Классный час "Этих дней не смолкнет слава…"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развитие и расширение представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях;
  • воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;
  • активизация творческого потенциала учащихся и привитие художественного вкуса.

Учитель: 9 мая 2010 года в 65-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года. Но какие это были годы:

1-й ЧТЕЦ:

- Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося. (слайд 1-7)

Презентация.

Учитель рассказывает о начале войны - 22 июня 1941 года, о защитниках Брестской крепости, об обороне Москвы. На слайдах картины и фотографии этих событий.

Показ слайдов сопровождается песней "Священная война"

Германское командование разработало план нападения на Советский Союз. Этот план назывался "Барбаросса". В соответствии с ним Германия хотела провести молниеносную войну. То есть внезапно напасть и в течение нескольких месяцев захватить значительную территорию нашей страны.

22 июня 1941 года на рассвете Германия напала на Советский Союз. Это нападение было вероломным, без объявления войны. Гул сотен самолетов, грохот танков и артиллерийских выстрелов нарушили тишину раннего утра. Немецкая армия начала наступление на протяжении всей границы нашего государства - от Черного до Балтийского моря.

К концу дня гитлеровские войска продвинулись на 60 км в глубь нашей территории. А через месяц Красная Армия отступила по всему фронту уже на 500 км в глубь страны.

Гитлер выбрал для продвижения 3 основных направления: на Москву, Киев и Ленинград.

Одними из первых встретили фашисткою армию бойцы военного гарнизона Брестской крепости. В крепости находилось всего 3500 солдат. Но они с невероятной отвагой и мужеством защищали крепость от неприятеля. Фашисты были поражены. На других фронтах их войска продвинулись далеко вглубь Советской страны. Здесь же небольшой гарнизон Брестской крепости сдерживал натиск целой немецкой дивизии, вооруженной танками, самолетами и артиллерийскими орудиями. Целый месяц сопротивлялись защитники крепости. Почти весь гарнизон погиб, защищая маленький клочок родной земли. Последним защитником крепости стал майор Гаврилов. Несколько дней он сопротивлялся в одиночку, был тяжело ранен, потерял сознание. Каково же было удивление фашистов, когда ворвавшись в крепость они увидели, что им сопротивлялся один человек! Пораженный мужеством советского бойца гитлеровский генерал отдал честь майору Гаврилову и приказал сохранить ему жизнь. Майор Гаврилов перенес все ужасы фашистского плена. Уже после войны он за свой подвиг получил звание Героя Советского Союза. А Брестской крепости было присвоено звание "Крепость-герой".

Дети читают стихи о войне

Но немцы рвались к Москве. Операцию по захвату столицы они назвали "Тайфун". 30 сентября 1941 г фашистские войска начали генеральное наступление на Москву. Они захватили находящиеся на пути к Москве города Вязьму, орел, Брянск. Гитлеровцы вплотную подошли к Москве. Тысячи москвичей вышли на строительство оборонительных сооружений на подступах к Москве. "Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва". Многие солдаты погибали с этими словами на устах. Благодаря мужеству и героизму защитников города наступление врага на столицу было остановлено. Советские войска перешли в контрнаступление. К концу ноября 1941 г фашисты были отброшены от Москвы. Весь народ ликовал. В боях под Москвой Красная армия одержала свою первую крупную военную победу в ВО войне.

Одновременно с битвой под Москвой немецкие войска начали крупное наступление на Ленинград. В сентябре 1941г враг захватил все подступы к городу. Ленинград оказался в кольце окружения. Началась блокада.

- Как вы понимаете значение слова блокада?

Словарная работа.

Блокада -  окружение войск противника с целью уничтожения.

900 дней и ночей продолжалась блокада. Тысячи людей погибли под артиллерийским обстрелом, умерли от голода и холода. Десятки зданий и дворцов были разрушены немецкой авиацией. Но несмотря на все трудности ленинградцы выстояли и выжили. В тяжелейших условиях они продолжали работать и выпускать боеприпасы для защитников города.

Вместе со взрослыми к станкам вставали подростки.
За этот период было изготовлено:
95 тыс. корпусов снарядов и мин.;
380 тыс. гранат;
435 тыс. взрывателей.
Люди были сплоченными, и эта сплоченность помогала жить (слайд 8)

Учитель: (Рассказывает об ужасах блокады) Показ слайдов сопровождается песней "Ленинградский метроном"

18 января 1944 года войска Ленинградского фронта прорвали блокаду Ленинграда, а 27 января 1944 года в день полного снятия блокады над Невой прогремел артиллерийский салют, возвестивший о полной победе под Ленинградом.

2й чтец:

Юрий Воронов

27 ЯНВАРЯ 1944 ГОДА

За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе -
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут...

3-й ЧТЕЦ:

Сорок третий!
В сырой степи под перекопом,
Где мы ломали рубежи,
Где были длинные окопы.
Рвы, загражденья, блиндажи.
Там, на пустынных перекрёстках,
Чтоб их запомнила страна,
На звёздах, на фанерных досках
Мы написали имена. (слайд 9 - 11)

Учитель рассказывает об обороне Сталинграда, доме Павлова, героизме солдат и офицеров нашей армии. О великом сражении под деревней Прохоровкой. Показ сопровождается песней "Кровавый снег"

4-й ЧТЕЦ:

Сорок четвертый!
Ещё война, но мы упрямо верим,
Что будет день, мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь откроет двери,
С рассветом новым встанет тишина. ( слайд 12- 13)

5-й ЧТЕЦ:

Сорок пятый!
Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права.
По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
Кто-то пел и кто-то плакал,
А кто-то спал в земле сырой: (слайд 14 -15)

Учитель рассказывает о последних боях в Берлине, о взятии Рейхстага, о водружении знамени Победы. Рассказ сопровождается песней "Весна сорок пятого года"

Учитель: 4 года шла война - это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 26 миллионов погибших людей!

6 ЧТЕЦ:

Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена.
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну -
В тылу иль на полях сражений, -
Принес победную весну, -
Поклон и память поколений.

- Предлагаю почтить память погибших минутой молчания. Прошу всех встать.

(Минута молчания.) (слайд 17 - 18)

(Звучат колокола)

Памятные места Ставропольского края. Учитель рассказывает о памятниках воинам освободителям, о возложении цветов 9 мая к подножию этих памятников. (Звучит марш "Прощание славянки")

М.Владимиров

Еще тогда нас не было на свете.
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты подарили всей планете
Великий Май, победный Май!
Еще тогда нас не было на свете
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Еще тогда нас не было на свете
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!