, в экологических субботниках; чаще посещали театры с классом.

Также многие родители стали активными участниками и традиционных лицейских мероприятий:

  • музыкально- литературная гостиная "Моя мама самая лучшая";
  • осенняя ярмарка "Дары Башкортостана";
  • спортивные соревнования "Мой папа самый сильный, мама самая ловкая";
  • круглый стол " Хочешь быть здоровым, будь им" (к международному дню по борьбе со СПИДом);
  • ролевая игра "Суд над сигаретой, алкоголем, наркотиками";
  • круглый стол "Преемственность поколений - источник мудрости" (встречи с ветеранами ВОВ и труда);
  • праздник чествования лучших из лучших "О школе, о себе, о весне".

Таким образом, родители увидели своих детей, как говорят, со всех сторон, в другом ракурсе, что дало возможность родителям и детям сблизиться, лучше понимать друг друга. Всё это оказало неоценимую помощь в культурно-нравственном воспитании школьников в семье.

В итоге, оглядываясь на проделанную совместную работу педагогов и семьи, можно отметить следующие результаты:

  • овладение учащимися культурой семейных отношений;
  • укрепление взаимосвязей в семье;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • активное участие родителей в общешкольных мероприятиях;
  • проведение родительских собраний при явке 90% родителей;
  • соблюдение единства требований педагогов и родителей в культурно-нравственном воспитании;
  • сокращение числа неблагополучных семей;
  • повышение культуры общения на разных уровнях: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родитель, учитель-родитель, учитель-учитель;
  • повышение интеллектуального, эмоционально насыщенного уровня внеклассных мероприятий;
  • обеспечение высокого культурного уровня классных и общешкольных мероприятий, КТД;
  • освоение учащимися общечеловеческих ценнстей "Человек", "Отечество", "Знания", "Красота", "Семья", "Природа";
  • развитие эстетического вкуса;
  • осознание учащимися (70%) идеи культуры мира в её понимании миротворчества, терпимости, бесконфликтности.

Перечисленные результаты - это плоды систематического сотрудничества семьи и школы в культурно-нравственном воспитании школьников.

Не все ожидаемые результаты были достигнуты, поэтому педагогический коллектив лицея планирует продолжить работу в данном направлении, руководствуясь формулой "воспитание = семья + школа". Восточная мудрость гласит: "Мудр тот, кто знает не многое, а нужное". Вот к этим нужным знаниям и предстоит стремиться и учителям, и родителям для того, чтобы воспитать подрастающее поколение с высоким уровнем нравственной культуры.