Цели урока:
- формировать умение безошибочного написания безударных окончаний глагола;
- расширять ревой опыт детей;
- развивать умение видеть и анализировать глаголы.
Оборудование: сигнальные карточки с буквами е, и, презентация урока.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
- Окончания глаголов какого времени называются личными? (Слайд №6). Почему?
- Как определить спряжение глаголов? (Слайд № 7)
- Какие окончания пишутся в глаголах 1 спряжения, 2 спряжения? (Слайд № 8,9)
- Что надо помнить о глаголах-исключениях? (Слайд № 10,11)
II. Работа по теме урока.
1. Заменить предложение одним словом – глаголом-исключением.
- Различать, воспринимать звуки.
- Причинять огорчение.
- Воспринимать окружающее с помощью зрения.
- Заставлять двигаться куда-нибудь.
- Испытывать неприязнь или отвращение.
- Безропотно и стойко переносить что-либо неприятное, нежелательное.
Записать глаголы в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Выделить окончания. Проверка по готовому тексту. (Слайд № 12)
2. Соедини части пословиц.
За двумя зайцами погон.ш(?)ся - | тому и пораду.ш(?)ся . |
Около чего постара.ш(?)ся, | на том и провал.ш(?)ся . |
Чем хвал.ш(?)ся, | ни одного не пойма.ш(?) |
Зазева.ш(?)ся, | так воды нахлеба.ш(?)ся . |
Записать пословицы, решая орфографические задачи в окончаниях. Проверка по готовому тексту. (Слайд № 13)
- Что общего в окончаниях глаголов?
- Чем они различаются?
- Назвать глаголы I спряжения, II спряжения.
3. Физминутка для глаз с карандашом.
Смотреть на карандаш, держа его на вытянутой руке перед собой, поднять руку вверх, медленно переместить влево, опустить вниз, вправо, вверх. Выполнить упражнение в обратном направлении. Продолжая смотреть на карандаш, приблизить его к лицу, выпрямить руку. Посмотреть на стену перед собой и вновь на карандаш. Повторить упражнение, взяв карандаш в другую руку.
4. Самостоятельная работа. Распределить глаголы по спряжениям в 2 столбика, решая орфографические задачи. (Слайд № 14)
Готов.м, рису.м, посмотр.шь, покрас.ш., искупа.ш., подыш.ш., посад.те, слома.т., скле.т, разве.т, застел.ш., молот.т, подерж.ш., рыщ.т, завян.т, надкус.т, сбре.ш., почу.ш., замёрзн.т., загон.т. .
5. Исключи на строке лишнее слово, объясни свой выбор. (Устно). Слайд № 15
Брить, строить, стелить.
Копать, гнать, мирить.
Петь, знать, подковать.
Хвалить, обидеть, видеть.
Играть, греть, вертеть.
Терпеть, смотреть, сметь.
6. Слуховой диктант с сигнальными карточками.
Запоздалая сова чирка.т крылом по снегу и лет.т туда, где темнее. С верхушек ёлок всё ниже к сугробам сход.т утренний свет. Круж.т морозная пудра перед глазами. Лебяжьим пухом повиса.т она на суках и колючках, оседа.т на шапке. Вы идете прямо по сугробам. Снег засыпа.т валенки. От удара палкой по сухой ёлке сойка роня.т жёлудь. Вдыха.шь свежий морозный воздух, любу.шься красотой зимнего леса.
- Какие глаголы автор употребил в тексте?
- В какой форме? Чему это способствует?
7. Заменить существительное однокоренным глаголом. (Слайд №16)
Обида, терпение, плавание, полёт, зависимость, работа, читатель, рисунок, мечта, отдых, путешественник, бритва, рассказчик, строитель.
Составить текст из трёх предложений, употребив глаголы в форме настоящего времени, 2-го и 3-го лица.
III. Итог урока.
- Оцените трудность урока и сложность материала для вас.
- Оцени своё участие в уроке.
- Оцени своё настроение.