Цели и задачи урока:
- закрепить различие между понятиями: "анализаторы" и "органы чувств", подчеркивая, что анализатор является единой системой, в рецепторах которой происходит кодирование информации, а в центральных отделах - декодирование информации и ее использование в поведении,
- рассмотреть примеры взаимодействия различных анализаторов, контролирующих показания друг друга.
- показать меры предупреждения и гигиенические требования, предъявляемые к сохранению здоровья и нормальной работе органов чувств;
- показать экологические факторы благоприятствующие работе органов чувств и вызывающие их дискомфорт.
Методы и приемы проведения урока: познавательные игры (Третий лишний, Ключевое слово, Веселые буквы. Устами младенца)
Оборудование:
- модель глаза, модель уха, череп, таблицы с изображением слухового и зрительного анализаторов;
- схема преломления лучей в нормальном, близоруком и дальнозорком глазах.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
На предыдущих уроках вы познакомились и изучили особенности строения и работы анализаторов
Учение об анализаторах разработано И.П.Павловым.
Вопрос: Назвать отделы анализатора?
(Периферический, проводниковый и центрального)
Периферический отдел: это клетка или специальный чувствительный аппарат, способный воспринимать определенный раздражитель. Выделяют следующие виды рецепторов: хеморецепторы (вкуса обоняния); механорецепторы (осязания, слуха); фоторецепторы (зрение); терморецепторы (холода, тепла); болевые рецепторы.
Проводниковый отдел: это центростремительные нервы отходящие от рецепторов органов чувств; передают нервный импульс от рецептора в соответствующий отдел центральной нервной системы.
Центральный отдел анализатора: это определенный участок коры больших полушарий головного мозга, где происходит перевод информации с языка нервного импульса в соответствующие ощущения.
Органы чувств обуславливают основные виды чувствительности: осязание и положение тела в пространстве, обоняние, вкус, зрение, слух.
Учитель сообщает учащимся цели урока и принципы оценки работы учеников:
1. Играя познаем мир.
2. Один за всех, все за одного.
За каждый правильный ответ, ставится один балл. Чем больше баллов наберет ученик, тем выше его оценка в конце урока.
Задание первое. Дано ключевое слово, приписать к нему слова представляющие собой часть органа или сам орган чувств.
рАдужка
Нос
пАлочки
х р у с т аЛик
у л Итка
глаЗ
рАковина
сТремячко
кОжа
Рот.
При заполнении кроссворда, ученик называет орган или часть анализатора и дает ему краткую характеристику.
Задание второе. Даны слова, объедините их. Какой принцип вы положили в основу объединения?
Темный | Яркий | Солнечный |
Горький | Язык | Слуховой проход |
Резкий | Тихий | Зрачок |
Перепонка | Острый | Сладкий |
Молоточек | Сосочек | Хрусталик |
Ответ: Язык - горький, острый, сладкий, сосочек .В эпителии сосочков языка располагаются вкусовые (рецепторные) клетки, раздражителями которых являются растворимые в воде вещества. Рецепторы, специфичные к восприятию сладкого, расположены на кончике языка, горького - на корне, кислого и соленого - по бокам языка.
Зрачок- хрусталик, солнечный, яркий, темный, В центре радужной оболочки находится круглое отверстие- зрачок. Зрачок расширяется или сужается в зависимости от количества света, падающего на глаз. Лучи света, отражаясь от предметов, проходят через светопреломляющие среды: роговицу, водянистую влагу, хрусталик, стекловидное тело - и собираются на сетчатке.
Слуховой проход - перепонка, резкий, тихий, молоточек. Наружный слуховой проход заканчивается слепо барабанной перепонкой. За ней расположена полость среднего уха, состоящая из барабанной полости, заполненной воздухом, слуховых косточек.
Слуховые косточки - молоточек, наковальня и стремечко - соединены между собой подвижно.
Задание третье. Какие функции выполняют анализаторы? Составьте слово из букв, которыми зашифрованы части анализаторов:
О- зрительный, | О - восприятие звуков, | С -рецепторы в улитке |
К - слуховой, | Р - восприятие цвета, света, | А - рецепторы кожи |
Т - осязательный | К - восприятие боли, температуры, давление. | Г - рецепторы сетчатки. |
Н - чувствительный нерв, | Ь - осязательная зона коры |
А - зрительный нерв | Ь - слуховая зона коры |
Т - слуховой нерв | Н зрительная зона коры. |
Ответы.
ОРГАН - зрительный анализатор (О), восприятие цвета, света(Р), рецепторы сетчатки(Г), зрительный нерв(А), зрительная зона коры.(Н).
КОСТЬ - слуховой анализатор(К), восприятие звуков(О), рецепторы в улитке(С), слуховой нерв(Т), зрительная зона коры(Ь).
ТКАНЬ - осязательный анализатор(Т), восприятие боли, температуры, давление(К), рецепторы кожи(А), чувствительный нерв кожи(Н), осязательная зона коры(Ь).
Задание четвертое. "Устами младенца" О каком органе чувств идет речь?
1. В этом органе есть элемент музыкального инструмента ?
В этом органе есть моллюск.
В этом орган есть предметы труда - кузнеца, плотника, конюха.
ОТВЕТ. УХО.
2. Он помогает измельчить пищу.
У лягушки он выполнят роль удочки, а у змей. ящериц служит орудием угрозы.
Этот орган участвует в формировании речи.
В народе о нем говорят: " :::..до КИЕВА доведет", "::::не лопата, что попало не метет".
ОТВЕТ. ЯЗЫК.
3. Изучив строение его люди сконструировали - бинокль, телескоп.
Этот орган обеспечивает восприятие окружающего мира на 90%
В известной песне есть строчки "Эти:::.напротив калейдоскоп огней"
О них говорят ,что они зеркало души человека
ОТВЕТ. ГЛАЗА.
Задание пятое. Правильна ли поговорка? Объяснить поговорки с точки зрения строения, функций органов чувств.
- Ночью все кошки серы.
- У страха глаза велики
- В одно ухо влетело, а в другое вылетело.
Задание шестое. НАЙТИ соответствие. Отобрать черты характерные только для одного анализатора.
Зрительный анализатор | Масса - Л |
Слуховой | Размеры-Я |
Мышечный | Температура-Ы |
Осязательный | Форма- М |
Вкусовой | Окраска- С |
Обонятельный | Запах- К |
Вестибулярный | Объем - П |
Расположение тела пространстве - О | |
Расстояние до предмета - Щ | |
Прочность, хрупкость - Н. | |
Характеристика звука - О | |
Вкусовые качества - Ш | |
Особенности поверхности - Г |
Ответ. СЛОВО, составленное при работе СОЛНЫШКО
Задание седьмое Работа с таблицами. Вызываются ученики(2 человека). На столе учителя набор листочков со словами частей анализаторов. Вызванные ученики прикрепляют к таблицам эти листочки на соответствующие части анализаторов в таблицах.
Задание восьмое. Зачитываются ситуации с искаженными гигиеническими требованиями, или же советы врача, или же жалобы больного, связанные с работой органов чувств.
- При чтении свет должен падать справа. Расстояние от глаз до предмета должно быть 10-15 см.
- Применять индивидуальные противошумные наушники - необязательно.
- Желательно пищу употреблять с резко отличающимися вкусовыми качествами: сладкое заедать кислым; соленое заедать горьким.
Какие ошибки допущены в данных предложениях? Объясните почему.
Задание девятое. " Веселые кубики".Даны кубики с буквами: Р, Е, Т, Е, О, Ы, П, Ц, Р.
Составить слово: РЕЦЕПТОРЫ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
У человека пять основных органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Каждый орган чувств является первым звеном соответствующего анализатора, который состоит из рецепторов, проводящих путей и чувствительных зон коры больших полушарий. Каждый анализатор обладает специфичностью. Он реагирует только на свои раздражители. Анализаторы дополняют друг друга и все вместе дают полные сведения о предмете.
Выставление оценок и характеристика ответов учащихся учителем.