Коррекционно-развивающая программа "Наш край" (Республика Бурятия) для детей с нарушениями в развитии

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием. В основном контингент учащихся школы составляют дети с клиническим диагнозом “олигофрения”. В большей степени учащиеся – это дети с наиболее легкой степенью умственной отсталости (дебильностью), имеющие диагноз F-70 и F-71. У некоторых из них в сочетании с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Данная программа имеет цель – осуществление коррекционно-развивающего воздействия на обучающихся через формирование у школьников системы элементарных, но четких и правильных знаний и умений географического характера, которые необходимы для дальнейшей успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

- изучение в тесной взаимосвязи физической, элементов экономической и социальной географии своего края, природы как среды обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов развития народного хозяйства;

- введение экологического компонента в содержание предмета.

Содержание программы соответствует следующим требованиям:

- научная достоверность учебного материала;

- системное и последовательное изложение материала;

- доступность и понятность учебного материала;

- излагаемый материал интересен для учащихся, что способствует сознательному усвоению знаний и лучшему пониманию;

- на уроках используются наглядные пособия, иллюстративные работы, материал закрепляется с помощью самостоятельных работ и упражнений;

- целостность, завершенность и познавательная ценность программы.

Совокупность методов обучения представляет собой путь познания окружающей действительности, который и предлагается учащимся: рассказ, объяснение, беседа, выборочное объяснительное чтение, работа с географическими и контурными картами, сообщения учащихся, экскурсии, просмотр видеофильмов, работа с периодической печатью.

Обучение детей с интеллектуальными нарушениями географии своего края особенно актуально в настоящее время, так как из-за своего здоровья, экономических и других причин большинство выпускников школы не покидает территории своей республики, живет и работает там, где они родились и выросли.

Необходимость введения программы обусловлена тем, что воспитанникам коррекционной школы трудно включиться в жизнь, в трудовую деятельность в современных условиях, поэтому программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня географических знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Учебно-тематический план

Наименование темы Количество часов

1.

История возникновения Бурятии 1

2.

Положение на карте. Границы. Поверхность. 1

3.

Климат. Предсказание погоды по местным признакам. 1

4.

Полезные ископаемые и почвы Бурятии. 1

5.

Реки, озера и источники Бурятии Охрана водоемов. 1

6.

Растительный мир Бурятии. Охрана растительного мира 1

7.

Животный мир Бурятии. Охрана животных. 1

8.

Население Бурятии. 1

9.

Промышленность Бурятии. 1

10.

Сельское хозяйство Бурятии. 1

11.

Транспорт нашего края. 1

12.

Архитектурно-исторические и культурные памятники 1

13.

Наш город – Улан-Удэ. 1

14.

Обобщающий урок “Моя малая Родина” 1
  Итого: 14

Содержание программы

Тема 1. История возникновения Бурятии.

Наш край в древности. Природа. Поселения первобытных людей, их занятия. Расселение бурят в 17 веке. Вхождение Бурятии в состав Российского государства. Бурятия в конце 18 и первой половине 19 веков. Образование Бурят-Монгольской АССР (1923 г.), переименование в Бурятскую АССР (1958 г.) и в Республику Бурятия (1992 г.).

Тема 2. Положение на карте. Границы. Поверхность.

Географическое положение Бурятии на политико-административной карте России. Соседние республики (Монголия, Тыва), Иркутская область и Забайкальский край. Столица – город Улан-Удэ. Горный рельеф. Восточный Саян. Северо-Байкальское и Становое нагорье. Селенгинское среднегорье. Витимское плоскогорье.

Тема 3. Климат Бурятии.

Резко континентальный климат Бурятии. Времена года. Признаки наступления каждого времени года. Зима (продолжительная, холодная, малоснежная); весна (ветреная, холодная, засушливая); лето (непродолжительное, засушливая погода сменяется дождливой); осень (тихая, ясная, теплая, холода со второй половины октября). Предсказания погоды по местным признакам. Народные приметы.

Тема 4. Полезные ископаемые и почвы Бурятии.

Полезные ископаемые. Руды черных и цветных металлов: железная руда, молибденовые и вольфрамовые руды, золото. Горючие полезные ископаемые: уголь. Строительные полезные ископаемые: асбест, графит, известняк, глина, песок.

Виды почв: каштановые, черноземные, серые лесные, горно-таежные. Применение удобрений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

Тема 5. Реки и водоемы Бурятии.

Крупнейшие реки: Селенга (притоки – Чикой, Хилок, Уда и Итанца, Джида, Темник и Оронгой); Витим. Иркут.

Байкал - самое глубокое пресноводное озеро в мире. Озерные группы: Баунтовская, Еравнинская, Гусино-Убукунская.

Источники: Аршан, Горячинский, Туранский, Гаргинский и др. Охрана водоемов.

Тема 6. Растительный мир Бурятии.

Природные зоны Бурятии: степи, лесостепи, тайга, высотная поясность, тундра. Четкой смены природных зон нет.

Растения степей: типчак, тонконог, лапчатник, полынь, богородская трава и др.

Растения тайги: кедр, пихта, ель, сосна, лиственница. Ягодные кустарники: брусника, черника, голубика и др.

Лекарственные растения: боярышник, подорожник, чистотел, чабрец и др.

Редкие и исчезающие виды растений. Охрана растительного мира.

Тема 7. Животный мир Бурятии.

Животные степей. Грызуны: заяц-толай, тарбаган, тушканчик, суслик. Хищники: хорек, солонгой, горностай, ласка, лисица, волк. Птицы: дрофа, куропатка, жаворонки.

Животные леса. Пушные звери: соболь, белка, заяц, рысь, медведь и др. Копытные: лось, изюбрь, косуля, кабарга, кабан.

Птицы: глухарь, тетерев, рябчики, сойки, дятлы и др.

Высокогорный пояс: сибирский горный козел, горная индейка.

Тундра: дикий северный олень.

Животный мир Байкала.

Заповедники. Заказники. Красная книга.

Тема 8. Население Бурятии.

Национальный состав населения. Структура населения. Основные занятия жителей городов и сельской местности. Профессии, необходимые в республике. Национальные традиции и обычаи. Фольклорные песни и танцы, национальная кухня.

Тема 9. Промышленность Бурятии.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, лесная, целлюлозо-бумажная, легкая, пищевая, промышленность строительных материалов и др. Крупные промышленные предприятия республики. Профессии, необходимые для работы на этих предприятиях.

Тема 10. Сельское хозяйство Бурятии.

Растениеводство. Зерновые и кормовые культуры, Картофель, Овощи.

Животноводство. Крупный рогатый скот. Овцы и козы. Лошади. Свиньи. Птицеводство.

Меры для повышения урожайности сельскохозяйственных культур и развития животноводства.

Тема 11. Транспорт Бурятии.

Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный. Их доля в перевозках. Ближайшие железнодорожные станции. Железные дороги, которые связывают Улан-Удэ с другими городами России.

Тема 12. Архитектурно-исторические и культурные памятники Бурятии.

Памятники археологии: стоянки людей каменного века, могильники и городища. Места пребывания декабристов. Этнографический музей. Буддийские храмы (дацаны) и православные храмы. Охрана памятников.

Тема 13. Наш город.

Улан-Удэ на карте Бурятии. История Улан-Удэ. Численность. Основные занятия населения. Известные даты и события города. Прославленные земляки. Улан-Удэ в будущем.

Тема 14. Обобщающий урок “Моя малая Родина”.

Бурятия на карте России. Границы. Поверхность. Климат. Реки, озера, источники Бурятии. Полезные ископаемые и почвы. Растительный и животный мир Бурятии. Охрана природы. Население Бурятии. Промышленность и сельское хозяйство. Транспорт. Достопримечательности республики.

Литература для учащихся

1. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО “Республиканская типография”, 2006. – 96 с.

2. Атлас Республики Бурятия. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000. – 48 с.

3. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970.

4. Бардаханова С.С. Бурятские сказки о животных. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974.

5. Башкуев Б.В., Пастернак Л.Г. География Бурятской АССР: Учеб.пособ. для 8 кл. –Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1968. – 75 с.

6. Дроздов А.П. Байкал – море синее. – М.: Детгиз, 1982 – 190 с.

7. Заповедными тропами. – М.: Просвещение 1980. – 192 с.

8. Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии: История, система и происхождение географических названий. – Улан-Удэ.: Бурят. кн. изд-во, 1969. – 186 с.

9. Никитин Н.М. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. – М.: Наука, 1987. – 128 с.

10. Обручев В.А. Мои путешествия по Сибири. – М.: Изд-во АН СССР, 1983. – 288 с.

11. Чимитдоржиев Ш.А. Кто мы – бурят-монголы? – Улан-Удэ: Ассоциация литераторов Бурятии, 1991.

12. Эрдынеева М.О., Чернов Б.А. География Бурятии: Учеб.пособ. для 8-9 кл.сред.шк. – Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1994. - 128 с.

13. Элиасова Л.Е. Байкальские предания. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1966. – 272 с.

Литература для учителя

1. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО “Республиканская типография, 2006. – 96 с.

2. Атлас Республики Бурятия. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000.

3. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1970.

4. Башкуев Б.В., Пастернак Л.Г. География Бурятской АССР: Учеб.пособ.для 8 кл. –Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1968. – 75 с.

5. Галазия Г.И. Байкал в вопросах и ответах – М.: Мысль, 1988. – 285 с.

6. Заповедными тропами. – М.: Просвещение 1980. – 192 с.

7. Иметхенов А.Б. Памятники природы Бурятии. - Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1990. - 157 с.

8. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по географии материков и океанов. Государства Евразии: Учебное пособие для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова.- М., “Просвещение”, 2006. - 167 с.

9. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии России. Учебное пособие для учащихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова.- М., “Просвещение”. 2000. - 112 с.

10. Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии: История, система и происхождение географических названий. – Улан-Удэ. : Бурят.кн.изд-во, 1969. – 186 с.

11. Методика обучения географии в школе. – М.: Просвещение “Учебная литература”, 1997. – 145 с.

12. Методические рекомендации по составлению авторских и рабочих программ по географии: метод.рек./ сост. Л.Д.Пшеничникова; Бурят.ин-т ПКиПРО. – Улан-Удэ, 1998. – 12 с.

13. Никитин Н.М. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. – М.: Наука, 1987. – 128 с.

14. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. – 159 с.

15. Пшеничникова Л.Д. Национально-региональный компонент стандарта базового географического образования в Республике Бурятия: метод.рек./сост. Назаров Г.Н. – Улан-Удэ.: Изд-во “Бэлиг”, 1997. – 27 с.

16. Цыдынжапов Г.Ц. Бурятская кухня. – Улан-Удэ.: Бурят. кн. изд-во, 1991.

17. Чимитдоржиев Ш.А. Кто мы – бурят-монголы? – Улан-Удэ: Ассоциация литераторов Бурятии, 1991.

18. Эрдынеева М.О., Чернов Б.А. География Бурятии: Учеб. пособ. для 8-9 кл. сред. шк. – Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1994. - 128 с.

Интернет-ресурсы

1. http://www.buryatia.ru

2. http://baikalrav.narod.ru

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бурятия

4. http://gov/buryatia/ru

Поскольку специальный учебник для коррекционных школ VIII вида по географии Бурятии отсутствует и дидактический материал по этой теме не издается, велико значение Рабочей тетради и цикла презентаций к урокам (Приложение), составленных автором как приложение к программе. Данный материал может быть полезен и востребован учителями географии школ VIII вида Республики Бурятия.

По вопросам приобретения Рабочей тетради по географии “Республика Бурятия” обращаться к автору.