Освоение ребёнком близкого ему по духу родного фольклорного наследия – одно из приоритетных направлений в современной педагогике, а воспитательно-обучающие возможности фольклора особенно ощутимы именно в работе с дошкольниками.
Все ведущие специалисты по музыкальному развитию детей дошкольного возраста (И. А. Ветлугина, О. Радынова, профессор М. Т. Картавцев и другие) подчёркивают огромное значение народного творчества в развитии у детей дошкольного возраста внимания, памяти, подвижности мыслительных процессов, музыкальности, эмоциональности, позволяющих разнообразно и полно раскрыть личностные и творческие возможности ребёнка. Однако существующие типовые программы отводят ознакомлению дошкольников с фольклором незначительное место. В результате яркий, художественный и воспитательный потенциал народной отечественной культуры остаётся невостребованным.
Проведя диагностирование детей отметила, несмотря на средний уровень развития детей музыкального воспитания, в музыкально-ритмическом разделе, дети имеют хороший запас танцевальных движений, но выполняют их не ритмично, хоть и выразительно. Ребёнок с удовольствием танцует, импровизирует в свободной пляске, и теряется при импровизации на заданную тему. Музыкальные образы, созданные детьми, статичны, нет сюжетного развития, игрового взаимодействия партнёров.
В этом возрасте основу музыкального движения составляют танцевальные элементы русской народной пляски. Поэтому, обучая детей сюжетным, образно-игровым, народным танцам, решила провести более углублённую работу в направление народного творчества: познакомить не только с традиционными, но и обрядовыми праздниками, познакомить с устным народным творчеством и народными играми,
Разрабатывая данную тему, стремилась, чтоб фольклорные занятия с детьми среднего дошкольного возраста естественно переплетались с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, музыкальным движением, пением, театрализацией.
Фольклор – традиция изустная, бесписьменная. Погружение ребёнка в атмосферу живого слова, подкреплённое выразительным напевом и дополняемого пластикой хореографии, позволяет перейти на иной уровень коммуникации между детьми и взрослыми.
Цель: развитие танцевального творчества детей на основе знаний, полученных в результате приобщения к традиционной народной музыкальной культуре.
Задачи:
- воспитать интерес к изучению народного календаря;
- развитие основных, танцевальных движений, чувства ритма на основе жанра детского потешного фольклора;
- учить “осмысленному” созданию танцевальных композиций;
- учить выразительности игровых взаимоотношений;
- скоординированность движений в танце.
Основываясь на диагностические данные составлен перспективный план (Приложение 1).
Перспективный план разделён на три временных периода – это осенние, зимние и весенние обрядовые праздники. Среди календарно-обрядовых праздников выбраны наиболее интересные, яркие и доступные детям данного возраста. Из осенних обрядовых праздников – это “Капустник”, из зимних – “Святки”, “Масленица”, из весенних – “Пасха”, “Сороки”. Но не стоит забывать и о традиционных праздниках – Новый год, праздник мам. Составляя сценарии этих праздников учитывались традиции русского народного творчества. Сценарий новогоднего праздника составлен на основе русской народной сказки “Заюшкина избушка”, а на празднике мам использован фольклорный материал “В гости к нам пришли матрёшки”.
В перспективном плане наметились основные направления работы с детьми – это народоведение, развитие чувства ритма, основные и танцевальные движения, танцевально-игровая импровизация и хороводы, народные танцы.
Народоведение – это знакомство с народными календарно-обрядовыми праздниками. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали? Этот раздел раскрывается на музыкальных, тематических занятиях и развлечениях совместно с воспитателями.
Развитие чувства ритма. Потешки, прибаутки, считалочки, попевки – это малая форма устного народного творчества. Они тесно связаны с народной песней, благодаря чему очень выразительны и ритмичны.
Основные и танцевальные движения. Эффективный приём разучивания движений – это подговаривание и проговаривание. Для заинтересованности детей этого возраста и проведение разучивания в увлекательной форме также используются потешки, а закрепление движений происходит под музыкальное сопровождение.
Тщательно отбирала музыкальный репертуар для развития танцевально-игрового творчества. Репертуар должен быть интересен, понятен детям и непродолжительным (по времени) звучанием. В начале учебного года – это игровые песни, игровые хороводы, начиная с января – это музыкальные образы с развивающейся сюжетной линией.
Хороводы, народные танцы – это концертное направление. С танцами и хороводами дети выступают на праздниках, развлечениях, на родительских собраниях, а также на муниципальных мероприятиях.
Музыкальный репертуар основывается на народном фольклорном материале.
Народоведение, развитие чувства ритма, разучивание основных и танцевальных движений, игровых хороводов происходит на музыкальных занятиях со всей группой детей.
Развитие танцевально-игрового творчества, разучивание народных танцев и плясовых хороводов проводится на занятиях хореографического кружка “Лапоточки”.
Написаны консультации по данной теме для воспитателей и родителей.
Работая по данной теме изучала литературу:
- Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. – Москва, Мозаика –Синтез, 2006.
- Ветлугина Н. А. Методика музыкального развития детей дошкольного возраста. – М., 1994.
- Андреева М. Ф. Круглый год. Народный календарь. – Санкт-Петербург. Диамант, 1998 г.
- Боронина Е. Г. Фольклор в детском саду. – Красноярск, 1994 г.
- Дошкольное воспитание: 1994 (№ 5), 1995 (№ 12), 1997 (№ 3, 4), 1999 (№ 2).
- Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н., Знакомсчтво детей с русским народным творчеством. 3-е изд. Перераб. и дополн. – СП6. “Детство-ПРЕСС” 2001.
- Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д.. Осенние праздники, игры и забавы для детей.