Спряжение глаголов. Урок русского языка. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Цели урока:

- формировать умение безошибочного написания безударных окончаний глагола;

- расширять ревой опыт детей;

- развивать умение видеть и анализировать глаголы.

Оборудование: сигнальные карточки с буквами е, и, презентация урока.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

- Окончания глаголов какого времени называются личными? (Слайд №6). Почему?

- Как определить спряжение глаголов? (Слайд № 7)

- Какие окончания пишутся в глаголах 1 спряжения, 2 спряжения? (Слайд № 8,9)

- Что надо помнить о глаголах-исключениях? (Слайд № 10,11)

II. Работа по теме урока.

1. Заменить предложение одним словом – глаголом-исключением.

- Различать, воспринимать звуки.

- Причинять огорчение.

- Воспринимать окружающее с помощью зрения.

- Заставлять двигаться куда-нибудь.

- Испытывать неприязнь или отвращение.

- Безропотно и стойко переносить что-либо неприятное, нежелательное.

Записать глаголы в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Выделить окончания. Проверка по готовому тексту. (Слайд № 12)

2. Соедини части пословиц.

За двумя зайцами погон.ш(?)ся - тому и пораду.ш(?)ся .
Около чего постара.ш(?)ся, на том и провал.ш(?)ся .
Чем хвал.ш(?)ся, ни одного не пойма.ш(?)
Зазева.ш(?)ся, так воды нахлеба.ш(?)ся .

Записать пословицы, решая орфографические задачи в окончаниях. Проверка по готовому тексту. (Слайд № 13)

- Что общего в окончаниях глаголов?

- Чем они различаются?

- Назвать глаголы I спряжения, II спряжения.

3. Физминутка для глаз с карандашом.

Смотреть на карандаш, держа его на вытянутой руке перед собой, поднять руку вверх, медленно переместить влево, опустить вниз, вправо, вверх. Выполнить упражнение в обратном направлении. Продолжая смотреть на карандаш, приблизить его к лицу, выпрямить руку. Посмотреть на стену перед собой и вновь на карандаш. Повторить упражнение, взяв карандаш в другую руку.

4. Самостоятельная работа. Распределить глаголы по спряжениям в 2 столбика, решая орфографические задачи. (Слайд № 14)

Готов.м, рису.м, посмотр.шь, покрас.ш., искупа.ш., подыш.ш., посад.те, слома.т., скле.т, разве.т, застел.ш., молот.т, подерж.ш., рыщ.т, завян.т, надкус.т, сбре.ш., почу.ш., замёрзн.т., загон.т. .

5. Исключи на строке лишнее слово, объясни свой выбор. (Устно). Слайд № 15

Брить, строить, стелить.

Копать, гнать, мирить.

Петь, знать, подковать.

Хвалить, обидеть, видеть.

Играть, греть, вертеть.

Терпеть, смотреть, сметь.

6. Слуховой диктант с сигнальными карточками.

Запоздалая сова чирка.т крылом по снегу и лет.т туда, где темнее. С верхушек ёлок всё ниже к сугробам сход.т утренний свет. Круж.т морозная пудра перед глазами. Лебяжьим пухом повиса.т она на суках и колючках, оседа.т на шапке. Вы идете прямо по сугробам. Снег засыпа.т валенки. От удара палкой по сухой ёлке сойка роня.т жёлудь. Вдыха.шь свежий морозный воздух, любу.шься красотой зимнего леса.

- Какие глаголы автор употребил в тексте?

- В какой форме? Чему это способствует?

7. Заменить существительное однокоренным глаголом. (Слайд №16)

Обида, терпение, плавание, полёт, зависимость, работа, читатель, рисунок, мечта, отдых, путешественник, бритва, рассказчик, строитель.

Составить текст из трёх предложений, употребив глаголы в форме настоящего времени, 2-го и 3-го лица.

III. Итог урока.

- Оцените трудность урока и сложность материала для вас.

- Оцени своё участие в уроке.

- Оцени своё настроение.