Математический турнир "Логарифмы"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Класс 11

Раздел курса: Логарифмы

Тип урока: Урок творческого обобщения.

Цель урока: закрепление, обобщение умений учащихся с помощью логарифмов решать нестандартные практические задачи.

Задачи урока: (Слайд № 2)

  • Образовательные - расширить представления учащихся о логарифмических уравнениях, применениях свойств логарифмов в нестандартных ситуациях.
  • Развивающая - развитие интереса к истории математики и ее практическим приложениям, логарифмического мышления и математической грамотности речи.
  • Воспитательная - воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, диалога.

Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, ДVД - диск, логарифмическая линейка, таблица Брадиса.

Фундаментальные образовательные объекты: мир животных и растений, музыка, экономика, физические явления, природные явления.

Главная проблема урока - практическое применение логарифмов, обобщение способов решения уравнений.

Межпредметные связи на уроке: с физикой, биологией, экономикой, музыкой, астрономией.

План урока (Слайд №3).

Этапы урока Время, мин
Организационный момент 1
Завещание Бенджамина Франклина 2
Разминка 8
Домашнее задание 12
"Бой мудрецов" 8
"Кросснамбер" 10
"Чёрный ящик" 3
Подведение итогов 1

ХОД УРОКА

Первый этап.

Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: " Учиться можно только весело: Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом".

Сегодня у нас математический турнир по теме " Логарифмы вокруг нас" - конкурс среди учащихся 11 В класса, которые разбиты на 3 команды: "экономистов", "гуманитариев" и "техников".

Мы будем повторять, обобщать, узнавать интересное, соревноваться в знаниях и умениях. А оценит вас наше уважаемое жюри. /Представление жюри/

Второй этап.

/ Раздается стук в дверь. Входят "археологи"./

- Здравствуйте. Мы производили раскопки и обнаружили завещание знаменитого американского деятеля Бенджамина Франклина. Помогите его расшифровать. (Слайд 4).

"Препоручаю 1000 фунтов стерлингов бостонским жителям. Если они примут эту тысячу фунтов, то должны поручить ее отборнейшим гражданам, а они будут давать их с процентами, по 5 на сто в год, в заем молодым ремесленникам. Сумма эта через сто лет возрастет до 131000 фунтов стерлингов. Я желаю, чтобы тогда 100000 фунтов употреблены были на постройку общественных зданий, остальные же 31000 фунтов отданы были в проценты на 100 лет: Далее не осмеливаюсь простирать своих видов".

Учитель:

- Что ж, дадим задание команде " экономистов" установить надежность завещания.

Третий этап. Разминка.

А) Вопросы учителя:

(Слайд 5)

1. Когда и кем были введены логарифмы?

(Выслушивают варианты ответов. Сравнивают с верным).

(Слайд 6)

2. Какие основные способы решения логарифмических уравнений вы знаете?

/ Идет работа с системно-обобщающей схемой на интерактивной доске с закрытым экраном. По мере ответов учеников - учитель открывает способы решения/.

Б) (Слайд 7)

Идёт работа с динамичными блоками уравнений. /Используется интерактивная доска/.

Вопрос:

1. Что особенного в записи первого блока уравнений?

2. Во втором блоке определите лишнее уравнение.

3. Запишите общий вид уравнений 1 и 2 блоков.

4. Найдите корень уравнения №4.

(Слайд 8)

5. Найдите лишнее уравнение и раскройте идею решения.

Пришло время заслушать расшифровку завещания. (Слайд 9).

Четвертый этап. Домашнее задание.

Учитель: Как применяются логарифмы в технике, расскажет команда "экономистов".

(Слайды 10 и 11). / Сообщение " Логарифмы в электроосвещении"/.

Учитель: А вот команда " гуманитариев", скорее всего, не найдет применение логарифмов?! /Сообщения "Логарифмы в музыке", "Логарифмы в природе"/

Ученик: Вы не правы. Музыканты редко увлекаются математикой; большинство их предпочитают держаться от нее подальше. Между тем они соприкасаются с математикой гораздо чаще, чем сами подозревают, и притом с такими "страшными" вещами, как логарифмы. / Сопровождение текста и слайдов 12, 13, 14 и 15 идет на фоне музыки/

Так называемые " ступени" темперированной хроматической гаммы не расставлены на равных расстояниях ни по отношению к числам колебаний, ни по отношению к длинам волн соответствующих звуков, а представляют собой логарифмы этих величин. Только основание этих логарифмов равно 2, а не 10, как принято в других случаях. Ряд явлений природы помогает описать логарифмическая спираль.

"Логарифмы в природе". (Слайды 16, 17, 18, 19, 20 и 21)

Пятый этап. "Бой мудрецов".

/ Выполняется на интерактивной доске. Участвуют по 1 ученику от каждой команды. Они выходят к доске и решают каждый свой вариант задания./ (Слайды 22, 23, 24).

Задание: Найдите значение выражения.

Шестой этап. "Кросснамбер".

(Слайд 25)

Задание: Каждой команде разгадать кросснамбер, решив уравнения из сборника заданий для подготовки к ЕГЭ.

Ответы записать на лист и отдать жюри. После окончания работы всех групп учитель заполняет кросснамберы на доске и делает сверку с учениками.

(Слайд 26)

Седьмой этап. "Черный ящик".

(Слайд 27, 28,30) (Одновременно ученик последовательно вносит ящик с таблицей Брадиса и логарифмической линейкой).

Выслушать варианты ответов и показать верные (Слайды29и 31).

Восьмой этап. Подведение итогов турнира.

Слово жюри.

(Слайд 32).

Литература.

  1. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. Учебник 10-11 класс. - М. : Мнемозина, 2007
  2. Перельман А. И. Занимательная алгебра. - М. : Астрель. Хранитель, 2007.
  3. Кочагин В. В. ЕГЭ- 2010. Математика. Тематические тренировочные задания - М.: Эксмо, 2010.
  4. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов.