Программа качества математического образования на II и III ступенях обучения

Разделы: Математика


Общая цель: обеспечение качества математического образования, адекватного государственным образовательным стандартом, образовательному запросу потребителей (потребностям местного сообщества и самих обучающихся).

Конкретная цель: создание образовательного пространства и педагогического сопровождения для повышения качества математического образования.

Задачи:

  • создать условия для повышения мотивации учащихся в обучении математики;
  • обеспечить преемственность содержательных линий;
  • формировать специальные математические компетенции.
  • обеспечить различные индивидуальные траектории с учетом возможностей, способностей и интересов каждого ученика.
  • организовать активную исследовательскую деятельность школьников.

Сроки реализации программы: сентябрь 2010 г. – сентябрь 2013 г.

Прогноз положительных результатов

Реализация данной программы позволит ученику:

  • чувствовать себя психологически защищенным, что в большей степени способствует сохранению здоровья учащихся;
  • максимально приблизить соответствие результатов образования к возможностям каждого ученика;
  • раскрыть свои ресурсы и способности;
  • получить возможность самореализации в значимых для него сферах жизнедеятельности;
  • приобрести навыки самообразования;
  • умение адекватно оценивать собственные достижения.

Прогноз возможных негативных последствий:

  • Возможности и способности учащихся, которые не способствуют повышению качества.
  • Недостаточно четко разработаны научно-обоснованные рекомендации по работе над проблемой повышения качества.

Пояснительная записка

 «Уровень достижений российских   учащихся в значительной степени определяется такими факторами, как социальная среда, социальный статус и образование родителей».

Главная цель образования – развитие человека. Новое тысячелетие, новый век требует принципиального изменения содержания и технологий, требуется переход на новую философию образования. Многие философы называют XXI век веком «неогуманизма». Особенность этой философии в том, что она отстаивает «не удовлетворение потребностей, а развитие возможностей и способностей человеческой личности», – подчеркивал великий гуманист XX века А.Печчеи. Американский психолог А.Маслоу в связи с этим неоднократно отмечал, что образование в демократичном обществе не может быть ни чем другим, как помощью каждому в том, чтобы полностью реализовать в себе человеческие качества.

А.А.Леонтьев в своих выступлениях и работах также постоянно говорит о том, что главная задача общеобразовательной школы – целостное развитие личности школьника, подготовка к дальнейшему развитию за стенами школы. Наконец, в Концепции модернизации российского образования провозглашается, что «модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

Стимулирование образования предполагает развитие и обогащение перспектив личности, расширение представления об образовании как о социальной ценности, позволяющей постигать все другие ценности, которые может предложить общество. Поэтому именно в школьные годы необходимо подключить весь комплекс мер, направленный на стимулирование образовательной потребности. Любой гражданин, обучаясь в течение всей жизни, легче будет успевать за изменениями, которые будут происходить в стране и в мире, а также за изменениями в профессиональном труде, науке, искусстве и технике, т.е. они будут изменяться вместе с изменяющимся обществом.

Информационный взрыв, произошедший повсеместно, показал бессмысленность требования усвоения учащимися «всей суммы знаний, которое выработало человечество», заставил переосмыслить и принять новые цели образования, в которых акцент сделан на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики, сущности и происхождении математических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте математики в системе науки и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения. Знание математики должно создаваться на глазах учащихся с их посильным участием.

В последние годы отечественная система образования сдает свои позиции в области математики и естествознания, что грозит усугублению духовного застоя в обществе, социальными проблемами и продолжительным экономическим кризисом.

В связи с этим образование на современном этапе направлено на повышение качества математического образования, включающего: учебные результаты, социализацию выпускников, развитие гражданского самосознания.    

Проблема качества образования особенно в настоящее время стоит остро. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо традиционных экзаменов, удлинение времени обучения в школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и т.д.) выводит эту проблему в ряд приоритетных. Все субъекты образовательного процесса (учащиеся и их родители, педагоги) заинтересованы в обеспечении качества образования.

Исходя из педагогического опыта работы кафедры, назрела необходимость в повышении качества математического образования, т.к. это необходимо в эпоху современных рыночных отношений.

Уровень развития математических способностей учащихся:

Высокий – 28%
Средний  – 46%
Низкий  – 26%.

В ходе работы с учащимися, имеющими разный уровень математической подготовки, выявились проблемы, связанные с преподаванием математики:

  • Проблема потери познавательного интереса и снижение внутренней мотивации при переходе из начальной школы в основную и при переходе из основной школы в старшую.
  • Проблема организации внеурочной и исследовательской деятельности с учащимися.
  • Проблема отбора содержания предмета на профильном уровне с учетом расширения объема знаний по предмету, необходимых для подготовки учащихся к дальнейшему обучению в вузах.
  • Проблема выбора учебно – методического комплекта для реализации требований стандарта математического образования.
  • Проблема «единый государственный экзамен по математике» – «профильная школа».       

Одним из путей разрешения данных проблем является выявление преемственности в использовании учебно-методических комплектов (УМК) и сопоставление уровня математической подготовки  школьников в зависимости от программы обучения в начальной школе и основной, основной и старшей. Нахождение подходов и методов в  обучении для повышения мотивации школьников необходимо изучение современных педагогических технологий, нетрадиционных форм проведения уроков, информационных и коммуникационных технологий.

Это подтолкнуло к созданию «Программы качества математического  образования на II и III ступенях обучения».

Целью данной программы является создание образовательного пространства и педагогического сопровождения для повышения качества математического образования.
Достижение данной цели предполагает выпускника, обладающего мировоззренческой культурой, высокими качествами математического образования, способностью к саморазвитию.
Для создания условий, способствующих повышению качества математического образования необходимо решить следующие задачи:

  • Создать условия для повышения мотивации учащихся в обучении математики;
  • Обеспечить преемственность содержательных линий;
  • Формировать специальные математические компетенции.
  • Обеспечить различные индивидуальные траектории с учетом возможностей, способностей и интересов каждого ученика.
  • Организовать активную исследовательскую деятельность школьников.

Формирование у школьников потребности к повышению качества образования на основе компетентностного подхода, использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, исследовательской деятельности приведет к конечной цели – модели выпускника.
Качество математического образования будет осуществляться через взаимосвязь

Для реализации данной программы необходима организация деятельности, основанной на следующих принципах:

  • Принцип непрерывности;
  • Принцип системности;
  • Принцип опережающей сложности;
  • Принцип вариативности;
  • Принцип самоконтроля;
  • Принцип индивидуализации;
  • Принцип творчества и успеха;
  • Принцип моделирования ситуаций.

Определение принципов, лежащих в основе преподавания математики предполагает вычленение следующих стратегических направлений:

  • Овладение учащимися специальными математическими компетенциями.
  • Формирование потребности к самопознанию и самореализации.
  • Осуществление непрерывности и преемственности обучения математике.
  • Развитие исследовательской  работы учащихся.

Критериями достижения качества математического образования будут являться уровни овладения специальными математическими компетенциями:

  • Математической (прагматической);
  • Социально-личностной;
  • Общекультурной. (Приложение 1)

Основными процессами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • Учебный процесс;
  • Внеклассная работа;
  • Диагностика.

Прогнозируемые результаты:

Реализация образовательной программы позволит ученику:

  • чувствовать себя психологически защищенным, что в большей степени способствует сохранению здоровья учащихся;
  • максимально приблизить соответствие результатов образования к возможностям каждого ученика;
  • раскрыть свои ресурсы и способности;
  • получить возможность самореализации в значимых для него сферах жизнедеятельности;
  • приобрести навыки самообразования;
  • умение адекватно оценивать собственные достижения.

Критерии оценки прогнозируемых результатов:

  • повышение качества обученности учащихся;
  • обеспечение положительного отношения учеников к образовательному процессу, повышение мотивации учащихся;
  • наличие условий для самопознания и самореализации учащихся.

Механизм реализации программы (Приложение 2)

Этапы реализации программы:

Создание  программы: «Обеспечение учебно-педагогических действий учащихся для повышения качества математического  образования на II и III ступенях обучения»

2010-11 учебный год.
Осуществление компетентностного подхода. Внедрение современных педагогических и  информационно-коммуникационных  технологий.

2011-13 учебный год.
Создание системы учебной и внеклассной работы, способствующей повышению качества математического образования.
Разработка индивидуальных образовательных программ, маршрутов.

2011-13 учебный год.
Выход на модель выпускника

Литература:

1. Агранович М., Кондрашов П. «Индикаторы оценки качества образования», Ж. «Директор школы», № 5, 2007.
2. Громова Т. «Критерии и оценки качества образования», Ж. «Директор школы», № 5 2006.
3. Мухартова Н., Лисицкая И. «Мониторинг качества образовательной среды», Ж. «Директор школы», № 4 2007.
4. Сарапулов В.А. «Теория и практика управления качеством образования», Чита, 2008.

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6