Цель: Показать применение свойств графика квадратичной функции.
Учебно-воспитательные задачи:
Образовательные:
- Приобретение знаний по применению графического изображения квадратичной функции.
- Применение приемов решения задач.
Развивающие:
- Совершенствование умения строить параболу.
- Применение свойств квадратичной функции в физике и ее взаимосвязь с математикой.
Воспитательные:
- Пробудить интерес к истории математики.
- Способствовать расширению кругозора через информационный материал, диалоги и совместные размышления.
Описание мультимедийного продукта: послайдовая презентация (приложение 3), выполненная в среде Microsoft Power Point 2003, режим показа – последовательный, управляемый пользователем. Послайдовое содержание урока и примерный закадровый текст изложены в кратком сценарии к уроку.
Время реализации: расчетное время реализации урока – 45 минут.
Преподавание алгебры ведется по УМК А.Г.Мордковича.
Cценарий урока
№ слайда (приложение 3) |
Содержание слайда и комментарии учителя |
Деятельность учащихся |
№1 |
Учитель математики: Тема урока: «Эта многоликая парабола». Месяц назад вы от учителя ИЗО получили творческое задание - изобразить машину времени, с помощью которой можно было бы путешествовать во времени и пространстве. Итоги подведены. Я сейчас покажу несколько ваших работ, которые мне понравились больше всего и одна из них мною выбрана для путешествия во времени. У нас сегодня необычный урок, потому что в заключение изучения темы «Квадратичная функция» мне хотелось бы показать многогранность применения параболы на практике и не только на уроках математики в школе. |
|
№ 2-7 |
Учитель математики демонстрирует работы учащихся. На последней работе помещены три управляющие кнопки: «Прошлое», «Настоящее» и «Будущее» - это гиперссылки. Учитель нажимает сначала на кнопку «Прошлое» правая кнопка на слайде №7. |
Называют, чья работа показывается. |
№8 |
Учитель математики комментирует перемещение в 212 век до нашей эры в город Сиракузы. В это время греки вели войну с римлянами и в этом городе жил известный ученый Архимед. |
|
№9-14 |
На слайдах изображены портреты Архимеда и его изобретения для ведения войны с римлянами. На фоне этих рисунков происходит театральное действие: два ученика проводят диалог Архимеда с Гиероном. Приложение 1. |
|
№15 |
По окончании диалога выходит еще один ученик и говорит о легенде, связанной с параболическими зеркалами и объяснение этому изобретению (приложение 1). При этом показывает оптическое свойство параболы по рисунку на слайде. Учитель математики нажимает на кнопку (гиперссылка), расположенную на слайде №15,возвращая всех на слайд №7, обратно к машине времени. Далее на этом слайде нажимает среднюю управляющую кнопку – «Настоящее» и переносимся на слайд №16, где указана дата проведения урока, урок математики и изучаемая тема. Здесь представлен блок заданий по повторению и обобщению темы, а также развивающие задания. (На каждом слайде есть управляющие кнопки, позволяющие учителю после каждого задания вернуться обратно к машине времени). Это нужно для того, чтобы учитель мог, ориентируясь по затраченному на каждое задание учащимися времени, соблюдать дальнейший хронометраж урока. |
|
№16 |
На слайде №16 нужно указать дату проведения урока, урок математики и изучаемая тема. Учитель математики говорит о тех заданиях, которые учащиеся будут выполнять для повторения изучаемой темы. |
|
№17 |
1 задание: указать координаты вершины параболы. Это устная фронтальная работа с проверкой по слайду сразу же после каждой формулы, задающей функцию. |
Работают устно |
№18 |
2 задание: Задание на формирование информационной компетентности. Чтение графика квадратичной функции и написание формулы, задающей ее, двумя способами.
|
Выполняют в тетрадях, предварительно подписав число и тему урока. Один человек работает у доски.
|
|
3 задание: Построить график функции у=2х2+х-3 и выполнить чтение графика. |
Выполняют в тетрадях. Один ученик работает у доски. |
№19 |
4 задание: развивающее творческое по формулам, задающим квадратичную функцию «Портрет незнакомки»
Можно не выполнять все четыре портрета, а ограничиться меньшим количеством. По окончании задания учитель нажимает кнопку и все возвращаются к слайду №7.Учитель нажимает левую кнопку «Будущее» и мы переносимся на слайд №20, где следует указать год изучения темы «Механика» на уроках физики и слово предоставляется учителю физики. |
Ученики, получив описание параболы, пишут каждый в своей тетради свой пример уравнения функции. Потом все вместе обсуждают, каким будет общее уравнение «незнакомки». |
№20-22 |
Учитель физики. Здравствуйте! Ребята, вы знаете, что физика – наука о природе. Механика – часть физики, изучающая разного вида движения: равномерное и равноускоренное; движение тела по окружности и под углом к горизонту. Эти движения описываются различными математическими уравнениями и графики их тоже самые разнообразные: от прямой и окружности до синусоиды и циклоиды. Недаром известный всем ученый Леонардо да Винчи сказал: «Механика – рай для математических наук». Квадратичная функция – одна из наиболее распространенных в механике зависимостей для описания положения тела в пространстве. Например, мяча в одной из спортивных игр. В какой? Попробуйте отгадать. « Рассказывают, что в канадской деревушке Беннис – Корнер дети любили игру « Утка на скале», где одним камнем выбивали другой – «утку», расположенную на выступе высотой 3-5 метров». Вопрос: Чье детство прошло в Беннис – Корнер и о какой игре идет речь? Ответ: Джеймса Нейсмита, изобретателя баскетбола. |
Отвечают на вопросы учителя. |
№23 |
Действительно, в баскетболе мяч, брошенный игроком с некоторой начальной скоростью под углом к горизонту, движется по параболической траектории. Такое же по виду движение может наблюдать и мальчик, пытающийся забросить в урну некоторый предмет, и артиллерист, стреляющий из пушки. Если стрелять с очень большой начальной скоростью и под определенным углом, можно достичь выхода снаряда в разреженные слои атмосферы, и тогда дальность полета будет максимальной. Этого сумели добиться немецкие артиллеристы, обстреливая в конце I мировой войны Париж с расстояния 115 километров из огромной, массой 750 тонн, пушки. |
|
№»24 |
А теперь отрывок из произведения Джека Лондона «Под палубным тентом»: «Этот мальчик умел нырять; он делал прыжок в семьдесят футов, считая от такелажа; прижав к груди руки, откинув назад голову, он летел, как птица, распластав тело в воздухе, и если бы в таком положении ударился в воду, его разрезало бы пополам, как селедку. Но перед тем как коснуться воды, он наклонял голову вперед, вытягивал руки, округляя их дугой впереди головы, и, грациозно изогнув тело, врезался в воду по правилам». Вопрос: кого из обитателей Мирового океана называют морским акробатом? Ответ: конечно же, дельфина. Дельфины любят сопровождать суда. Они окружают их со всех сторон, начинают выскакивать из воды, демонстрируя различные акробатические этюды, в том числе и движение по параболе. |
Отвечают на вопрос учителя. |
№25-26 |
Раздел «Механика» изучает движение тел не только на Земле, но и во Вселенной.
По какой орбите движутся планеты вокруг Солнца? Какую скорость должно иметь небесное тело, чтобы улететь от Солнца?
Запущенная в 1972 году американская межпланетная станция «Пионер – 10», удаляющаяся от нас со скоростью 45700 км/ч, в 1983 году вышла за пределы Солнечной системы. На ее борту – послание «братьям по разуму»: пластинка с полезной информацией о Земле, землянах, Солнечной системе, запечатленной в виде значков, рисунков и символов. Каждый ученик получает изображение пластинки. Приложение 2. |
Ученики получают изображение пластины. Записывают значения космических скоростей в тетради. |
№27-28 |
(Учитель математики нажимает на этом слайде кнопку «Будущее» - левая кнопка и мы перемещаемся на слайд №28, где нужно указать год окончания детьми школы и поступления в высшие или среднеспециальные учебные заведения по окончании школы.) Как показывают статистические данные о поступлении учеников нашей гимназии: большинство выбирает технические специальности. А это значит, что уже на первом курсе им придется изучать такую учебную дисциплину, как высшая математика. В программе которой тема «Аналитическая геометрия на плоскости» изучает параболу, но несколько иначе, чем в школе. Здесь - это кривая второго порядка |
|
№29 |
Рассмотрим произвольную прямую и точку, не лежащую на ней. Существует бесконечно много окружностей, проходящих через данную точку и касающихся прямой. Центр любой такой окружности равноудален от прямой и точки. По какой траектории движется центр окружности? Конечно же – это парабола. |
|
№30 |
Несложным вычислением можно доказать, что изучаемое в курсе алгебры определение параболы как графика квадратичной функции равносильно геометрическому определению: парабола - это множество всех точек плоскости, каждая из которых находится на одинаковом расстоянии от данной точки, называемой фокусом, и от данной прямой, называемой директрисой и не проходящей через фокус. |
|
№31-32 |
Еще одна тема в курсе высшей математики «Аналитическая геометрия в пространстве» изучает поверхности второго порядка, среди которых есть параболоид. Вращая параболу вокруг ее оси, мы получим поверхность, называемую параболоидом вращения. Параболические зеркала и другие аналогичные им приспособления изготовляются в форме параболоида. |
|
№33 |
Математический этюд (приложение 4) Николая Андреева «Параболическая антенна». Его можно найти по адресу:www.etudes.ru. Сопроводительный текст к этюду: Орбита спутника носит название геостационарной, если при вращении Земли спутник всегда висит над одной и той же точкой над земной поверхностью. Такие орбиты зачастую используются в системах связи и позиционирования. Спутник, который Вы видите на картинке, является символом космической программы нашей страны. Это «СОЮЗ-ТМ». А вот так в какой-то момент выглядела заставка программы «Время» — основной информационной телепрограммы страны. Ну а в мультфильме мы посмотрим, как происходит процесс передачи сигнала, например, современного спутникового телевидения. Проведем прямую и назовем ее директрисой. Возьмем точку вне нее. Геометрическое место точек, равноудаленных от директрисы и данной точки (называемой фокусом), называется параболой. Если направить на параболу лучи света, параллельные ее оси симметрии, то все лучи соберутся в фокусе параболы. Это свойство называется оптическим свойством параболы. Верно и обратное. Если поместить лампочку в фокус, то лучи, отразившись от параболы, пойдут параллельно, причем граница света будет прямой. Если провращать параболу относительно ее оси симметрии, то получится уже поверхность вращения второго порядка — параболоид. Так как в любом сечении плоскостью, содержащей ось симметрии, получается одна и та же парабола, то оптическое свойство верно и для параболоида. Если поместить лампочку в фокус параболоида, то лучи, отразившись от поверхности, пойдут параллельно друг другу. Обратное тоже верно. Именно это свойство используется в спутниковых параболических антеннах. Так как спутник находится очень далеко от антенны, то лучи можно считать почти параллельными, и приемник сигнала ставится в фокус параболоида. |
|
|
Учитель математики подводит итог уроку. Мы с вами побывали сегодня в прошлом для того, чтобы проследить путь одного изобретения-параболоида. Возможно, сбылась мечта Архимеда и его изобретение люди научились применять в мирных целях. Кто теперь не знает о параболических антеннах и не хотел бы ее иметь в личном пользовании, когда грядет эра цифрового телевидения? |
|