Среднее арифметическое

Разделы: Математика


Тип урока: изучение новой темы.

Формы обучения: фронтальные, индивидуальные.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Цели и задачи урока:

  1. Повторить правила действий с десятичными дробями.
  2. Знать определение среднего арифметического.
  3. Уметь находить среднее арифметическое по тексту задачи.
  4. Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, грамотность математической речи, умение анализировать, делать выводы, кругозор.
  5. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, интерес к предмету.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Устный счёт. Плавание на корабле.
  4. Изучение новой темы. Решение задач на введение понятия «среднее арифметическое».
  5. «Диалог двух учеников».
  6. Закрепление. Решение практических задач.
  7. Сценка «Среднее арифметическое на практике».
  8. Выводы по уроку.
  9. Задание на дом.
  10. Итоги урока. Обсуждение результатов работы на уроке.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Ученики занимают свои места. Консультанты докладывают о готовности учащихся к уроку.

II. Вступительное слово учителя.

Урок можно начать с вопроса: «Что самое ценное на Земле?» Ученики предлагают свои варианты ответов.

Учитель зачитывает ответ учёного Ал-Бирули: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само оно не приходит». И пусть девизом нашего урока станут эти слова.

III. Устная работа.

«Математика – наука молодых. Иначе и не может быть. Занятия математикой – это такая гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и вся выносливость молодости», – писал Винер.

И я знаю, что мои «молодые математики» из 5 класса очень любят заниматься математикой. Поэтому в начале урока мы проведём гимнастику для ума, для этого отправимся в небольшое математическое путешествие по реке Дон на белом корабле.

а) Наш корабль плывёт со скоростью 40,5 км/ч. С какой скоростью поплывёт корабль по течению, если скорость течения 5,3 км/ч.

40,5+5,3=45,8 км/ч.

б) А с какой скоростью мы поплывём против течения?

40,5-5,3=35,2 км/ч.

в) А сколько км проплывёт корабль в среднем за один час против течения, если за три часа он проплывёт 105,6км?

105,6:3=35,2км/ч.

(по ходу проверяются правила сложения, вычитания, умножения десятичных дробей).

г) Прекрасно идёт наше путешествие. Но на корабле строгий капитан, который следит за порядком.

Вышел он на палубу и не узнаёт своих матросов. Изменились они до неузнаваемости, решили подшутить над капитаном. Вот какие они были:

 И вот какие они стали

Помогите капитану узнать своих матросов.

На этом наше путешествие закончилось. Мы вернулись домой, и будем готовиться к школе.

Решить задачи.

  1. В одном пенале лежит 2 карандаша, а во втором 4 карандаша. Что надо сделать, чтобы в обоих пеналах стало поровну карандашей?
    (2+4):2=3(карандаша)
  2. В первом пенале 1 карандаш, во втором – 4 карандаша, в третьем 3 карандаша, в 4 – вообще нет карандашей. Как разложить эти карандаши поровну по 4 пеналам.
    (1+4+3+0):4=2(карандаша).
  3. Первый рабочий выложил дорожку длиной в 3 м, второй – 4 м, третий – 8 м. Сколько м в среднем выложил один рабочий?
    (3+4+8):3=15:3=5(м) - выложил в среднем каждый рабочий.

Для этой задачи приготовить полоски вида:

Усложним задачу (запишем в общем виде)

1 рабочий – а(м), 2 рабочий – в(м), 3 рабочий – с(м).

(а+в+с):3 или

Этот ответ называют средним арифметическим нескольких чисел.

И тема урока «среднее арифметическое».

(В тетрадях ученики записывают число, тему урока и задачу 3).

IV. Работа с учебником

(автор Н.Я. Виленкин, издательство Мнемозина, 2009) по изучению определения «среднее арифметическое».

П. 38 (стр.285). Найти правило и прочитать его.

V. «Диалог двух учеников»

1 ученик. Со средним арифметическим приходится встречаться во многих случаях. Представьте, например что, председателю колхоза нужны сведения об удое на одну корову за день. Но в колхозе много коров, удои у всех разные. Надо что-то придумать?

2 ученик. Неужели составлять длинную таблицу: от Зорьки надоили 12 л, от Ночки-9 л и так далее? Как это неудобно.

1 ученик. Поступают иначе. Весь дневной надой, то есть сумму удоев всех коров, делят на число всех коров. Что получится в частном?

2 ученик. Получится среднее арифметическое удоев всех коров.

1 ученик. или, говоря короче, средний удой. Например, если на ферме 160 коров и от них получено за день 1760л молока, то средний удой составит

1760:160=11(л).

2 ученик. Бывает не только средний удой, но и средние значения других величин: массы (например , капля дождя), высоты ( к примеру, высота дерева в лесу) и так далее.

Говоря о значениях каких-то величин, люди часто имеют в виду именно средние значения этих величин.

Вопрос классу: Кто может привести примеры средних арифметических величин в жизни? (скорость движения поезда, температура воздуха и другие).

Решение задачи (с составлением краткой записи, пояснением). Ученик решает у доски с комментариями.

Задача. Турист в первый день прошёл 10,5км, во второй день он прошёл 12,4км, в третий день турист отдыхал, а в четвёртый день он прошёл 17,9км. Сколько км проходил турист в среднем каждый день?

Решение:

(10,5+12,4+17,9+0):4=40,8:4=10,2(км) – проходил турист в среднем каждый день.

Ответ: 10,2 км.

VI. Закрепление изученного материала.

Решение практической задачи: как узнать массу одной горошины?

Чтобы узнать массу одной горошины, сначала взвесим пустой стакан, а потом положим в этот стакан 100 горошин и снова взвесим. Оказалось, что масса пустого стакана 55 г, а масса стакана с горошинами 132 г. Найдём среднюю массу одной горошины.

Решение:

Пустой стакан – 55 г
Стакан и горошины – 132 г
(132-55):100=14:100=0,14(г) – масса одной горошины.

Аналогично можно решить задачу на нахождение массы одной капли воды.

Как узнать массу одной капли воды?

Чтобы узнать массу одной капли воды, взвесим пустой стакан, а потом накапаем в него 100 капель воды и взвесим снова. Оказалось, что масса пустого стакана 55 г, а масса стакана с водой 62 г. Найти среднюю массу одной капли.

(62-55):100=7:100=0,07 (г) – масса одной капли.

Но бывают задачи, когда известно одно число и его среднее арифметическое, и надо найти другое число.

Загадка. Найти задуманное число, если среднее арифметическое числа 11 и задуманного числа равно 10.

(11+х):2=10
11+х=20
х=20-11
х=9.

VII. Сценка «Среднее арифметическое на практике»

Встретились два ученика: Ваня (двоечник) и Вова (отличник).

Вова: Ваня, о чём ты задумался?

Ваня: Я думаю, что среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков! Вот мы с тобой неразлучные друзья, всё делим пополам, и хорошее, и плохое. Надо было решить сегодня задачи. Ты решил 9 штук, а я одну. Складываем 9 и 1, делим на 2, получаем 5. Значит, каждый решил по 5 задач. За домашнюю работу ты получил оценку «5», а я – оценку «1», складываем 5 и 1, делим на 2, получаем 3. получатся, что каждый получил по тройке. Видишь как хорошо получается, и меня мама дома не накажет. Да здравствует среднее арифметическое!

Вова: Подожди, ты всё решил с пользой для себя, меня даже не спросил, может, меня это не устраивает!

Ваня: Ну, как так не устраивает! Это ещё не всё. Ты пришёл в школу сегодня на 10 минут до звонка, а я пришёл на 10 минут после звонка. А по среднему арифметическому, мы пришли в школу оба к началу урока вовремя! Здорово! Меня даже и учитель не будет ругать за опоздание!

Вова: Да, твои мысли «гениальны». Но я тебя проучу! Сейчас ты решишь несколько задач на среднее арифметическое, а я схожу в магазин и куплю тебе кроссовки новые. Какой размер тебе нужен?

Ваня: 34. Спасибо, друг за помощь и понимание.

Вова уходит, Ваня садится за стол и начинает решать задачи.

Входит Вова с пакетом.

Вова: Вот купил тебе новые кроссовки.

Ваня: Что это? (он достаёт один большой, а другой маленький кроссовок)

Вова: Это твои кроссовки! Ты просил 34 размер, вот я и принёс: один - 24 размер, а другой – 44 размер. Складываем, делим пополам, получаем 34 размер! Да здравствует среднее арифметическое!

VIII. Выводы по уроку.

  • Повторить: что называется средним арифметическим?
  • Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?
  • Где используется понятие среднее арифметическое?

IX. Задание на дом.

(по учебнику Н.Я. Виленкина, издательство Мнемозина, 2009).

  • п. 38, правило.
  • №1495 (повторить округление десятичных дробей)
  • №1496 (найти длину своего шага).

Для желающих практическая задача: как без линейки измерить длину школьного коридора?

И желающим составить загадку на нахождение числа по его среднему арифметическому с другим числом.

X. Итоги урока, оценки учеников за работу на уроке.

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели» – писал Маркушевич А.И.