Общая цель: обеспечение качества математического образования, адекватного государственным образовательным стандартом, образовательному запросу потребителей (потребностям местного сообщества и самих обучающихся).
Конкретная цель: создание образовательного пространства и педагогического сопровождения для повышения качества математического образования.
Задачи:
- создать условия для повышения мотивации учащихся в обучении математики;
- обеспечить преемственность содержательных линий;
- формировать специальные математические компетенции.
- обеспечить различные индивидуальные траектории с учетом возможностей, способностей и интересов каждого ученика.
- организовать активную исследовательскую деятельность школьников.
Сроки реализации программы: сентябрь 2010 г. – сентябрь 2013 г.
Прогноз положительных результатов
Реализация данной программы позволит ученику:
- чувствовать себя психологически защищенным, что в большей степени способствует сохранению здоровья учащихся;
- максимально приблизить соответствие результатов образования к возможностям каждого ученика;
- раскрыть свои ресурсы и способности;
- получить возможность самореализации в значимых для него сферах жизнедеятельности;
- приобрести навыки самообразования;
- умение адекватно оценивать собственные достижения.
Прогноз возможных негативных последствий:
- Возможности и способности учащихся, которые не способствуют повышению качества.
- Недостаточно четко разработаны научно-обоснованные рекомендации по работе над проблемой повышения качества.
Пояснительная записка
«Уровень достижений российских учащихся в значительной степени определяется такими факторами, как социальная среда, социальный статус и образование родителей».
Главная цель образования – развитие человека. Новое тысячелетие, новый век требует принципиального изменения содержания и технологий, требуется переход на новую философию образования. Многие философы называют XXI век веком «неогуманизма». Особенность этой философии в том, что она отстаивает «не удовлетворение потребностей, а развитие возможностей и способностей человеческой личности», – подчеркивал великий гуманист XX века А.Печчеи. Американский психолог А.Маслоу в связи с этим неоднократно отмечал, что образование в демократичном обществе не может быть ни чем другим, как помощью каждому в том, чтобы полностью реализовать в себе человеческие качества.
А.А.Леонтьев в своих выступлениях и работах также постоянно говорит о том, что главная задача общеобразовательной школы – целостное развитие личности школьника, подготовка к дальнейшему развитию за стенами школы. Наконец, в Концепции модернизации российского образования провозглашается, что «модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Стимулирование образования предполагает развитие и обогащение перспектив личности, расширение представления об образовании как о социальной ценности, позволяющей постигать все другие ценности, которые может предложить общество. Поэтому именно в школьные годы необходимо подключить весь комплекс мер, направленный на стимулирование образовательной потребности. Любой гражданин, обучаясь в течение всей жизни, легче будет успевать за изменениями, которые будут происходить в стране и в мире, а также за изменениями в профессиональном труде, науке, искусстве и технике, т.е. они будут изменяться вместе с изменяющимся обществом.
Информационный взрыв, произошедший повсеместно, показал бессмысленность требования усвоения учащимися «всей суммы знаний, которое выработало человечество», заставил переосмыслить и принять новые цели образования, в которых акцент сделан на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».
Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики, сущности и происхождении математических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте математики в системе науки и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения. Знание математики должно создаваться на глазах учащихся с их посильным участием.
В последние годы отечественная система образования сдает свои позиции в области математики и естествознания, что грозит усугублению духовного застоя в обществе, социальными проблемами и продолжительным экономическим кризисом.
В связи с этим образование на современном этапе направлено на повышение качества математического образования, включающего: учебные результаты, социализацию выпускников, развитие гражданского самосознания.
Проблема качества образования особенно в настоящее время стоит остро. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо традиционных экзаменов, удлинение времени обучения в школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и т.д.) выводит эту проблему в ряд приоритетных. Все субъекты образовательного процесса (учащиеся и их родители, педагоги) заинтересованы в обеспечении качества образования.
Исходя из педагогического опыта работы кафедры, назрела необходимость в повышении качества математического образования, т.к. это необходимо в эпоху современных рыночных отношений.
Уровень развития математических способностей учащихся:
Высокий – 28%
Средний – 46%
Низкий – 26%.
В ходе работы с учащимися, имеющими разный уровень математической подготовки, выявились проблемы, связанные с преподаванием математики:
- Проблема потери познавательного интереса и снижение внутренней мотивации при переходе из начальной школы в основную и при переходе из основной школы в старшую.
- Проблема организации внеурочной и исследовательской деятельности с учащимися.
- Проблема отбора содержания предмета на профильном уровне с учетом расширения объема знаний по предмету, необходимых для подготовки учащихся к дальнейшему обучению в вузах.
- Проблема выбора учебно – методического комплекта для реализации требований стандарта математического образования.
- Проблема «единый государственный экзамен по математике» – «профильная школа».
Одним из путей разрешения данных проблем является выявление преемственности в использовании учебно-методических комплектов (УМК) и сопоставление уровня математической подготовки школьников в зависимости от программы обучения в начальной школе и основной, основной и старшей. Нахождение подходов и методов в обучении для повышения мотивации школьников необходимо изучение современных педагогических технологий, нетрадиционных форм проведения уроков, информационных и коммуникационных технологий.
Это подтолкнуло к созданию «Программы качества математического образования на II и III ступенях обучения».
Целью данной программы является
создание образовательного пространства и
педагогического сопровождения для повышения
качества математического образования.
Достижение данной цели предполагает выпускника,
обладающего мировоззренческой культурой,
высокими качествами математического
образования, способностью к саморазвитию.
Для создания условий, способствующих повышению
качества математического образования
необходимо решить следующие задачи:
- Создать условия для повышения мотивации учащихся в обучении математики;
- Обеспечить преемственность содержательных линий;
- Формировать специальные математические компетенции.
- Обеспечить различные индивидуальные траектории с учетом возможностей, способностей и интересов каждого ученика.
- Организовать активную исследовательскую деятельность школьников.
Формирование у школьников потребности к
повышению качества образования на основе
компетентностного подхода, использования
современных педагогических и
информационно-коммуникационных технологий,
исследовательской деятельности приведет к
конечной цели – модели выпускника.
Качество математического образования будет
осуществляться через взаимосвязь
Для реализации данной программы необходима организация деятельности, основанной на следующих принципах:
- Принцип непрерывности;
- Принцип системности;
- Принцип опережающей сложности;
- Принцип вариативности;
- Принцип самоконтроля;
- Принцип индивидуализации;
- Принцип творчества и успеха;
- Принцип моделирования ситуаций.
Определение принципов, лежащих в основе преподавания математики предполагает вычленение следующих стратегических направлений:
- Овладение учащимися специальными математическими компетенциями.
- Формирование потребности к самопознанию и самореализации.
- Осуществление непрерывности и преемственности обучения математике.
- Развитие исследовательской работы учащихся.
Критериями достижения качества математического образования будут являться уровни овладения специальными математическими компетенциями:
- Математической (прагматической);
- Социально-личностной;
- Общекультурной. (Приложение 1)
Основными процессами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- Учебный процесс;
- Внеклассная работа;
- Диагностика.
Прогнозируемые результаты:
Реализация образовательной программы позволит ученику:
- чувствовать себя психологически защищенным, что в большей степени способствует сохранению здоровья учащихся;
- максимально приблизить соответствие результатов образования к возможностям каждого ученика;
- раскрыть свои ресурсы и способности;
- получить возможность самореализации в значимых для него сферах жизнедеятельности;
- приобрести навыки самообразования;
- умение адекватно оценивать собственные достижения.
Критерии оценки прогнозируемых результатов:
- повышение качества обученности учащихся;
- обеспечение положительного отношения учеников к образовательному процессу, повышение мотивации учащихся;
- наличие условий для самопознания и самореализации учащихся.
Механизм реализации программы (Приложение 2)
Этапы реализации программы:
Создание программы: «Обеспечение учебно-педагогических действий учащихся для повышения качества математического образования на II и III ступенях обучения»
2010-11 учебный год.
Осуществление компетентностного подхода.
Внедрение современных педагогических и
информационно-коммуникационных технологий.
2011-13 учебный год.
Создание системы учебной и внеклассной работы,
способствующей повышению качества
математического образования.
Разработка индивидуальных образовательных
программ, маршрутов.
2011-13 учебный год.
Выход на модель выпускника
Литература:
1. Агранович М., Кондрашов П. «Индикаторы
оценки качества образования», Ж. «Директор
школы», № 5, 2007.
2. Громова Т. «Критерии и оценки качества
образования», Ж. «Директор школы», № 5 2006.
3. Мухартова Н., Лисицкая И. «Мониторинг
качества образовательной среды», Ж. «Директор
школы», № 4 2007.
4. Сарапулов В.А. «Теория и практика
управления качеством образования», Чита, 2008.