В настоящее время проблема в том, что все организации, в том числе и образовательные учреждения г.Ноябрьска действуют в условиях неустойчивой среды, поэтому они не могут ждать изменений и затем реагировать на них. Руководители современных образовательных учреждений должны думать и действовать как предприниматели. Руководители – менеджеры должны активно искать новые возможности и намеренно рисковать, добиваясь изменений и совершенствования. Такое отношение к делу определяют как предприимчивость. [7]
Предпринимательские действия, которые сопряжены с риском для образовательного учреждения, основываются на решениях, принимаемых на высшем уровне управления. Эти решения опираются на информацию и идеи, предлагаемые руководителями среднего звена. Если руководители – менеджеры среднего звена не могут или не хотят рисковать в связи с возникновением новых идей, то предпринимательская способность образовательного учреждения значительно ограничивается. Руководители на всех уровнях должны активно искать возможности совершенствования работы и повышения эффективности своего образовательного учреждения, а также определять понятие стратегии, стратегического планирования. [7]
Стратегия – это основное направление деятельности, она должна быть, отражаться в плане, предназначенном для того, чтобы обеспечить осуществление миссии – главной цели образовательного учреждения – и достижение других ее целей. Стратегии воплощаются в детальный комплексный план. [7]
Стратегическое планирование реализуется последовательно в первые шесть этапов стратегического управления, замкнутый цикл которого состоит из восьми основных этапов, представленных на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Цикл стратегического управления
Современной задачей стратегического планирования является обеспечение гибкости и нововведений в деятельности образовательного учреждения, необходимых для достижения целей в изменяющейся среде. Стратегическое планирование – это одно из средств воспроизведения образовательным учреждением предпринимательского поведения. В рамках стратегического планирования решаются четыре основные задачи:
– распределение ресурсов образовательного учреждения, которые ограничены, таких, как дефицитные кадры – управленческий персонал и специалисты, технологии, производственные фонды, финансовые ресурсы;
– адаптация к внешней среде путем действий стратегического характера, которые используют благоприятные внешние возможности, противостоят опасностям путем выявления адекватных вариантов деятельности – альтернатив, обеспечивающих приспособление к окружающим условиям;
– внутренняя координация стратегической деятельности с целью эффективной интеграции внутри образовательного учреждения с учетом сильных и слабых сторон данного образовательного учреждения, обеспечение эффективных внутренних операций в образовательном учреждении;
– формирование стратегической организационной культуры путем развития мышления управленческого персонала и формирования структуры образовательного учреждения, стиля деятельности, нацеленных на постоянные поиски, изменения, усвоение опыта прошлых стратегических решений.
Ключевыми компонентами стратегического планирования являются: выбор миссии; формулирование целей; формирование политики и стратегий; формирование процедур, правил и бюджетов.
На практике равно вероятны как реализация предписанных стратегий, так и полное их фиаско (нереализация) и появление новых “развивающихся” стратегий.
Для выбранной стратегии создается план ее реализации, который содержит:
-
перечень основных этапов работы;
-
их временные рамки;
-
распределение ответственности;
-
описание механизма привлечения и использования ресурсов;
-
требования к персоналу и методам его мотивации;
-
перечень обстоятельств, которые нужно постоянно контролировать;
-
ключевые критерии, позволяющие судить об успехе стратегии.
Реализация стратегии начинается с создания новой организационной структуры образовательного учреждения и поддерживающих его систем. [6]
Затем происходит изыскание и привлечение необходимых средств, для разработки управленческих процедур и практических механизмов реализации стратегии, создание условий эффективной работы педагогического, медицинского и обслуживающего персонала (система оценки и мотивации, изменение функций и обязанностей работников; обеспечение высокого уровня руководства, использование передового опыта и пр.).
Непосредственно сама реализация стратегии, контроль, анализ и оценка проделанной работы, внесение необходимых коррективов в деятельность образовательного учреждения осуществляются в рамках тактического менеджмента.
Необходимо отметить факторы, которые влияют на успешность стратегического развития образовательного учреждения. Успех в деле реализации стратегии обусловлен влиянием трех групп факторов – организационных, материальных и личностных.[8]
К организационным, относятся прежде всего своевременность обнаружения проблемы, разработки стратегии и доведения ее до исполнителей.
Другим организационным фактором является способность образовательного учреждения своевременно перестроиться в соответствии с изменившимися условиями, запросами населения, приспособиться к ним, создать систему поддержки стратегии.[6]
Реализация стратегии означает превращение стратегического плана в конкретные действия и в большей мере является искусством, чем наукой. Это требует создания условий для постоянного развития и совершенствования педагогического, медицинского и обслуживающего персонала.
На эффективность реализации стратегий во многом оказывает влияние оптимальная последовательность и качество выполнения соответствующих работ, осуществление стратегического лидерства. Это обеспечивает стабильность и надежность функционирования образовательного учреждения, его устойчивость в отношении разного рода помех.
Наконец, в связи с меняющимися внешними условиями деятельности образовательного учреждения, необходим постоянный пересмотр и корректировка стратегии. Это условие успешного стратегического управления. [6]
К материальным факторам, оказывающим влияние на успешность решения стратегических проблем, относится наличие необходимых для этого ресурсов – финансовых, естественных, технологических, информационных, и т. п., возможность свободного маневра ими и формирования на их основе прочных конкурентных преимуществ.
Наконец, личностными факторами являются необходимый уровень квалификации, знаний и опыта, индивидуальные особенности руководства и сотрудников, занимающихся формированием и реализацией стратегии, их добросовестное и заинтересованное отношение к делу; ожидаемое вознаграждение в случае успеха; стиль руководства; морально-психологический климат и пр. Исполнители стратегии должны уметь связывать ее реализацию с имеющимися бюджетами ресурсов, иметь возможность маневрировать ими.
Решающее значение для успешной деятельности образовательного учреждения в долгосрочной перспективе имеют нетрадиционные для многих отраслей факторы – это культура и образ образовательного учреждения.
Атмосфера или климат в образовательном учреждении называются культурой образовательного учреждения. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и ожидания в образовательном учреждении. [7]
Одним из главных условий успешной реализации стратегии является создание управленческой команды. [9]
Но в целом эффективность формирования и реализации стратегий зависит в большей мере от характера проблем, организационных условий, чем от личности и положения руководителя и работника.
Существует ряд обстоятельств, которые снижают эффективность реализации стратегии. К ним относятся:
- неоправданное разделение ее разработчиков и исполнителей;
- бессистемность процесса разработки;
- затягивание с выбором окончательного варианта;
- принятие нескольких параллельных стратегий, мало связанных друг с другом, не учитывающих имеющийся опыт;
- отсутствие психологической готовности персонала образовательного учреждения к восприятию стратегии, порождающее ее отторжение;
- неорганизованность, непоследовательность действий по претворению стратегии в жизнь.[10]
Реализация стратегии позволяет ответить на вопрос: при помощи каких ресурсов, кем, когда и каким образом могут быть выполнены цели образовательного учреждения? Для этого предполагается осуществить распределение финансово-экономических ресурсов, а также согласовать по срокам и исполнителям основные мероприятия. [10]
Литература.
- Федеральный закон “Об образовании”.
- Закон ЯНАО от 31.01.2000 года № 6–ЗАО “Об образовании в ЯНАО”.
- Проект Минобрнауки России “Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики”.
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ № 666 от 12.09.2008 г.).
- Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент: Учебник 4-е издание: переработанное и дополненное. – М.: Экономистъ, 2006.
- Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.
- Орлов А.И. Учебник по менеджменту. Стратегический менеджмент. –М.: Наука, 2006.
- Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. – М., Проспект, 2005.
- Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. – СПб.: Питер, 2006.