Введение.
Тема “Кредитная система” является одной из важных тем дисциплины “финансирование и кредитование”. Будущим специалистам необходимо изучить механизм кредитования, особенности оформления документов для получения кредита. Методическая разработка по проведению урока по теме “Кредитная система” с применением различных методов обучения на каждом этапе урока окажет помощь в совершенствовании процесса обучения.
Студенты учатся самостоятельно оформлять документы, знакомятся с условиями кредитования, с методикой расчета графика погашения кредита.
Тема рассматривается с учетом знаний, получаемых на уроках статистики, экономики, математики. Наглядность, рефераты, несут определенную информацию студентам, повышают заинтересованность студентов к изучаемой дисциплине, позволяют увязать теоретические знания с практическими.
В процессе изучения данной темы необходимо использовать комбинированный урок, на котором выделяются следующие этапы:
– Обобщение материала;
– Контроль полученных знаний (диктант);
– Практическое применение полученных знаний.
Подготовка к занятию включает:
– Подбор и определение необходимой литературы;
– Подготовка наглядных пособий;
– Составление плана изучаемой темы и определение вопросов включаемых в данную
тему;
– Тщательное продумывание всех элементов урока последовательное применение
наглядных пособий, использование межпредметных связей и т.д.
– Определение домашнего задания.
Цели:
– обобщить полученные знания по теме “Кредитная система”;
– продолжить формировать навыки самостоятельной работы студентов с литературой;
– способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
– продолжать воспитывать компетентного специалиста.
Оборудование:
- Стенд “Деньги”
- Стенд “Виды кредита”
Тип урока: комбинированный.
Время: один час.
Методика проведения урока:
- Организационный момент. Мотивация. Здесь используется метод обучения – беседа.
- Сообщение темы, целей, задачи. Урок начинает преподаватель.
Задачи:
– показать практическое применение полученных знаний, последовательное
применение наглядных пособий, использование межпредметных связей и т.д.
– определение домашнего задания.
На уроках, предшествующих данному уроку студенты изучили темы: Деньги”, виды банков “Виды кредитов”, “Виды вкладов”.
Необходимо обобщить полученные знания (доклады и сообщения). Предлагается заслушать краткие доклады “Центральный Банк РФ” “Коммерческие банки и их функция”.
Можно провести разминку: вопрос – ответ.
1) Какие формы кредитов вы знаете? (Коммерческий, банковский, потребительский, государственный, международный)
2) В чем разница между банковским кредитом и коммерческим кредитом? (Из самого определения этих кредитов; стоимость кредитов, объект кредитных отношений различны).
3) Дать понятие потребительского кредита? (Применяется при различной продаже товаров длительного пользования в рассрочку).
4) Что представляет собой международный кредит? (Участниками кредита являются отдельные юридические лица, правительства соответствующих государств и международные финансово-кредитные институты: Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк и др.).
5) Перечислите виды банковского кредита в зависимости от срока оплаты ссуды? (Краткосрочные – до 6 месяцев, среднесрочные – от 6 месяцев до 1 года, долгосрочные – свыше 1 года)
На каждый вопрос студенты должны дать правильный ответ.
После обобщения можно прийти к практическому применению полученных знаний. Здесь лучше использовать элементы деловой игры.
Заранее проводится подготовительная работа со студентами по выполнению этого этапа:
– Оформить стенд по видам кредитов;
– Определяются группы ребят, имитирующих работников банка;
– Подготавливаются необходимые образцы документа;
– Разрабатываются ситуации (см. Приложение).
В ходе этого этапа студенты обращают внимание на необходимую документацию, обеспечение кредита, на сроки кредитования, условия кредитования.
“Работники кредитного отдела банка” должны правильно решить предлагаемую ситуацию увязать с условиями кредитования действующих банков.
Подведение итогов урока является ответственным моментом: важно верно оценить работу каждого студента, отметить содержательность сообщений, правильность ответов и активность студентов на уроке, отменить отличившихся в подготовительной работе к уроку. Необходимо выяснить, что нового узнали студенты на уроке, что необходимо запомнить и пояснить.
На подведение итогов необходимо время: возникает пауза, которую следует заполнить.
Можно провести экскурсию по выставке “Деньги”, или предложить вспомнить пословицы и поговорить на тему: “Деньги – кредит”, например:
- Какая пословица говорит о том, что надо вовремя рассчитаться за кредит? (Долг платежом красен).
- Какая пословица сложилась в результате платности услуг банка и их красивых обещаний об ипотеке под низкую процентную ставку? (Обещанного три года ждут).
- Какую бы поговорку можно было придумать о бесплатном кредитовании на образовательные услуги? (Свежо предание – но верится с трудом).
- Какая поговорка отражает накопительную функцию банковского учреждения? (Курочка по зернышку клюет).
- Какая пословица говорит об ответственности перед банком? (Любишь кататься – люби и саночки возить).
- Пословица о необходимости тщательной проверки анкет и справок, заемщика? (Доверяй – но проверяй).
Задание на дом. Подготовить образцы бланков для безналичных расчетов.
Заключение.
Данная методика проведения урока обобщения знаний помогает реализовывать поставленные цели и задачи:
– Активизировать умственную деятельность студентов на протяжении всего урока;
– Повышать интерес к изучаемой дисциплине;
– Развивать способность к анализу ситуации.