Развитие мотивационной готовности будущих первоклассников путем ознакомления со школьными принадлежностями

Разделы: Работа с дошкольниками


Школа является связующим звеном между детством и взрослостью. Дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Дело в том, что посещение школы, в отличие от детского сада, обязательно. Отсюда и появляется желание идти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений.

На пороге школьной жизни детям недостаточно удовлетворить только познавательную потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность. Этим и объясняется “внутренняя позиция школьника”, которая позволяет ребенку сформировать сознательное исполнение намерений и целей.

Мотивационная готовность к школе – это желание ходить в школу, приобретать новые знания, занять позицию школьника. Первым условием успешного учения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов учения.

В отечественной психологии проблемой психологической готовности к школе занимались Божович Л.И. (1998); Эльконин Д.Б. (1989); Кравцова Е.Е. (1991) на основе трудов Л.С. Выготского. По Л.И. Божович на успешность обучения в школе влияют: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важной признавалась мотивационная готовность

В дошкольном возрасте наибольшей побудительной силой обладают игровые мотивы, а в младшем школьном – учебные. Для эффективного обучения и развития ребенка важно знать, какие мотивы доминируют в мотивационной сфере будущего первоклассника – игровые или учебные, поскольку при слабом развитии учебной мотивации ребенок может не принимать поставленной перед ним учебной задачи.

Старший дошкольный возраст характеризуется расцветом сюжетно-ролевой игры и игр с правилами. Именно в игре рождаются предпосылки учебной деятельности и, в частности, произвольность. Игровая мотивация позволяет ребенку продемонстрировать такой уровень развития психических процессов, который вне игры ему пока еще недоступен. Поэтому для большинства шестилетних детей, находящихся на среднем уровне психического развития, может быть характерно доминирование игровой мотивации. Вместе с тем возможны случаи, когда учебная мотивация (в виде мотива получения оценки) и игровая мотивация (в виде игры-соревнования по правилам) окажутся равноденственными, т.к. получение отметки за определенным образом выполненное задание в чем-то сродни игре-соревнованию по правилам, где выигрыш (та же отметка) присуждается за определенное количество выполненных заданий.

Специальные исследования показывают, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного процесса. Причина – недостаточно сформированная мотивационная готовность к школе.

Для бывшего дошкольника и уже школьника-первоклассника, школьные принадлежности, в первую очередь, выступают в роли игрушек и, как с любой игрушкой, необходимо научить ребенка “играть”. А для того, чтобы эта работа была более эффективной, привлекаю к ней родителей.

Для того, чтобы научить детей правильно использовать в будущей учебной деятельности школьные принадлежности и, как следствие, развить у них мотивационную готовность, я разработала программу “Что у вас, ребята, в школьных рюкзаках?”, которая прошла рецензирование комиссией отдела образования администрации Александровского района.

Цель программы: ознакомить детей с предназначения и функциями школьных принадлежностей для того, чтобы в школе дети не играли с ними, а использовали по назначению в учебном процессе как инструмент для реализации определенных целей.

Задачи программы:

  • Повышение детской и родительской компетентности по вопросам ознакомления детей со школьными принадлежностями;
  • Обучение родителей способам общения с детьми;
  • Развивать у взрослых и детей необходимые навыки сотрудничества.

Актуальность: наше дошкольное учреждение углубленно работает над проблемой преемственности между детским садом и школой. Таким образом, вопрос ознакомления будущих первоклассников со школьными принадлежностями является составной частью этого направления.

Содержание программы:

Занятия проводятся в рамках ознакомления с окружающим и развития речи, после каждого занятия родители получают домашнее задание.

Адресная направленность: для педагогов дошкольных учреждений и их родителей.

Тематическое планирование программы “Что у вас, ребята, в школьных рюкзаках?”

№ занятия Тема занятия с детьми Взаимодействие с родителями и домашнее задание для родителей
1 Совместное с родителями развлечение “Секреты школьного пенала” (из истории письменных принадлежностей) Советы для родителей в уголок “Просто собираем ребенка в школу”
2 Письмо карандаша 1. Консультация о происхождении и видах карандаша.

2. Д.з. – “Карандашные друзья” (украшение карандашей мордочками животных)

3 Родственница карандаша – ручка 1. Помощь в организации коллекции ручек.

2. Советы в уголок для родителей “Происхождение ручки”

Д.з. Выучить стихотворения о ручке

4 Тетрадь Д.з. Выучить стихотворение о тетради.
5 “Каучуковый чистюля” (ластик) 1. Рисование ластиком по бумаге, тонированной простым карандашом.

Д.з. Выучить стихотворения о ластике

6 Линейка 1. Выучить стихотворение о линейке.
7 “Дом с бумажными жильцами” 1. Выучить стихотворение “Портфель” В. Данько

2. Консультация “Как правильно выбрать ранец”

Д.з. Выучить стихотворения о ранце

8 Кисточка Д.з. Выучить стихотворения о кисточке
9 Пенал Д.з. Выучить стихотворения о пенале
10 Мел Д.з. Выучить стихотворения о меле

В процессе работы широко используются игровые приемы, психогимнастика, способы невербального взаимодействия.

Программа ориентирована на активное усвоение детьми и родителями нового опыта и его использование в реальных жизненных ситуациях, ведущих к раскрытию их собственных потенциальных возможностей.

Количество занятий 10, одно развлечение совместное. Продолжительность занятий для детей – 30 минут, консультаций для родителей – 20 минут.

Структура занятия.

Занятие состоит из нескольких частей: приветствие, разминка, основная часть, обратная связь, ритуал прощания. Консультация для родителей и домашние задания тематически связаны с предыдущим занятием с детьми.

Ожидаемые результаты.

Дети хорошо знакомы с предназначениями и функциями школьных принадлежностей. В школе дети не играют с ними, а используют по назначению в учебном процессе как инструмент для реализации определенных целей.

В начале учебного года определялась мотивационная готовность детей к школе [Пасечник Л.В.]. В течение 2009-2010гг. данная программа внедрялась. В конце учебного года повторно определялась мотивационная готовность к школе. Сравнительные результаты в табл. 1.

Таблица 1.Сравнительные результаты диагностики мотивационной готовности к школе детей подготовительной группы в начале и конце 2009–2010 учебного года (в%)

Тип мотива Показатели мотивационной готовности
Начало года Конец года
Социальный (занимается для того, чтобы вырасти и получить профессию) 18 18
Учебный (занимается потому, что ему нравится учиться) 21 42
Оценочный (занимается потому, что за это хвалит взрослый) 17 10
Позиционный (занимается потому, что хочет быть взрослым) 9 6
Внешний (занимается тогда, когда на этом настаивают взрослые) 17 13
Игровой (хорошо занимается лишь тогда, когда занятие построено в виде игры) 18 11

Результаты: таким образом, количество дошкольников, определяющих адекватные мотивы обучения в школе, увеличилось в конце учебного года на 21 %.

Выводы: при использовании в работе со старшими дошкольниками программы “Что у вас, ребята, в школьных рюкзаках?” прослеживается положительная динамика показателей количества детей, определяющих адекватные мотивы обучения в школе.

Литература:

  1. Агеева Е. Новый сборник психологических тестов для детей .– Спб. Вахмурка, 2007 г.
  2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.. ТЦ Сфера, 1997 г.
  3. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., Просвещение. 1975 г.
  4. Пасечник Л.В. Диагностика психологической готовности детей 6–7 лет и обучению в школе.– М., Скрипторий. 2009 г.

Приложение.