Библиотечный информационно-методический центр как модель развития школьной библиотеки

Разделы: Организация школьной библиотеки


В настоящий момент российское образование переходит на новый этап своего развития, суть которого в том, что сегодня образование готово к установлению и внедрению новых стандартов, а современная школьная библиотека должна стать гарантом реализации этих стандартов, для этого она должна иметь фонд, обеспечивающий инновационные образовательные процессы.  Библиотека становится самым демократичным центром доступа к информации, а библиотекарь всё больше играет роль педагога, способного обучить всех участников образовательного процесса основам информационной культуры. Важной становится роль библиотекаря как проводника во все возрастающих информационных потоках.

Проникновение компьютерных и информационных технологий в сферу образования изменило миссию школьной библиотеки. Традиционный порядок обслуживания читателей, не соответствующий современным задачам обучения и воспитания, возросшим читательским потребностям, уходит в прошлое. На смену приходит библиотека, оснащенная современной техникой с новыми информационными технологиями. Сегодня школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит досуговым чтением, но и является ресурсной базой обновления школьного образования, воспитательным, информационным центром образовательного учреждения.
Ознакомившись с опытом работы школьных библиотек, принимая во внимание накопленные ранее методические наработки, учитывая специфику работы нашей гимназии, мы пришли к убеждению, что одним из путей совершенствования библиотечной работы является реорганизация деятельности школьной библиотеки в библиотечный информационно- методический центр. В 2007 году школьная библиотека была преобразована в библиотечный информационно-методический центр гимназии №35 г. Екатеринбурга. Необходимость создания центра подсказала жизнь: сегодня фонды школьной библиотеки, даже очень хорошей, не отвечают требованиям учащихся и учителей. Соответственно изменились и задачи работы. Кроме традиционных для школьной библиотеки, они теперь включают:

  • организацию доступа к информации,
  • обеспечение пользователей учебными и вспомогательными документами и информацией,
  • создание в гимназии информационно-библиотечной среды как сферы обеспечения специальными библиотечными и информационными средствами,
  •  руководство формированием информационного мировоззрения пользователей и продвижение знаний по самообеспечению учебной, профессиональной и иной познавательной деятельности,
  • формирование политики информационно-библиотечного обеспечения гимназии.

Таким образом, мы включив библиотеку в состав информационного центра, по сути разделили два потока получения информации – на бумажных и электронных носителях. Два отдельных помещения помогли нам сделать это максимально удобным. Информационный центр гимназии оборудован всем необходимым для самостоятельного информационного поиска и обработки полученной информации. Но постепенно, центр становится местом, где можно не только найти информацию, но и получить квалифицированную помощь при подготовке к проведению научного исследования. Ученик для библиотекаря – читатель, а не двоечник или отличник, не паинька или хулиган. Это другое общение. Оно может быть более доверительным или более деловым, оно дает другие возможности, на наш взгляд – большие, чем даже у учителя. Поэтому приобщение ученика к научной деятельности, развитие первоначального интереса к ней у нас в гимназии происходит в информационном центре.

Здесь можно подготовить и просмотреть на большом экране презентацию, узнать нормы оформления библиографического списка работы, а в библиотеке заказать библиографический список по нужной теме. Мы ведем электронный каталог образовательных сайтов, в котором можно найти ссылки или сами интересующие материалы. Каждый, кто сталкивался с написанием научно- исследовательской работы, знает, как важна методология выполнения работы, как нужен совет профессионала. Этот совет учащиеся могут получить не только от сотрудников центра, но и от рецензентов всевозможных всероссийских конкурсов научных работ учащихся, куда не первый год мы отправляем работы. Центр ежегодно собирает информацию о предстоящих конкурсах, условия участия и доводит ее до сведения, как учителей, так и учащихся. Количество учащихся, участвующих в различных всероссийских, региональных и городских  конкурсах растет год от года и нам кажется это очень важным, ведь количество призовых мест в районном и городском туре фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» ограничено, а количество работ учащихся становится все больше. Ситуация успеха, новые знакомства, интересные идеи – все это привозят учащиеся из поездок на конкурсы. В центре проводится и «разбор полетов»: как не надо было делать, как выстроить эксперимент, чтобы он был корректен, как выбрать тему. Этот, кстати очень важный вопрос, тоже помогает решить библиотечный информационно- методический центр гимназии. Найти архивы тем российских конкурсов, отследить тенденции, найти верный, актуальный поворот темы, все это тоже задача центра. Нас радует, что результаты не заставили себя ждать – количество работ, получивших награды увеличивается, и надеемся, будет увеличиваться и дальше. Но главное, что учащиеся приобщаются уже в школьных стенах к настоящей науке, учатся грамотно строить работу и адекватно оценивать ее качество.

Для нас важным является то, что учителя и учащиеся имеют возможность не только получать информацию, но и работать с ней творчески, выполняя как индивидуальные, так и совместные работы, в которых сотрудничают и учащиеся и учителя.  Это создает благоприятные условия для творческой активности и самостоятельности учащихся, повышения профессионального уровня учителей, для их непрерывного самообразования.

Создавая библиотечный информационно- методический центр, ставя задачи, планируя деятельность, мы прогнозировали и результаты этой деятельности:

  • расширится номенклатура оказываемых услуг информационного обеспечения и справочного обслуживания, связанных с подготовкой, введением и оперативным предоставлением справочной информации;
  • повысится оперативность, полнота и точность получаемой информации при обслуживании пользователей;
  • повысится комфортность работы пользователей и персонала центра;
  • сократятся трудозатраты на выполнение технологических операций (комплектования, организации и использования фондов, справочно-информационного обслуживания);
  • будут оптимально использоваться документальные и информационные ресурсы, как своего центра, так и других организаций и учреждений;
  • центр позволит удовлетворять потребности пользователей в специально разработанных для Интернета новых видах и формах информационных образовательных средств для самостоятельных занятий по учебным предметам и различным аспектам воспитательного процесса.

С момента создания центра идет постоянное наращивание информационных ресурсов и соответственно, увеличение возможностей в их предоставлении всем участникам образовательного процесса. Создаются банки данных образовательных ресурсов (методические разработки,  видеозаписи мероприятий, презентации, научно- исследовательские проекты учащихся). Сотрудники центра являются активными участниками разработки и пополнения гимназического сайта, оказывают помощь педагогам в технической и методической поддержке проведения уроков, внеклассных и открытых мероприятий, организации творческой проектно-исследовательской деятельности учащихся. У информационно-методического центра есть своя страничка на сайте гимназии, где регулярно выкладывается информация о новых поступлениях в библиотеку, материалы выставок и игровые материалы, такие как кроссворды, ребусы, загадки по литературным произведениям.

Работа с сайтом гимназии увеличивает возможности обратной связи и расширяет пространство деятельности, вовлекая в работу родителей учащихся, особенно младшего и среднего звена. У родителей не всегда есть возможность зайти в библиотеку, а вот на библиотечную страничку они с удовольствием заходят. Им нравится такая форма работы как флэш-викторины, электронные мозаики, тесты – все то, чем можно заниматься дома, вместе с детьми. Пользуются популярностью библиографические списки литературы, подобранные к определенной дате. Мы замечаем это по увеличивающемуся спросу на рекомендованные книги. Пользуется огромной популярностью, особенно среди старшеклассников раздел поэзии в формате mp3. Мы недавно начали собирать звуковые файлы стихов, прочитанных авторами или известными актерами, но уже понятно, что это нужно и педагогам для проведения урока и учащимся для подготовки к нему.

Пользователи библиотечного центра гимназии удовлетворяют свои потребности вне зависимости от материального носителя. Здесь создана среда, способствующая интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию всех участников образовательного процесса, предоставляющая всем категориям читателей свои ресурсы. Но это не значит, что решены абсолютно все задачи и нет никаких проблем.

К сожалению, самой главной проблемой остается комплектование библиотеки художественной и научно- методической литературой. Ведь сегодня не существует даже механизма комплектования школьной библиотеки литературой. Сможет ли эту задачу выполнить система субвенций? В ближайшие годы нет. Администрация образовательных учреждений не станет комплектоваться художественной литературой, в особенности, не имеющей отношения к школьной программе, пока не укомплектует фонды учебниками. А пока фонды стремительно ветшают и те, большей частью спонтанные, случайные вливания которые иногда случаются, проблему фондов не решают. Приходиться комплектовать фонды аудиокнигами, которые хотя бы отчасти снимают остроту проблемы. Кроме того необходимым направлением работы является разработка нормативно-правовой базы библиотечного информационно-методического центра.

По мере того как центр увеличивает объем направлений работы, встает проблема разработки критериев определения результативности этой работы. До сих пор в оценках деятельности библиотекаря преобладали количественные критерии. Нам кажется это не то, чтобы неправильной, но неполной оценкой нашего труда. Поэтому мы более внимательно рассматриваем возможности качественных критериев. К ним, на наш взгляд,  можно отнести реакцию пользователя на качество обслуживания.  Сбор необходимых для анализа данных об отношении к предлагаемым услугам, мы осуществляем различными способами. Наиболее распространенный – опрос или анкетирование пользователей. Однако этот метод часто имеет низкую результативность из-за недостоверности получаемых данных, их искажения и невозврата анкет респондентами, так как пользователь, как правило, не заинтересован в результатах исследований. Существует и другой способ получения данных – мониторинг  качественных параметров, характеризующих библиотечные услуги. Этот способ позволяет снизить влияние субъективного фактора, характерного для результатов опроса пользователей и обеспечить объективный характер результатов их измерения.

На наш взгляд, библиотечный информационно-методический центр гимназии – это оптимальная модель, удовлетворяющая информационные потребности всех участников образовательного процесса.