Культура Киевской Руси X–XII веков

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с уровнем развития культуры Древней Руси;
  • Дать характеристику различным отраслям культуры;
  • Показать основные тенденции развития древнерусской культуры.

Внутрипредметные связи: 1119 год - основание университета в Болонье; около 1150 года - основание Парижского университета; 1167-1168 годы - основание Оксфордского университета; 1209 год - основание Кембриджского университета; 12 век - зарождение готики; 11-13 века - расцвет рыцарской куртуазной культуры; 1184 год - учреждение инквизиции; 13 век - возникновение альбигойской ереси в Аквитании.

Основные понятия: Архитектура, крестово-купольный тип храма, паруса, неф, хоры, смальта, фрески, миниатюра, Збручский идол, филигрань, техника черни, зернь, эмаль, летопись.

Важнейшие даты: 1037 год - постройка Софийского собора в Киеве; 1052 год - постройка Софийского собора в Новгороде; 12 век - постройка Успенского собора во Владимире; 1185 год - написание "Слова о полку Игореве"; конец 12 века - появление "Моление Даниила Заточника".

Выдающиеся личности: Нестор-летописец; Илларион; Даниил Заточник; Кирилл Туровский; Владимир Мономах.

Оборудование к уроку: Компьютер, мультимедийный проектор, хрестоматия по истории России, фото и видео - материалы по истории русской культуры данного периода.

Ход урока

1. Организационный момент;

2. Проверка домашнего задания;

Терминологический диктант:

  • Вотчина - земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно с правом продажи, залога, владения;
  • Княжеские бояре - воеводы, наместники областей, богатыри;
  • "Нарочитая чадь" - дети бывших местных князей, родовые и племенные старейшины;
  • Отроки - рядовые воины княжеской дружины;
  • Гридни - живущие в княжеской гриднице;
  • "Люди" - свободное население Руси;
  • Смерды - крестьяне, жившие на земле князя;
  • Закупы - люди, взявшие купу (в долг);
  • Рядовичи - люди, поступившие на службу "по ряду" (договору);
  • Холопы - несвободное население в княжествах Древней Руси;
  • Вервь - территориальное объединение сельских жителей, обладавшее определённым самоуправлением;
  • "Дым" - каждое самостоятельное хозяйство на Руси;
  • "Дикая вира" - особый вид наказания в Древней Руси по "Русской Правде";
  • "Вои" - ополченцы-копейщики;
  • Рабство - нахождение некоторых людей (рабов) в собственности у других людей (рабовладельцев).

3. Объяснение нового материала.

План:

А) Архитектура Киевской Руси;

Б) Живопись;

В) Скульптура;

Г) Прикладное искусство.

Рассказ учителя с демонстрацией слайдов из презентации к уроку.

Наиболее значительные памятники 10-12 веков:

Киев
Десятинная церковь

Сооружена между 986 и 996 годами в Киеве в честь пресвятой Богородицы в эпоху княжения Владимира Великого, который выделил на возведение и поддержание церкви десятую часть своих доходов - десятину, откуда и пошло её название. В источниках Десятинную церковь, однако, нередко называют церковью Богородицы. Она представляла собой крестово-купольный шестиярусный каменный храм. В начале XI века была повреждена пожаром, но вскоре её восстановили и с трёх сторон добавили галереи. Десятинная церковь была богато украшена мозаиками, фресками, резными мраморными и шиферными плитами. Иконы, кресты и посуда были привезены из Корсуня (Херсонеса Таврического) в 1007 году. Кроме главного алтаря у церкви имелись ещё два: святого Владимира и святого Николая. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира - византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно "крещеных" братьев Владимира - Ярополка и Олега Древлянского. В 1169 году церковь разграбили войска Андрея Боголюбского, в 1203 году - войска Рюрика Ростиславича.

В конце 1240 года орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь - последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом набившегося в неё народа, пытавшегося спастись от монголов. Раскопки руин храма начались в 30-х годах XVII века по инициативе митрополита Петра Могилы, который основал рядом небольшую церковь в память о потерянной святыне и выставил в ней одну из древнейших икон с образом святого Николая, привезённую Владимиром из Корсуня.

Позже в руинах был обнаружен саркофаг князя и его супруги Анны. Княжеский череп захоронили в храме Спаса на Берестове, потом перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Другие останки были захоронены в Софийском соборе. В своём завещании Пётр Могила оставил тысячу золотых на восстановление Десятинной церкви.

Софийский собор

Разные летописи называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Учитывая политическую обстановку на Руси, более вероятной видится вторая дата. Первоначально собор не был оштукатурен: для того чтобы можно было представить его исходный облик на фасадах оставлены участки раскрытой кладки. На фресках обнаружена противоречащая летописям дата - 1011 год. В 1240 году Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя, в 1385-1390 годах митрополит Киприан воссоздал его из руин, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать.

В 1596 собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церкви, в 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Петром Могилой, который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь.

Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик. Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название "Мазепа". В 1934 году архитектурный комплекс, куда помимо Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория, был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником "Софийский музей".

Золотые ворота с церковью Благовещения

Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 метров) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными, в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. Строили их в технике смешанной кладки, известной ещё со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы. Декоративные особенности кладки хорошо читаются на лицевой поверхности стен.

Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. Надвратная церковь в ходе реставрационных работ воссоздана как четырёхстолпный одноглавый храм с утопленными в толще стены апсидами, не выступающими из общего объёма фасада. В качестве архитектурного декора применены орнаменты из кирпича, характерные для искусства того периода. В ходе археологических исследований Золотых Ворот были обнаружены кубики смальты, фрагменты фресковой штукатурки, что свидетельствует о том, что древняя церковь была украшена фресковой росписью и мозаиками.

Ворота предназначались для церемониального въезда в столицу и располагались в южной части города. Это - главные ворота города, одни из трёх крупных городских ворот, сооружённых при Ярославе Мудром. Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров. Следы этого рва читаются сейчас в перепаде уровня Золотоворотского проезда.

Строительство ворот вместе с Софийским собором упоминается в летописи под 1037 годом. В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя. Из записей путешественников XVI - XVII веков и рисунков А. Ван Вестерфельда (1651 год) известно, что уже к этому времени Золотые Ворота были полуразрушенными.

Чернигов
Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор заложен около 1033-1034 годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем, после смерти которого, видимо, некоторое время не строился и был окончен только в середине века. Он стал главным храмом древнерусского города и Чернигово-Северского княжества, а ныне является единственным сохранившимся на левобережье Украины памятником монументального каменного зодчества периода расцвета Киевской Руси.

Это величественный пятиглавый восьмистолповый храм. О его бывшем богатом внутреннем убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. На протяжении веков он неоднократно перестраивался. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в "Слове о Полку Игореве", Игоря Черниговского и других князей той эпохи.

Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо неё построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры.

На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры.

Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.

Борисоглебский собор

Борисоглебский собор является характерным образцом черниговской архитектурной школы XII века. Крестовокупольный, шестистолпный, увенчанный одной главой (высота 25 метров). Фасады храма определяются большими плоскостями стен, разбитыми только полуколоннами, которые идут от самого низа до карнизов. Эти полуколонны завершаются резными капителями из белого камня, а стены - полуциркульными закомарами.

Собор впечатляет мощью и статичностью. Его постройка отличается высоким качеством кирпича - плинфы, совершенством кирпичной кладки, утонченной резьбой по камню. Применение в оформлении фасадов деталей из известняка, декорирование рельефными орнаментами в так называемом "зверином стиле", где растительные орнаменты соединяются в сказочное кружево с фантастическими птицами, зверями - грифонами является характерной чертой именно черниговской архитектуры XII в. Сейчас капители полуколонн - являются копиями из оргстекла, а фрагменты оригиналов экспонируются в памятнике - музее.

Украшением экспозиции собора являются серебряные с позолотой царские врата, весом 56 килограммов. Они были изготовлены в начале XVIII века по указанию гетмана И. С. Мазепы, в мастерской Филиппа Якоба Дрентветта из немецкого города Аугсбурга (в соответствии с клеймом на вратах).

К счастью для нас они сохранились неповрежденными, а сам барочный иконостас собора был утрачен.

В соборе восстановлен древний пол из шиферных плит, а в подкупольном квадрате реконструирован амфалий - часть пола из резных шиферных плит, инкрустированных разноцветной мозаикой. В северном нефе, в раскопе, можно увидеть фундаменты сооружения XI века, которое было на этом месте до строительства собора.

В XVII веке в Борисоглебском соборе были захоронены выдающиеся иерархи православной церкви: Лазарь Баранович, святитель Феодосий Углицкий, Амвросий Дубневич и Феофил Игнатович.

Новгород
Софийский собор

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним помимо новгородской Софии относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. Апсид три, центральная - пятигранная, боковые - округлые. С трех сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 метров и ширину 24,8 метров; вместе с галереями длина составляет 34,5 метра, ширина 39,3 метра. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы - 38 метров. Стены храма, имеющие толщину 1,2 метра, сложены из известняка разных оттенков.

Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (так называемая цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича.

Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

Полоцк
Софийский собор

В основе своего архитектурного решения повторяет Софийский собор Новгорода и Софийский Собор Киева. Оригинальное здание собора не сохранилось, остались его руины: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Известно, что в плане он повторял Софийский собор Киева, также как и Софийский собор Новгорода, это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном, с куполом диаметром 5,85 метра.

К храму прилегали пристройки: крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. По летописям, можно предположительно сказать, что храм имел 7 глав. 4 купола располагались симметрично от главного, а крещальня и лестничная башня имела свои главы, что создавала свой композиционный образ общего вида. Главные отличия от Киева и Новгорода, это отсутствие галерей. Храм имел 3 апсиды, а не 5 апсид. Княжеские хоры открывались в центральное помещение двойными арками, опирающиеся на 1 промежуточный столб. Есть вима, дополнительное членение в апсидной части подкупольного пространства, характерна для Византии.

Храм был расписан только фресками, также как и в Новгороде, а в Киеве в свою очередь был синтез фресковой и мозаичной декоративной отделки храма. Строительством этого храма занималась киевская артель, которая была послана из Константинополя.

Доказательством служит, что строительство в Полоцке прекратилось, также как и на территории всей Киевской Руси. Главная идея храма это вхождение Руси во Вселенскую церковь, единство визуального образа и подобия Софийского Собора Константинополя, и символ единства княжеской власти, по образу регалий власти Византии.

 Живопись Киевской Руси 10-12 веков

Смальта

Смальта (от итал. Smalto - голубая краска из толчёного стекла) - цветное непрозрачное стекло ("глухое"), получаемое по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов.

Смальтой называют также кубики и кусочки различной формы, полученные методами колки, резки выплавленных заготовок смальтового стекла. Кусочки смальты являются традиционным материалом для создания мозаичных панно.

В России XVIII-XIX веков смальтой (шмальтой) нередко называли и сами мозаики.

Свойства смальты:

  • Смальта обладает широчайшей цветовой палитрой. Внутри одного стекла ручной выплавки также могут быть незначительные переливы цвета, что в готовом изделии создает эффект живого цвета, мерцания. Смальта также может быть золотой и серебряной;
  • Смальта обладает эффектом внутреннего свечения, глубины материала;
  • Смальта - один из наиболее долговечных материалов. Римские мозаики из смальты пережили два тысячелетия, не потеряв красоты и яркости. Смальта водостойка, морозоустойчива, устойчива ко многим агрессивным средам;
  • Размер и форма элементов (модулей) из смальты может варьироваться фактически неограниченно, что вместе с широким выбором цвета дает основу для создания различных визуальных эффектов. Крупноформатные неполированные мозаики эффектны за счет игры света на поверхностях элементов. Мозаики из мелких модулей с полированной поверхностью приближаются по своим художественным достоинствам и точности рисунка к лучшим живописным образцам;
  • Смальта - универсальный материал, может быть использована как для внутренней, так и для внешней отделки. Смальта - практичный материал для создания монументальных произведений. Смальта также отлично подходит для зон с повышенной влажностью и облицовки бассейнов;
  • При всей современной технике создание мозаики из смальты - ручной труд, требующий аккуратности и тщательности подбора цветов. Смальта обладает сравнительно высокой себестоимостью, а мозаичные работы остаются трудоёмкими и затратными.

Фрески

9.png (110822 bytes)

Фреска (от итал. fresco - свежий), Аффреско - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

В настоящее время термином "фреска" могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и так далее).

Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование "буон фреска" или "чистая фреска". Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437 год). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тысячелетие до нашей эры) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего элемента использовались клей или казеин, а сама техника была близка к "а секко". Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире.

В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма. В эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.

Работа по сырой штукатурке, так называемому "спелому раствору", который схватывается через десять минут довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает "боронить" основание и "намазывать" краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Кроме того, приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания - обыкновенно краски сильно высветляются. За день художник расписывает 3-4 квадратных метра стены. По окончании росписи её поверхность шлифуют, иногда полируют с нанесением мыльного раствора с воском.

Прикладное искусство

Чернь

Она относится к искусству канфарения. Рисунок наносится острым грабштихелем на гладкий предмет. Чтобы сделать изображение более четким, в выгравированные места втирается черная краска. Так возникает "чернь". В конце XVIII века для гравировки стали применять машины - эта техника стала называться гильоширование, а с начала XIX века была перенесена из токарной обработки дерева и полностью вытеснила кустарное художественное гравирование.

Эмаль

Эмальерная техника относится к числу важнейших в златоделии. Декор из эмали представляет собой живописное сопровождение золотого изделия. Эмаль - порошкообразная размолотая и окрашенная стеклянная масса - разводится на воде или растительном связующем (мед, смола) веществе, наносится на металлическую поверхность и обжигается при 700-800°С в муфельной печи. При этой температуре металл прочно соединяется с эмалью. На протяжении столетий появлялись различные эмальерные техники, позволившие достичь разнообразных художественных эффектов.

Перегородчатая эмаль

Самая древняя из известных форм эмальерного дела. На золотую поверхность напаиваются перпендикулярно основанию тонкие золотые перемычки, которые образуют ячейки для внутренних и внешних контуров изображения, заполняемые разноцветной стеклянной массой. После обжига поверхность шлифуется и полируется. Техника эта, известная еще в Египте, Греции, Риме и на Востоке, достигла своего совершенства в раннее средневековье в Византии и в Германии в эпоху первых германских императоров. 

Выемчатая эмаль

Выполнялась, прежде всего, на меди и бронзе. При этой технике с помощью долота и штихеля в металле делаются неглубокие выемки, которые создают изобразительную композицию. Эти выемки заполняются стеклянной массой, которая обжигается и по охлаждении шлифуется. Эта техника, применявшаяся еще в римское время кельтскими племенами, была особенно распространена в XII и начале XIII веков. Главные центры находились в областях Мааса и Нижнего Рейна и во французском Лиможе.

Инкрустирование

Представляет собой введение благородного металла в железную или бронзовую основу. Оно выполняется двояким способом: или на поверхность подвергаемого чеканке металла кладут золотой лист, целиком разгоняя его в основу, благодаря чему оба металла накрепко соединяются друг с другом, или изображение гравируется на более твердом металле и в линию контура набивается серебряная или золотая проволока. Поверхность шлифуется или полируется. Эти операции мастерски выполнялись испанскими маврами, китайцами и японцами. Ренессанс заимствовал эту технику из прославленного дамасского оружия, откуда и взялось выражение "изготовлять дамасскую сталь".

 Золочение

Золочение производят одним из трех способов: холодным путем, на огне и в жидком состоянии. Древнейший способ золочения, известный еще до нашей эры и во времена императорского Рима, заключается в обивании серебряной или бронзовой основы золотым листом (холодное золочение). Наиболее благородный вид золочения - золочение на огне, также известно уже с античных времен. Золото смешивают с ртутью, наносят на предмет в виде тонкого слоя пасты и подвергают обжигу. При этом ртуть испаряется, а золото соединяется с металлической основой, Но так как испаряющаяся ртуть вредна для здоровья, отыскивали другие способы. Сегодня используют открытый в 1805 года Бруньятелли способ гальванического золочения, который совершается в гальванической ванне посредством пропускания электрического тока.

4. Закрепление нового материала.

А) Какие жанры искусства были известны на Руси?

Б) Перечислите наиболее известные архитектурные памятники и кратко расскажите о них?

В) В тетради по истории дайте определения таких видов живописи, как фреска, смальта, чернь, эмаль, инкрустирование, золочение?

Г) Расскажи о ювелирном искусстве Киевской Руси?

5. Подведение итогов урока и выставление оценок.

6. Домашнее задание:

  • Прочитать параграф № 13;
  • Выполнить задания из рабочей тетради к учебнику:

Искусство

1. Какие памятники архитектуры были построены раньше? Укажи цифрами последовательность их строительства?

2. Укажи стрелкой, какой тип храма утвердился на Руси после 988 года? Как он назывался?

3. Что изображено на схеме? Сделай необходимые подписи?

4. Перечисли виды живописи в Киевской Руси. Дай их определения?

6. Напиши, в какой технике выполнены эти ювелирные изделия? Какой ещё техникой владели древнерусские ювелиры?

Использованная литература.

  1. Черникова Т.В. "История России 9 -16 веков", учебник для общеобразовательных учебных заведений, "Дрофа", 2006 год;
  2. Черникова Т.В. "История России 9 -16 веков", рабочая тетрадь к учебнику, "Дрофа", 2006 год;
  3. http://ru.wikipedia.org.