Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием. В основном контингент учащихся школы составляют дети с клиническим диагнозом “олигофрения”. В большей степени учащиеся – это дети с наиболее легкой степенью умственной отсталости (дебильностью), имеющие диагноз F-70 и F-71. У некоторых из них в сочетании с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Данная программа имеет цель – осуществление коррекционно-развивающего воздействия на обучающихся через формирование у школьников системы элементарных, но четких и правильных знаний и умений географического характера, которые необходимы для дальнейшей успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями.
В ходе ее достижения решаются следующие задачи:
- изучение в тесной взаимосвязи физической, элементов экономической и социальной географии своего края, природы как среды обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов развития народного хозяйства;
- введение экологического компонента в содержание предмета.
Содержание программы соответствует следующим требованиям:
- научная достоверность учебного материала;
- системное и последовательное изложение материала;
- доступность и понятность учебного материала;
- излагаемый материал интересен для учащихся, что способствует сознательному усвоению знаний и лучшему пониманию;
- на уроках используются наглядные пособия, иллюстративные работы, материал закрепляется с помощью самостоятельных работ и упражнений;
- целостность, завершенность и познавательная ценность программы.
Совокупность методов обучения представляет собой путь познания окружающей действительности, который и предлагается учащимся: рассказ, объяснение, беседа, выборочное объяснительное чтение, работа с географическими и контурными картами, сообщения учащихся, экскурсии, просмотр видеофильмов, работа с периодической печатью.
Обучение детей с интеллектуальными нарушениями географии своего края особенно актуально в настоящее время, так как из-за своего здоровья, экономических и других причин большинство выпускников школы не покидает территории своей республики, живет и работает там, где они родились и выросли.
Необходимость введения программы обусловлена тем, что воспитанникам коррекционной школы трудно включиться в жизнь, в трудовую деятельность в современных условиях, поэтому программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня географических знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Количество часов |
1. |
История возникновения Бурятии | 1 |
2. |
Положение на карте. Границы. Поверхность. | 1 |
3. |
Климат. Предсказание погоды по местным признакам. | 1 |
4. |
Полезные ископаемые и почвы Бурятии. | 1 |
5. |
Реки, озера и источники Бурятии Охрана водоемов. | 1 |
6. |
Растительный мир Бурятии. Охрана растительного мира | 1 |
7. |
Животный мир Бурятии. Охрана животных. | 1 |
8. |
Население Бурятии. | 1 |
9. |
Промышленность Бурятии. | 1 |
10. |
Сельское хозяйство Бурятии. | 1 |
11. |
Транспорт нашего края. | 1 |
12. |
Архитектурно-исторические и культурные памятники | 1 |
13. |
Наш город – Улан-Удэ. | 1 |
14. |
Обобщающий урок “Моя малая Родина” | 1 |
Итого: | 14 |
Содержание программы
Тема 1. История возникновения Бурятии.
Наш край в древности. Природа. Поселения первобытных людей, их занятия. Расселение бурят в 17 веке. Вхождение Бурятии в состав Российского государства. Бурятия в конце 18 и первой половине 19 веков. Образование Бурят-Монгольской АССР (1923 г.), переименование в Бурятскую АССР (1958 г.) и в Республику Бурятия (1992 г.).
Тема 2. Положение на карте. Границы. Поверхность.
Географическое положение Бурятии на политико-административной карте России. Соседние республики (Монголия, Тыва), Иркутская область и Забайкальский край. Столица – город Улан-Удэ. Горный рельеф. Восточный Саян. Северо-Байкальское и Становое нагорье. Селенгинское среднегорье. Витимское плоскогорье.
Тема 3. Климат Бурятии.
Резко континентальный климат Бурятии. Времена года. Признаки наступления каждого времени года. Зима (продолжительная, холодная, малоснежная); весна (ветреная, холодная, засушливая); лето (непродолжительное, засушливая погода сменяется дождливой); осень (тихая, ясная, теплая, холода со второй половины октября). Предсказания погоды по местным признакам. Народные приметы.
Тема 4. Полезные ископаемые и почвы Бурятии.
Полезные ископаемые. Руды черных и цветных металлов: железная руда, молибденовые и вольфрамовые руды, золото. Горючие полезные ископаемые: уголь. Строительные полезные ископаемые: асбест, графит, известняк, глина, песок.
Виды почв: каштановые, черноземные, серые лесные, горно-таежные. Применение удобрений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
Тема 5. Реки и водоемы Бурятии.
Крупнейшие реки: Селенга (притоки – Чикой, Хилок, Уда и Итанца, Джида, Темник и Оронгой); Витим. Иркут.
Байкал - самое глубокое пресноводное озеро в мире. Озерные группы: Баунтовская, Еравнинская, Гусино-Убукунская.
Источники: Аршан, Горячинский, Туранский, Гаргинский и др. Охрана водоемов.
Тема 6. Растительный мир Бурятии.
Природные зоны Бурятии: степи, лесостепи, тайга, высотная поясность, тундра. Четкой смены природных зон нет.
Растения степей: типчак, тонконог, лапчатник, полынь, богородская трава и др.
Растения тайги: кедр, пихта, ель, сосна, лиственница. Ягодные кустарники: брусника, черника, голубика и др.
Лекарственные растения: боярышник, подорожник, чистотел, чабрец и др.
Редкие и исчезающие виды растений. Охрана растительного мира.
Тема 7. Животный мир Бурятии.
Животные степей. Грызуны: заяц-толай, тарбаган, тушканчик, суслик. Хищники: хорек, солонгой, горностай, ласка, лисица, волк. Птицы: дрофа, куропатка, жаворонки.
Животные леса. Пушные звери: соболь, белка, заяц, рысь, медведь и др. Копытные: лось, изюбрь, косуля, кабарга, кабан.
Птицы: глухарь, тетерев, рябчики, сойки, дятлы и др.
Высокогорный пояс: сибирский горный козел, горная индейка.
Тундра: дикий северный олень.
Животный мир Байкала.
Заповедники. Заказники. Красная книга.
Тема 8. Население Бурятии.
Национальный состав населения. Структура населения. Основные занятия жителей городов и сельской местности. Профессии, необходимые в республике. Национальные традиции и обычаи. Фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
Тема 9. Промышленность Бурятии.
Обрабатывающая промышленность: машиностроение, лесная, целлюлозо-бумажная, легкая, пищевая, промышленность строительных материалов и др. Крупные промышленные предприятия республики. Профессии, необходимые для работы на этих предприятиях.
Тема 10. Сельское хозяйство Бурятии.
Растениеводство. Зерновые и кормовые культуры, Картофель, Овощи.
Животноводство. Крупный рогатый скот. Овцы и козы. Лошади. Свиньи. Птицеводство.
Меры для повышения урожайности сельскохозяйственных культур и развития животноводства.
Тема 11. Транспорт Бурятии.
Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный. Их доля в перевозках. Ближайшие железнодорожные станции. Железные дороги, которые связывают Улан-Удэ с другими городами России.
Тема 12. Архитектурно-исторические и культурные памятники Бурятии.
Памятники археологии: стоянки людей каменного века, могильники и городища. Места пребывания декабристов. Этнографический музей. Буддийские храмы (дацаны) и православные храмы. Охрана памятников.
Тема 13. Наш город.
Улан-Удэ на карте Бурятии. История Улан-Удэ. Численность. Основные занятия населения. Известные даты и события города. Прославленные земляки. Улан-Удэ в будущем.
Тема 14. Обобщающий урок “Моя малая Родина”.
Бурятия на карте России. Границы. Поверхность. Климат. Реки, озера, источники Бурятии. Полезные ископаемые и почвы. Растительный и животный мир Бурятии. Охрана природы. Население Бурятии. Промышленность и сельское хозяйство. Транспорт. Достопримечательности республики.
Литература для учащихся
1. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО “Республиканская типография”, 2006. – 96 с.
2. Атлас Республики Бурятия. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000. – 48 с.
3. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970.
4. Бардаханова С.С. Бурятские сказки о животных. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974.
5. Башкуев Б.В., Пастернак Л.Г. География Бурятской АССР: Учеб.пособ. для 8 кл. –Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1968. – 75 с.
6. Дроздов А.П. Байкал – море синее. – М.: Детгиз, 1982 – 190 с.
7. Заповедными тропами. – М.: Просвещение 1980. – 192 с.
8. Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии: История, система и происхождение географических названий. – Улан-Удэ.: Бурят. кн. изд-во, 1969. – 186 с.
9. Никитин Н.М. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. – М.: Наука, 1987. – 128 с.
10. Обручев В.А. Мои путешествия по Сибири. – М.: Изд-во АН СССР, 1983. – 288 с.
11. Чимитдоржиев Ш.А. Кто мы – бурят-монголы? – Улан-Удэ: Ассоциация литераторов Бурятии, 1991.
12. Эрдынеева М.О., Чернов Б.А. География Бурятии: Учеб.пособ. для 8-9 кл.сред.шк. – Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1994. - 128 с.
13. Элиасова Л.Е. Байкальские предания. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1966. – 272 с.
Литература для учителя
1. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО “Республиканская типография, 2006. – 96 с.
2. Атлас Республики Бурятия. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000.
3. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970.
4. Башкуев Б.В., Пастернак Л.Г. География Бурятской АССР: Учеб.пособ.для 8 кл. –Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1968. – 75 с.
5. Галазия Г.И. Байкал в вопросах и ответах – М.: Мысль, 1988. – 285 с.
6. Заповедными тропами. – М.: Просвещение 1980. – 192 с.
7. Иметхенов А.Б. Памятники природы Бурятии. - Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1990. - 157 с.
8. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по географии материков и океанов. Государства Евразии: Учебное пособие для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова.- М., “Просвещение”, 2006. - 167 с.
9. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии России. Учебное пособие для учащихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова.- М., “Просвещение”. 2000. - 112 с.
10. Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии: История, система и происхождение географических названий. – Улан-Удэ. : Бурят.кн.изд-во, 1969. – 186 с.
11. Методика обучения географии в школе. – М.: Просвещение “Учебная литература”, 1997. – 145 с.
12. Методические рекомендации по составлению авторских и рабочих программ по географии: метод.рек./ сост. Л.Д.Пшеничникова; Бурят.ин-т ПКиПРО. – Улан-Удэ, 1998. – 12 с.
13. Никитин Н.М. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. – М.: Наука, 1987. – 128 с.
14. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. – 159 с.
15. Пшеничникова Л.Д. Национально-региональный компонент стандарта базового географического образования в Республике Бурятия: метод.рек./сост. Назаров Г.Н. – Улан-Удэ.: Изд-во “Бэлиг”, 1997. – 27 с.
16. Цыдынжапов Г.Ц. Бурятская кухня. – Улан-Удэ.: Бурят. кн. изд-во, 1991.
17. Чимитдоржиев Ш.А. Кто мы – бурят-монголы? – Улан-Удэ: Ассоциация литераторов Бурятии, 1991.
18. Эрдынеева М.О., Чернов Б.А. География Бурятии: Учеб. пособ. для 8-9 кл. сред. шк. – Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1994. - 128 с.
Интернет-ресурсы
1. http://www.buryatia.ru
2. http://baikalrav.narod.ru
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бурятия
4. http://gov/buryatia/ru
Поскольку специальный учебник для коррекционных школ VIII вида по географии Бурятии отсутствует и дидактический материал по этой теме не издается, велико значение Рабочей тетради и цикла презентаций к урокам (Приложение), составленных автором как приложение к программе. Данный материал может быть полезен и востребован учителями географии школ VIII вида Республики Бурятия.
По вопросам приобретения Рабочей тетради по географии “Республика Бурятия” обращаться к автору.