Цель урока: познакомить учащихся с информацией по национальному парку.
Задачи урока.
Образовательная – формировать экологические знания о взаимоотношениях организмов, воздействие человека на природу.
Развивающая – развивать умение логически мыслить, решать задачи творческого и экологического содержания.
Воспитательная – способствовать развитию эстетическому восприятию природы, воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.
Оборудование: карты “Самарская область”, “Самарская Лука”, атлас, фотографии, ПК.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Я родилась на Урале, выросла на Волге, Тольятти. Много путешествовала и могу сейчас точно сказать – ощущение Родина связано с тем местом, где человек родился и вырос. Нет ничего милей для жителей крайнего Севера, чем заснеженные просторы, арабы жители пустыни любят бесконечные пески и барханы, итальянцы любят лазурную гладь Средиземного моря, а наша Родина – Волжские просторы. Наша Родина начинается, где “кольцом заветным обнимает Волга сонный берег Жигулей”. (Презентация, слайд №1-2)
И сегодня мы постараемся познакомиться с родным краем, я не оговорилась, познакомиться. У нас столько удивительного и неизвестного на территории Жигулей, где таяться загадки и сохраняются легенды о незапамятных временах. И всё это наша Самарская Лука. Вот об этом мы сегодня и будем говорить на нашем уроке. (Слайд № 3)
2. Изучение нового материала.
Звучит музыка (демонстрируется слайд № 4-6 – старая карта Жигулей)
Учитель: Красива и уникальна Самарская Лука. В далекие времена её называли Утрюбе – “Остров гор”. Купцам стран Востока была известна под именем “Джигули”, в русской транскрипции “Жигули”. Наши места, особенно горы, овеяны очень интересными историческими событиями. В 17-18 веках хозяевами Волги были беглые люди. Глухие места надежно укрывали их от барских и царских рук.
(Слайд № 7-8)
Удобна Лука была здешней географией – с вершин Жигулей хорошо просматривалась. Если от с. Переволоки суда уходили от разбойников, то волжская вольница по реке Усе переволакивала свои челны и вновь нападала.
(Слайд № 9)
Сопротивляться торговым людям было нельзя – судьба каравана зависела от поведения хозяина. Добрых купцов миловали, ограничиваясь поживой. А других ограбят, да и отправят на волжское дно. Это только одна страница нашего края.
Возвращаемся в наше время 1984 год – это год образования национального парка “Самарская Лука”. Как вы думаете, ребята, для чего стало необходимо здесь создавать национальный парк? (Ответы учащихся). Мы с вами уже знакомы по 7 классу с заповедниками мира, так давайте вспомним, чем они отличаются друг от друга: заповедник и нац. парк? (Ответы учащихся)
Итак, нац. парк – созданы для охраны природы и для посещения туристов. Заповедники – образцы нетронутой природы по праву называются природными лабораториями. (Учащиеся записывают в тетрадь). Молодцы! Продолжаем дальше. В целях сохранения уникального природного памятника и природного комплекса Самарская Лука, которая имеет особую экологическую и эстетическую ценность, было принято решение о создании национального парка.
Посмотрите на карту Самарской Луки – это территория, ограниченная излученной реки Волги в её среднем течении. В северной части к парку примыкает Жигулевский государственный заповедник и город Жигулевск. В остальном внешние границы парка представляют собой естественные рубежи излучины Волги. Общая площадь парка 127,2 тыс.га. По западной части парка проходит железная дорога Сызрань-Жигулевск-Тольятти, а также автомобильная трасса Москва-Тольятти. Как вы думаете “приятное соседство” у парка? (Ответы учащихся) К этому вопросу мы вернемся ещё, а теперь посмотрим в атласе тектоническую карту. (Учащиеся работают с атласом)
Вопросы:
1. Сколько лет назад произошло формирование тектонической структуры Самарской области? (Ответ: 18-20 млн. лет назад)
2. По времени это какой период? (Ответ: палеозой, каменноугольный и пермский периоды)
3. Предположите, какие породы приняли участие в формировании территории? (Ответ: осадочные, т.к. на этом месте ранее было море)
Всё внимание на рельеф.
В северной части горы Жигули, а это 13% всей территории с наивысшими отметками. Какая здесь самая высокая точка? (Ответ: г. Стрельная – 373 метра). К югу гористая местность переходит в волнисто-овражестую. Много карстовых воронок (более 500 размером от 1 до 100 метров в длину, от 1 до 20 м в глубину) и большое количество оврагов, которые “разъедают” берега Волги.
Внимательно посмотрите на карту, что ещё вы видите на ней? Правильно – река Волга. Знаменитое водное кольцо вокруг Луки – всем известная Жигулевская кругосветка. Почти замкнутая водная система общей протяженностью около 230 км образована реками Усой и Волгой. Со строительством плотины на реке Волге образовались два водохранилища: Куйбышевское и Саратовское. Как вы думаете, где расположено Куйбышевское, а где Саратовское? (Ответ: около Тольятти – Куйбышевское, а у Самары – Саратовское).
А когда-то здесь плескалось в неогеновый период Акчагыльское море, уничтожившее флору и фауну того времени на сотни километров вокруг.
(Слайд № 10-12)
Лишь на Самарской Луке сохранились многие виды растений и животных, которые можно встретить и сейчас. Это настоящие “живые ископаемые”. Открываем в атласе страницу – что это за “живые ископаемые”? (Ответ: можжевельник казацкий, астра альпийская, слепыш, бабочка апполон, жук альпийский усач и др.)
А потом добавились ещё и реликты ледникового времени. Сюда с севера были оттеснены многие виды, которые встречаются за сотни километров от этих мест: толокнянка обыкновенная, папортник, голокучник, линнея и др. Здесь можно встретить таежные виды животных и типичных представителей широколиственных лесов и степняков.
(Слайд № 13-15)
Благодаря нахождению на стыке трех природных комплексов (лесного, лесостепи и степи), Самарская Лука является границей распространения для северных, южных, восточных и западных видов растений. Вот он музей природы и это всё наша Самарская Лука. А вот и символ национального парка – коза. Почему именно это животное стало символом? (Ответы учащихся)
(Слайд № 4-5)
Климат и климатические условия нашего края. Работаем, с какой картой? Правильно с климатической.
Вопросы:
А) Назовите климат нашего края. (Ответ: умеренно-континентальный)
Б) Определяем среднюю годовую температуру. (Ответ: 4,9 оС)
В) Определите среднюю температуру июля. (Ответ: от 20,1 до 20,7 оС)
Г) Определите среднюю температуру января. (Ответ: -10,9 до -13,8 оС)
Д) Определите количество осадков в год. (Ответ: 500 мм)
Эти климатические условия позволяют сохранить уникальность животного и растительного мира.
Рядом с национальным парком расположился и заповедник им. Ивана Спрыгина. (Сообщения учащихся: о И.Спрыгине первом директоре заповедника, о заповеднике)
Целью создания национального парка и заповедника было и есть сохранение в естественном состоянии природный комплекс Среднего Поволжья в Самарской Луке, т.е. Жигулях.
Невозможно перечислить всех красот Самарской Луки, пересказать все мифы и легенды нашего края.
(Слайд № 16-22)
Но над всей этой неповторимой красотой нависла беда. В степях и долинах Луки возделываются земли, пасутся стада, в прибрежной зоне от с.Подгоры до Молодецкого кургана – турбазы и дачи, огромные свалки с бытовыми отходами. По оживленным трассам за 1 час проходят более 200 автомашин, ведутся работы Жигулевского комбината строительных материалов, разрушается гора Могутовая. Ученые заповедника бьют тревогу. Созданы программы по спасению Самарской Луки. Но сберечь природу только силами ученых и сотрудников национального парка и заповедника невозможно без нашего участия. Как быть если все это исчезнет с лица нашей планеты? Что мы можем с вами предпринять? (Ответы учащихся: - организовать уборку мусора в национальном парке вместо экскурсии, обратиться к общественности через СМИ, к администрации города)
Молодцы! Хочется верить, что проблемы Самарской Луки найдут свое решение и человеческий разум восторжествует, ведь нельзя жить по принципу “после меня хоть потоп”.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Что еще вы хотите узнать о нашем крае, о Самарской Луке?
(Слайд № 23)
Домашнее задание:
- на контурную карту Самарской Луки нанести основные географические объекты;
- подготовить сообщения (по выбору учащегося): а) мифы и легенды Самарского края; б) пещера Степана Разина; в) Каменная Чаша; г) гора Светелка.