Цели: познакомиться с решением задач на нахождение числа по его части; закрепить умение решать задачи разного вида с предварительным анализом, развивать речь, логическое мышление, память, внимание, навыки самоанализа.
Оборудование: учебники-тетради Л.Г. Петерсон “Математика, 4 класс”; презентация PowerPoint. Приложение 1.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок,
Слушаем запоминаем,
Ни минуты не теряем.
– Какую тему мы изучаем?
– Как вы думаете, какая работа предстоит на уроке?
– Что для этого вы должны будете сделать? (Сами понять, что не знаем, а затем
сами открыть новое.) Готовы?
– С чего начнем урок? (С повторения.)
– Что мы будем повторять? (То, что нам понадобится для изучения нового.)
II. Актуализация знаний
и фиксация затруднения в пробном действии.Цель:
повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.1) – Проанализируйте ряды чисел, какой является “лишним”? Почему?
1, 2, 4, 8, 16
3, 6, 12, 24, 48
2, 6, 18, 54, 162
5, 10, 20, 40, 80 (“лишний” 3-ий ряд)
2) Решение задач.
1. Повторение правила, эталона.
– Как найти часть числа, выраженную дробью?
– Как найти число по доле?
2. Тренировочное упражнение.
– Решите задачи, в тетради запишите решение:
1) В классе 24 ученика. Из них 3/8 мальчики. Сколько в классе мальчиков?
2) Сколько человек было в кинотеатре, если 1/9 всех зрителей составляет 10 человек?
– Кто сразу сделал всё без ошибок? Молодцы!
– Кто нашёл свои ошибки? Что вам надо повторить?
– Все ошибки исправлены? Молодцы!
3. Беседа.
– Что сейчас повторяли?
– Почему я взяла именно эти задания? (Помогут узнать что-то новое.)
– Какой следующий наш шаг? (Пробное действие.)
4. Пробное действие.
– Итак, карточка для пробного действия. Что надо сделать? (Решить.)
– Мы решали такие задания? (Нет.)
– А зачем же пробовать его решить? (Чтобы понять, что мы не знаем.)
(Решают задачу.) В танцевальном кружке занимаются 2/3 учащихся класса, что составляет 16 человек. Сколько всего в классе учеников?
– Давайте посмотрим, что у вас получилось (учитель переносит на доску
варианты решений детей).
– Докажите, что ваше решение верно. (Мы не можем доказать.)
– Значит, что показало пробное действие? (Мы не смогли решить это задание.)
– Что теперь мы должны сделать? (Разобраться, в чём наше затруднение.)
III. В
ыявление места и причины затруднения.– Какое затруднение возникло при выполнении последнего задания?
– Почему получились разные результаты? Каких знаний нам не хватает, чтобы
справиться с возникшей проблемой? (Нужно найти целое число по его части.)
– Так что же нам надо сделать, чтобы решить задачу – поставьте перед собой
цель. (Научиться решать задачи на нахождение числа по его части.)
– Сформулируйте тему урока.
Физкультминутка.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
– Давайте подумаем, как нам получить способ решения. Вспомните, как мы
находили число по его доле. Какие будут идеи? (Надо попробовать применить
изученное правило).
– Давайте составим план наших действий (алгоритм
Приложение 2).
Какой будет 1-й шаг? 2-й шаг? …
– Это всё или что-то надо сделать в конце? (Оформить эталон.)
– Решите задачу: В школьной олимпиаде участвовали 3% учащихся, что составило 15
человек. Сколько человек в школе?
– Давайте подумаем, как нам получить способ решения. Вспомните, как мы
находили процент. Какие будут идеи? (Надо попробовать применить изученное
правило).
– Давайте составим план наших действий. Какой будет 1-й шаг? 2-й шаг? …
– Это всё или что-то надо сделать в конце? (Оформить эталон.)
V. Реализация построенного проекта.
– Работая в парах, постройте эталон нахождения числа по его части.
Проверка
– Какой вывод сделаем? (Чтобы найти число по его части, можно эту часть
разделить на числитель и умножить на знаменатель дроби.)
– Давайте проверим наше открытие. Откроем учебник на с.88 и сравним полученный
эталон с эталоном учебника.
– Какие задачи мы научились решать?
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
– Какой следующий шаг? (Потренироваться.)
– Для этого я предлагаю выполнить № 1 с. 88. Кто хочет работать у доски? (По
алгоритму 2–3 ученика у доски.)
– Проверьте. Кто допустил ошибку? В чем она? Исправьте допущенные ошибки и
объясните их. Вы молодцы, что поняли причину своей ошибки.
– Кто выполнил верно? Молодцы. Поставьте себе “+”.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
– Научились вы решать задачи на нахождение числа по его части? Как это проверить? (Выполнить самостоятельную работу.) – с. 88 № 2
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
– Выполним задание № 3 с.89. (Хорошоуспевающие ученики затем могут
выполнить дополнительное задание с.89 № 5.)
– Проверка по эталону. Кто не смог сам верно выполнить задание? А где вы сможете
еще раз потренироваться в выполнении таких заданий? (При выполнении домашнего
задания)
– У кого нет ошибок? Молодцы! Поставьте “+”.
IX. Рефлексия деятельности (итог урока).
– Как мы заканчиваем урок? (Анализируем свою деятельность.)
– Какова была цель урока? Достигли ли мы цели? Докажите.
– Какие же трудности у вас ещё встречаются? Где можно над ними поработать?
– Нарисуйте в тетради “лестницу успеха” и оцените свою деятельность.
X. Домашнее задание. С. 89 № 4, № 7, (для хорошоуспевающих учащихся: с. 89 № 6, № 7).
Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К успеху в жизни приведут!
– Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок!