Действия личного состава в ходе поиска, блокирования и уничтожения диверсионно-разведовательных формирований противника

Разделы: ОБЖ


Методические рекомендации по порядку подготовки и проведения занятия

Данное занятие проводится с учащимися 10-х классов на местности в период 5-дневных учебных сборов и призвано на практике обучить ведению противодиверсионной борьбы. Занятие является кульминацией подготовки учащихся в вопросах изучения тактической подготовки как одной из основных войсковых дисциплин. Предполагается, что предварительно, в течение года, учащиеся изучили основы тактической подготовки. К проведению занятия целесообразно привлечь двух преподавателей. Учащиеся, в зависимости от количества, делятся на взвода, в каждом из которых заранее определяются командиры взводов и отделений. До занятия каждому взводу выдается тактическое задание, которое предварительно под руководством  преподавателя изучается в ходе сборов и уясняется. К моменту проведения занятия учащиеся должны четко представлять порядок своих действий, знать состав, вооружение и тактику действий предполагаемого противника, работу командиров (отделения, взвода, роты) по организации боя с диверсионно-разведывательными группами. Так же учащиеся должны представлять организацию, вооружение и тактику действий ДРГ. Занятие проводится на подобранном заранее загородном участке пересеченной местности, позволяющей наиболее полно отработать учебные вопросы.

Цели занятия:

  • Закрепить теоретические знания учащихся по тактике действий при ведении борьбы с диверсионно-разведывательными формированиями.
  • Совершенствовать выучку и командные навыки учащихся приведении боя.
  • Дать практику в управлении подразделениями, организации взаимодействия с другими войсковыми нарядами.
  • Воспитывать у учащихся физическую выносливость, инициативу, самостоятельность, решительность, любовь к профессии защитника Родины.

Место проведения занятия: пересеченная местность.

Время: 240 мин.

Материальное обеспечение, литература:

  1. Имитационные средства(макеты автоматов, ручных осколочных гранат, пиротехнические средства).
  2. Громкоговоритель для руководителя занятий.
  3. Карта, компас.
  4. Лопатки пехотные.
  5. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, часть 2, 2005г.
  6. Общая тактика. Работа командира мотострелкового взвода (отделения) по организации боя. Безуглов В. Н. МО РФ, 1996г.
  7. Строевая подготовка. В.В. Апакидзе. Воениздат, Москва, К-160, 1990г.
  8. Начальная военная подготовка. Ю. А. Науменко, Изд.9-е, Москва, Просвещение, 1987г.
  9. Справочные материалы по разработке плана-конспекта.

Учебные вопросы:

  1. Вводная часть –10 мин.
  2. Управление взводом в ходе совершения марша – 60 мин.
  3. Действия взвода в ходе поиска ДРГ противника в блокированном районе – 60 мин.
  4. Действия взвода при блокировании и уничтожении ДРГ противника – 100 мин.
  5. Заключительная часть – 10 мин.

Общие рекомендации по проведению занятия

На подобранную заранее пересеченную местность учащиеся следуют под командой командира взвода в сопровождении преподавателей. В ходе совершения марша учащиеся в составе взвода отрабатывают учебный вопрос №1 «Управление взводом в ходе совершения марша»
На выбранном участке местности учебные вопросы отрабатываются последовательно, от простого к сложному, на едином тактическом фоне с обязательным наращиванием тактической обстановки. Алгоритм занятий следующий: введение учащихся в тактическую обстановку, доведение боевого приказа на уничтожение ДРГ, разделение учащихся на две подгруппы и определение каждой подгруппе места для занятий. Руководителем в каждой группе является преподаватель.
На каждом учебном месте определяется командир взвода и командиры отделений. Действия учащихся оцениваются по результатам решения вводных и качеству руководства личным составом взвода в ходе занятия. В первую очередь оцениваются действия командиров по управлению своим подразделением. Практические действия отрабатываются в составе взвода по элементам с многократным повторением до их правильного выполнения. Тактическая обстановка наращивается путем доведения вводных. 2-й и 3-й  вопросы, после отработки по элементам, отрабатываются в комплексе. Интерес занятию может придать использование имитационных пиротехнических средств только руководителем занятия. В ситуации, когда действия командиров неверны либо грубо нарушены меры безопасности, дается команда «Стой», все возвращаются на исходное положение, руководитель доводит ошибки и после этого действия обучаемых повторяются.
В конце отработки каждого учебного вопроса руководитель занятия коротко проводит разбор действий обучаемых, указывает на наиболее характерные ошибки. В ходе занятия руководители должны добиваться качественной отработки учебных вопросов и вводных до полного и правильного их решения, а так же требовать неукоснительного соблюдения правил и мер безопасности и осуществлять постоянный контроль за их выполнением.

Методические указания по проведению вводной части занятия:

Перед проведением занятий учебная группа учащихся выстраивается руководителем с полной экипировкой. Приняв доклад от командира взвода, руководитель:

– проверяет наличие учащихся, экипировку, наличие материального обеспечения;
– объявляет тему, цели, учебные вопросы занятия и порядок его проведения;
– доводит до учащихся особенности отработки учебных вопросов темы;
– проверяет подготовленность учащихся к занятию.

Теоретические занятия проверяются путем постановки 3-4 вопросов с последующим выставлением оценок учащимся. Такими вопросами могут быть:

1. Тактика действий ДРГ противника.
2. Силы и средства, выделяемые для борьбы с ДРГ.
3. Тактика действий при блокировании противника, его поиске.
4. Боевой порядок взвода при блокировании и поиске противника.
5 Боевой приказ командира, содержание его работы после получение задачи на блокирование.

Основная часть

Первый учебный вопрос: управление взводом в ходе совершения марша

Перед началом отработки первого учебного вопроса преподаватель рекомендует особое внимание обратить на качество выполнения следующих действий: движение взвода по азимуту, четкое доведение до каждого командира отделения времени прибытия отделений на рубеж начала поиска; входе марша, на скрытое передвижение отделений с учетом характера местности и возможного воздействия противника; передвижение на поле боя; на выбор способа скрытого передвижения по полузакрытой(лесистой) местности в предвидении встречи с противником; способа ведения разведки; организацию походного и боевого охранения. При отработке первого учебного вопроса руководитель следит за правильностью и своевременностью подачи команд командирами и действиями обучаемых.

Действия руководителя занятий

Действия  обучаемых

1. Разъясняет порядок перемещения взвода при совершении марша в район поиска и действий личного состава при внезапной встрече с противником или его нападении из засады; 

2. Доводит обстановку на маршруте движения взвода.
Ставит боевую задачу взводу на совершение марша пешим порядком в район поиска диверсионно-разведывательных  формирований противника, указывая при этом время начала движения с исходного пункта и время прибытия в район сосредоточения. Оценивает качество выполнения действий командиром взвода и его личным составом. Наращивает тактическую обстановку методом объявления вводных и руководства действиями имитационной команды. Вводные выдаются (объявляются) последовательно одна за другой по завершению решения ранее объявленной.

 3. По завершению отработки приемов(действий) предусмотренных содержанием первого учебного вопроса, преподаватель проводит разбор действий командира взвода и его подчиненных, указывая наиболее целесообразные способы устранения недостатков.

1. Командир взвода, уяснив поставленную боевую задачу и оценив обстановку, подготавливает и доводит до личного состава боевой приказ на марш, после чего организует построение взвода в походный порядок и его марш.

2. После оценки обстановки принимает решение и доводит его до личного состава подразделения, руководит действиями подчиненных по решению задач в соответствие с возникшими изменениями обстановки.

3. Уяснив содержание разбора, проведенного с ним руководителем, проводит свой разбор сначала с командирами отделений, а затем оценивает действия личного состава взвода на каждом из этапов отработки учебного вопроса. Командиры отделений так же оценивают действия каждого из своих подчиненных в ходе выполнения учебно-боевых задач.

Второй учебный вопрос: управление взводом в ходе поиска диверсионно-разведывательных формирований противника в блокированном районе

Перед началом отработки второго вопроса преподаватель акцентирует внимание на необходимости  руководства назначенного командира взвода действовать в соответствии с методикой подготовки подчиненных – скрытно, как правило, вне дорог, перемещаться от одного наблюдательного пункта к другому тщательно осматривая местность, по которой возможно движение противника. При этом командир взвода  должен учить командиров отделений умело выбирать места для наблюдения и подслушивания за противником, строжайше соблюдать маскировку, четко и полно докладывать обстановку, умело пользуясь картой. Особое внимание преподаватель обращает на тщательность отработки учащимися действий в составе поисковой группы, порядка действий при внезапной встрече противника. В качестве подготовки к качественному выполнению задач, предназначенных для изучения во втором вопросе, преподаватель организует отработку действий подчиненных по перестроению из походного порядка в боевой. В ходе отработки учебного вопроса преподаватель следит за правильностью и своевременностью подачи команд и действий учащихся, исполняющих обязанности командиров, в соответствие с последовательностью.

Действия  руководителя занятий

Действия обучаемых

1. Доводит тактическую обстановку, приказ на поиск диверсионно-разведывательных формирований противника в блокируемом районе.

2. Уточняет порядок работы командира взвода при получении боевой задачи на поиск, организует работу командира взвода по подготовке схемы действий. В назначенное время заслушивает боевое распоряжение командира взвода, проводит разбор.

3. Руководитель дает команду на практическую отработку учебного вопроса.

4. Наращивает тактическую обстановку постановкой  вводных, тренирует обучаемых практическим действиям, создавая ситуации в обстановке.

5. Проводит разбор действий командира взвода и его подчиненных, указывая наиболее целесообразные способы устранения недостатков.

1. Командир взвода, уяснив тактическую обстановку и поставленную боевую задачу, подготавливает и доводит до подчиненных боевое распоряжение на проведение поиска.

2. Командиры отделений готовят схему действий отделения на выполнение боевой задачи по поиску диверсионно-разведывательных  формирований противника, доводят боевую задачу личному составу отделения, после чего учащиеся готовятся к практическому выполнению поставленных задач.

3. Учащиеся в поиске действуют по обстановке, выполняя боевую задачу по поиску диверсионно-разведывательных формирований в указанном командиром районе.

4. Действуют в соответствие с полученными распоряжениями.

5. Командир взвода организует проведение разбора командирами отделений действий учащихся, после чего докладывает о готовности  к отработке третьего вопроса руководителю.

Третий учебный вопрос: действия взвода пи блокировании и уничтожении  диверсионно-разведывательных формирований противника

Перед началом отработки третьего учебного вопроса преподаватель обращает внимание учащихся на правильность действий при развертывании в боевой порядок на рубеже блокирования, организацию наблюдения и охранения, проведение рекогносцировки, организацию взаимодействия, систему огня, порядок боевого управления, защиту от зажигательного оружия и инженерного оборудования опорных пунктов. Определяет порядок уничтожения противника в случае его внезапного нападения. В ходе отработки учебного вопроса преподаватель следит за правильностью и своевременностью подачи команд и действий учащихся, исполняющих обязанности командиров.

Действия руководителя

Действия обучаемых

1. Доводит боевой приказ на блокирование диверсионно-разведывательного формирования противника.

2. Уточняет порядок работы командира взвода, организует его работу по подготовке схемы действий по блокированию противника. Заслушивает командира взвода и проводит разбор схемы действий. Доводит порядок выполнения боевых задач.

3. Отдает команду на практическое выполнение учебно-боевой задачи. Наращивает тактическую обстановку постановкой вводных с использованием группы имитации.

4. Проводит разбор действий учащихся, оценивая качество отработки ими действий по выполнению учебно-боевых задач.

1. Командир взвода уясняет содержание и условия выполнения учебно-боевой задачи на блокирование противника с целью воспретить ему выход из блокируемого района.

2. Подготавливает решение на блокирование и рекогносцирует его на местности совместно с командирами отделений, уточняя размещение элементов боевого порядка взвода на местности.

3. Организует развертывание боевого порядка взвода на рубеж блокирования. Командиры отделений уясняют порядок выполнения боевых задач, доводят их до подчиненных и докладывают командиру взвода о готовности к блокированию противника.

4. Командир взвода на основании оценки действий взвода проводит разбор с личным составом взвода.

Методические указания по проведению заключительной части

После отработки всех учебных вопросов и сбора учащихся  руководитель выстраивает их в двухшереножном строю, проверяет их наличие, сохранность имущества, подводит  итог занятия. Отмечает степень достижения поставленных целей, наиболее существенные недостатки и меры по их устранению. Ставит в пример правильные действия учащихся. Организует совершение марша в учебное заведение для сдачи военно-технического имущества, использованного в ходе занятий.