Цели урока:
- продолжить знакомить учащихся с государствами – южными и восточными соседями России;
- учить работать с политической картой, находить на ней страны и их столицы;
- расширять кругозор, развивать любознательность.
Оборудование:
- политическая карта мира, Европы;
- фотографии ландшафта государств-соседей;
- карточки с заданиями;
- макет самолёта на магните.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение цели урока
– Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границы России и узнаем, какие страны являются нашими южными и восточными соседями. А на чём совершим путешествие, узнаете, отгадав загадку:
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (Самолёт)
На доску учитель прикрепляет небольшой макет самолётика на магните.
3. Повторение
– На каком материке расположена наша страна? (Евразия)
– На какие части света разделён этот материк? (Европа
и Азия)
– Часть территории России находится в
европейской части, часть в Азии. А сейчас с
помощью карты вспомним, какие страны находятся
по западным сухопутным границам с нашей страной. (Работа
по политической карте Европы)
Учитель прикрепляет самолет, дети называют страну и его столицу:
Норвегия – Осло
Финляндия – Хельсинки
Эстония – Таллин
Латвия – Рига
Литва – Вильнюс
Польша – Варшава
Белоруссия – Минск
Украина – Киев
– Молодцы!
4. Работа над новым материалом
– Наш с вами полёт продолжается. Садитесь удобнее, мы отправляемся в Азию, посетим наших ближайших соседей вдоль южной сухопутной границы. Сейчас мы летим над государствами Абхазия и Южная Осетия.
Учитель работает по политической карте мира у доски, дети – по карте в учебнике «Окружающий мир».
Совершим первую остановку в Грузии, столица – Тбилиси. Это горная страна. Несмотря на небольшую территорию, Грузия отличается красивым ландшафтом (рисунок 1). С севера её защищают от холодных ветров Кавказские горы, с запада в страну попадает влажный и тёплый воздух с Чёрного моря. Третья часть страны покрыта лесом: это смешанные дубовые и буковые, еловые и сосновые леса. Славится Грузия виноградарством.
Соседняя страна – Азербайджан, столица – Баку. Основа жизни азербайджанцев – совместное проживание в большой семье. В одном доме могут проживать несколько поколений: от прабабушек и дедушек до правнуков и внучек. (Рисунок 2) Здесь вы видите, как старушка показывает правнучке способ приготовления лепёшек. Они выпекаются в специальных круглых печах – тандырах – особым способом: лепёшки прикрепляются к стенкам печи, получаются хрустящие и вкусные. А лепёшки запьём приятным азербайджанским чаем. Вы видите плантацию чая. Когда приходит время сбора, все, в основном женщины, вручную собирают только верхние листочки, тогда чай будет ароматным и насыщенным. Подкрепились, пора и в путь.
Из Азербайджана, обогнув Каспийское море, мы попадаем в Казахстан. Это большое государство имеет с нашей страной очень протяженную границу. Столица – Астана. На плодородных чернозёмных почвах выращивают хлеб. В центральных и горных районах распространено овцеводство, как кочевое пастбищное хозяйство. На юге выращивают хлопок, ценный продукт: из ваты хлопка получают хлопчатобумажные ткани. Казахи – хорошие охотники (рисунок 3). Здесь вы видите беркутчи – это охотники, которые выходят на лис, волков со своими могучими беркутами. Эти птицы – отличные охотники.
Физминутка
Покинув Казахстан, мы совершаем посадку в Монголии, столица – Улан-Батор. Характерная особенность этой страны – кочевой образ жизни. Занимаются кочевники скотоводством: разводят овец, коз, лошадей, верблюдов, крупнорогатый скот. Их называют аратами. Жилищем для кочевников служит юрта (рисунок 4). Это переносное жилище строится из деревянных решётчатых стенок с конусообразным куполом из жердей и войлочным покрытием, в центре юрты находится очаг, а толстые ковры придают уют. Разложить или собрать юрту можно за несколько часов. Переезды с одного пастбища на другой совершаются на верблюдах. Каждый год с 11 по 13 июля монголы празднуют Наадам – праздник независимости страны. На этом спортивном празднике проходят состязания в стрельбе из лука на дальность и точность, в скачках на 15-25 км по голой степи с препятствиями. А участвуют дети от 5 до 12 лет. Так поддерживается культура верховой езды кочевников.
Китай – третье по величине государство на Земле. Здесь живет больше людей, чем в любой другой стране мира. Столица – Пекин. Говоря о Китае, нужно подчеркнуть, что он является первым поставщиком риса. В Китае получают самые высокие урожаи этой культуры. А здесь одна из знаменитых достопримечательностей – Великая Китайская Стена (рисунок 5), которая была построена для того, чтобы обороняться от кочевников Монголии. Сегодня туристы толпами спешат посмотреть на это чудо.
Наше путешествие по сухопутной границе России завершается в Северной Корее – по-другому КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика). Находится между Жёлтым и Японским морями. Граница России с этой страной самая короткая, всего 16 км. Столица – Пхеньян.
5. Закрепление
Работа по карточкам (у каждого ученика):
1. С помощью карты напиши пропущенные страны, граничащие с Россией, начиная с северо-запада по порядку:
Норвегия, _____________________, ____________________,
Латвия, Литва, _________________,
Белоруссия, __________________,
Грузия, Азербайджан, __________________,
Монголия, ______________, ________________________.
2. С помощью карты напиши столицы, пропущенные в списке
Эстония – Таллин Грузия – Тбилиси
Латвия – __________________ Азербайджан – ______________
Литва – Вильнюс Казахстан – _________________
Польша – _________________ Монголия – Улан-Батор
Белоруссия – ______________ Китай – ____________________
Украина – _________________ КНДР – ____________________
6. Домашнее задание
– Наш самолет летит над морскими границами. На
северо-востоке – это государство США
(Соединённые Штаты Америки). Эта страна находится
на другом материке – Северной Америке. Но
отделяет Россию от США лишь неширокий Берингов
пролив.
На юго-востоке находится Япония – островное
государство, расположено на нескольких островах.
Столица – Токио. Совершаем здесь посадку.
Предлагается учащимся об этих государствах подготовить сообщение к следующему уроку. Можно использовать энциклопедии, имеющиеся в нашем кабинете: «Я познаю мир», «Страны и народы мира», а также ресурсы библиотеки, Интернет.
7. Подведение итога урока
– Наше путешествие подошло к концу. Какие страны находятся вдоль южных границ России? Какие государства можно назвать морскими соседями нашей страны? Поделитесь своими впечатлениями о странах, с которыми сегодня познакомились.