По результатам социологических исследований термин "экология" - один из самых распространенных и часто употребляемых на планете. И это не случайно. Существующие в настоящее время нормы взаимодействия с природой неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всем формам жизни на Земле.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Объект данного исследования: процесс экологического воспитания дошкольников.
Предмет исследования: воспитание познавательных процессов будущих первоклассников в процессе экологического воспитания малышей.
Цель: выявить эффективность применения комплекса целенаправленной работы по формированию системы знаний об экологическом воспитании старших дошкольников на развитие познавательных процессов будущих первоклассников.
Адресная направленность: практикам дошкольного воспитания.
Эколого-педагогическая работа с детьми в течение учебного года дает отчетливые результаты в каждой возрастной группе. Осуществляется она при использовании парциальной программы "Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников" С.Н. Николаевой. Специально проведенная диагностика позволяет более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка.
Мы считаем, что основными категориями являются две - "экологические знания" и "отношение", при этом ведущей и более широкой является вторая. "Отношение" аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержит интеллектуальный и чувственный компоненты. В дошкольном возрасте знания важны не столько сами по себе, сколько как средство формирования отношения. Диагностика должна быть направлена на выявление у детей и того, и другого компонента. Не следует выявлять только одни знания, так как они не всегда обусловливают поведение человека, нередко вступают в противоречие с ним. Иногда ребенок обладает определенными знаниями, может их сформулировать, а ведет себя иначе, не в соответствии с ними.
Диагностику знаний осуществляем на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течение учебного года организовывались разные виды деятельностей.
Диагностика экологических знаний детей старшей группы
1. Назови и покажи на картинке животных (более 5 домашних и диких)
2. Назови и покажи птиц на картинке (4-5)
3. Назови признаки, отличающие птиц от животных
4. Назови зимующих птиц (3-4)
5. Назови перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края? (3 вида)
6. Расскажи, что делают в зимнее время медведь, заяц, волк?
7. Расскажи, каких насекомых ты знаешь (картинки). Какую пользу приносит пчела, божья коровка?
8. Узнай, с какого дерева лист (4-5 вида)
9. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь? (3-4 вида)
10. Узнай, назови растение по цветку (5-6)
11. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов). Какие условия необходимы для комнатных растений?
12. Назови и покажи части растений
13. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 5-6 видов)
14. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, какие редко. Объясни почему?
15. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?
16. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Зачем рыбе нужен хвост, плавники?
17. Д/и "Что где растёт?" Предложить детям "посадить" растения (классификация: растения цветника, луга, поля)
18. Д/и "Каждому свой домик" (классификация животных: насекомые; рыбы; птицы - дикие, домашние; звери - дикие, домашние)
19. Расскажи о данном сезоне. Подбери картинки, относящиеся к данному времени года.
Критерии оценки ответов:
- 1 балл - если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается;
- 2 балла - у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов;
- 3 балла - ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.
Подсчёт результатов:
- 19-26 баллов - низкий уровень;
- 27-42 - средний уровень;
- 43-57 - высокий уровень. [1]
Результаты диагностики (в%)
Время диагностики | Начало года | Конец года | ||||
уровни | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
количество | 26 | 73 | 1 | 29 | 71 | 0 |
Выводы: в течение учебного года произошла положительная динамика диагностики экологического воспитания. Показателей низкого уровня развития нет.
Динамика познавательных процессов детей старшей группы (воспитатель Прядченко Л.В.) д/с № 34 г. Струнино по итогам 2007- 2008 г., 2008-2009г., 2009-2010 гг. в средней, старшей и подготовительной группах (по методике М.Ильиной, Л. Парамоновой и Н. Голованевой (в% )[2]
Психические процессы | Виды процессов | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | ||||||
уровни | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | |
Внимание | Устойчивость | 18 | 64 | 18 | 17 | 64 | 19 | 16 | 64 | 20 |
Скорость | 18 | 60 | 32 | 13 | 53 | 34 | 11 | 53 | 36 | |
Распределение | 4 | 79 | 17 | 4 | 78 | 18 | 2 | 79 | 19 | |
Переключение | 3 | 82 | 15 | - | 84 | 16 | - | 83 | 17 | |
Концентрация | 16 | 44 | 40 | 14 | 39 | 47 | 13 | 39 | 48 | |
Объем | 20 | 43 | 37 | 19 | 43 | 38 | 18 | 42 | 40 | |
Произвольность | 24 | 53 | 23 | 22 | 53 | 25 | 20 | 53 | 27 | |
Восприятие | Целостность | 5 | 77 | 18 | 5 | 74 | 21 | 5 | 71 | 24 |
Дифференцированность | 10 | 75 | 15 | 9 | 74 | 17 | 8 | 72 | 20 | |
Фонематический слух | 13 | 77 | 10 | 13 | 76 | 11 | 12 | 74 | 14 | |
Цветовосприятие | 3 | 12 | 85 | 3 | 11 | 86 | 2 | 11 | 87 | |
Форма | 3 | 12 | 85 | 3 | 11 | 86 | 2 | 11 | 87 | |
Мышление | Наглядно-действенное | 7 | 60 | 33 | 6 | 60 | 34 | 6 | 60 | 34 |
Образно-логическое | 19 | 65 | 15 | 19 | 64 | 17 | 19 | 62 | 19 | |
Словесно-логическое | 20 | 70 | 10 | 18 | 72 | 10 | 17 | 72 | 11 | |
Обобщение | 10 | 58 | 32 | 10 | 58 | 32 | 18 | 35 | 47 | |
Гибкость ума | 6 | 74 | 20 | 5 | 75 | 20 | 5 | 73 | 22 | |
Память | Зрительная | 9 | 70 | 31 | 8 | 60 | 32 | 8 | 58 | 34 |
Смысловая | 12 | 61 | 27 | 10 | 61 | 29 | 11 | 67 | 32 | |
Слуховая | 10 | 61 | 29 | 8 | 61 | 33 | 6 | 59 | 35 | |
Произвольная | 7 | 67 | 25 | 8 | 64 | 28 | 8 | 63 | 29 | |
Кратковременная | 5 | 65 | 30 | 5 | 63 | 32 | 4 | 63 | 33 | |
Механическая | 36 | 65 | 9 | 33 | 55 | 12 | 32 | 39 | 17 | |
Способность к узнаванию | 2 | 42 | 56 | 2 | 38 | 60 | 2 | 35 | 63 | |
Воображение | Вербальное | 30 | 65 | 5 | 34 | 60 | 6 | 36 | 67 | 7 |
Невербальное | 32 | 64 | 4 | 30 | 64 | 6 | 29 | 63 | 8 | |
Творческие способности | 15 | 80 | 5 | 20 | 73 | 7 | 25 | 66 | 9 | |
Произвольное поведение | Умение соблюдать правила | 8 | 45 | 47 | 10 | 49 | 49 | 12 | 37 | 51 |
Умение действовать по образцу | 8 | 50 | 42 | 11 | 44 | 45 | 14 | 38 | 47 | |
Уровень саморегуляции | 20 | 35 | 45 | 19 | 36 | 45 | 18 | 35 | 47 | |
Эмоциональное состояние | 2 | 77 | 21 | 2 | 78 | 20 | 2 | 76 | 22 | |
Тонкая моторика | 9 | 40 | 51 | 13 | 70 | 17 | 17 | 65 | 18 |
Выводы: динамика диагностики психических процессов детей старшей группы дошкольного учреждения по итогам 2007-2008, 2008-2009, 2009-2010 гг. положительная.
Таким образом, при использовании данного опыта работы в воспитательно-образовательном процессе группы наблюдается положительная динамика в показателях экологических знаний детей. Кроме того, в группе этих детей прослеживается динамика диагностики познавательных процессов.
Это дает основание утверждать, что формирования экологической культуры имеет тенденцию к влиянию на положительное развитие познавательных процессов будущих первоклассников.
Список литературы.
1. Николаева С. Н. Программа "Юный эколог// "Дошкольное воспитание", № 9, 1994.
2. Ильина М., Парамонова Л., Голованева Н. Тесты для детей "Готов ли ваш ребенок к школе?" - СПб, Дельта, 1998.