Корень слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • познакомить с термином «корень» слова и «однокоренные слова»;
  • формировать умение выделять корень в родственных словах;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • развивать навыки самоконтроля, познавательные процессы и орфографическую зоркость.
  • воспитывать аккуратность, усидчивость чувство коллективизма.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Пора начать урок!
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу
И красиво напишу!

(Запись числа, классной работы).

– Вспомните о каких признаках родственных слов рассказал Грамматик (аппликация на доске). Помня эти признаки, поиграем в игру «Где родственные слова?» (слова записаны на доске).

1 ряд:

1) Лист, лиса, лисёнок.
2) Лось, лоскут, лосёнок.

2 ряд:

3) Горный, город, городок.
4) Моряки, морской, моржи.

– Выпишите из каждой строки только родственные слова. (Самостоятельно).
– Проверим и докажем правильность ответа (ребята показывают сигнальные карточки, а  учитель стирает лишние слова).

2. Постановка цели урока

– Общей части родственных слов и будет посвящён наш урок: вы узнаете как она называется по-другому и обозначается в словах.

 3. Изучение нового материала

Инсценировка «Два корня» (рисунок растения, шапочка с обозначением корня).

Встретились корень куста и корень слова.
– Здравствуй. Я корень, а ты кто?
– Я тоже корень.
– Я в земле живу, а ты где?
– А я живу в словах.
– Ну какой же корень может жить в словах?! Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает цветок – одуванчик, дерево – берёза, кустарник – шиповник  (показывает рисунки). А от тебя, что растёт?
– Не хвастайся. От меня и других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.
– Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод и назвать-то нельзя!
Услышали спор люди и говорят:
– Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от  которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно. Как у всех веток куста есть общий корень, так  и у родственных слов есть общая для всех часть, от которой они произошли, которая называется – КОРЕНЬ.

– Из уважения к родителю слов родственные слова соорудили домик для корня вот такой округлый и уютный (нарисовать на доске). Давайте найдём корень в наших словах и выделим его в игре «Где родственные слова?»

В корне заключён смысл слова; это главная часть слова и от неё «растут» слова, они называются ОДНОКОРЕННЫМИ.

4. Закрепление изученного материала

1) Работа с учебником. С. 46-47

– Прочитайте сообщение Грамматика.

Упр. 8. Прочитайте задание и назовите первую(вторую) группу родственных слов.Докажите.
– Запишите родственные слова и выделите корень(2 учеников работают за доской).
– Проверим. Что такое корень?

5. Физминутка

2) Игра «Найди корень»  (играют по рядам)

Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам!

– У каждого кустарника есть корень, но ветви-слова с ним не соединены. Выделите корень в слове и соедините с корнем куста. Прочитайте внимательно слова прежде, чем начать игру.
– Чей ряд быстро и правильно выполнит задание?!
– Какой корень у слов  1 ряда? (-вод-); у  слов 2 ряда? (-мороз-)
– Как называются эти слова? Запишите три любых однокоренных слова, выделите корень?

6. Итог урока

Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.

– Что такое корень? Каким значком обозначается в словах?
– Как называются слова с одним и тем же корнем?
– Чему учились на уроке?

7.  Оценивание. Разбор домашнего задания

С.46-47 упр.9
– Прочитайте задание.
– Объясните, от какого слова образовано каждое слово и что оно называет.

Домашняя – от какого слова образовано? Ставьте цифру 1 и ищите ему однокоренные слова. (Проследить за слабыми учениками).

Литература:

1. Игры и занимательные упражнения на уроках  русского языка 1-4. Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин.
2. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 кл. вспомогательной школы А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская.
3. Учебник  русского языка во 2-м классе. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.