Курс «География. Россия: природа, население,
хозяйство» (УМК «Сферы», В.П.Дронов, Л.Е.
Савельева).
Курс «География. Россия: природа, население,
хозяйство» завершает страноведческий компонент
базового географического образования изучением
природы и хозяйства самой большой страны
материка Евразии — России. Данный курс опирается
на знания, усвоенные учащимися при изучении
курса «География. Земля и люди» (особенно темы
«Евразия»), что позволяет акцентировать внимание
на специфике проявления общих географических
закономерностей на территории нашей страны. Курс
«География. Россия: природа, население,
хозяйство» является центральным в системе
школьного географического образования и
открывает широкие возможности для реализации
межпредметных связей с другими школьными
предметами. Основная часть данного курса —
комплексная географическая характеристика
России. На основе формирования представлений у
учащихся о каждом компоненте природы страны, их
взаимосвязей рассматриваются комплексы
«природа — население — хозяйство» в пределах
выделенных природно-хозяйственных зон.
Главная цель курса — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения главной цели курса изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
- сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы, населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные и социально-экономические процессы;
- сформировать представления о территориальной организации России в целом и отдельных ее составляющих; географических аспектах современных социально-экономических проблем страны;
- продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих социально-ответственному поведению в российском пространстве;
- продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.
В 9-м классе в представлены практические работы, предложенные УМК «Сферы». Названия многих работ сформулированы в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. Практическая работа в 9-м классе — это всегда работа на получение нового географического знания об отдельных территориях и явлениях, о размещении и составе отраслей хозяйства, о существующих взаимосвязях.
Девятиклассникам предстоит работать с новыми тематическими — общеэкономическими и отраслевыми — картами. В программе 9-го класса большое количество новых понятий, терминов, теоретических положений — факторов размещения производства, хозяйственных взаимосвязей и т.п., которые учащимся предстоит усвоить и научиться использовать в речи. Кроме того, новых отраслевых карт много, но работать с каждой из них приходится лишь 1-2 урока. Знакомство со способами картографических изображений позволяет организовать работы по составлению картограмм на основе статистических материалов.
Цель проведения практических работ – способствовать формированию и развитию умений:
- интеллектуальных (анализ, синтез, обобщение, классификация, прогнозирование географических объектов и явлений), с помощью различных источников информации;
- оценочных (ранжирование, рефлексия, выбор решения и др.);
- практических (создание географических моделей, картосхем, нормативных материалов, правил поведения в различных ситуациях, сбор статистических материалов, анкетирование и интервьирование населения, создание проектов, оформление контурных карт);
- общеучебных (написание и оформление рефератов, написание сообщения и др.);
- коммуникативных (вхождение в диалог, отстаивание своих взглядов и др.).
Содержание:
№№ | Раздел, тема | Количество часов | Количество практических работ |
Р. 1 | Хозяйство России |
29 | 5 |
Т. 1 | Общая характеристика хозяйства. |
7 | 2 |
Т. 2 | Промышленность |
11 | 2 |
Т. 3 | Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс |
4 | 1 |
Т. 4 | Сфера услуг |
6 | |
Обобщение и контроль знаний |
1 | ||
Р. 2 | Районы России |
34 | 5 |
Т. 5 | Европейская часть России |
23 | 3 |
Т. 6 | Азиатская часть России |
10 | 2 |
Обобщение знаний по разделу "Районы России" |
1 | ||
Р. 3 | Россия в мире |
2 | 1 |
Резерв |
3 | ||
Итого |
68 | 11 |
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование курса «География. Россия: природа, население, хозяйство».