Общая характеристика водорослей

Разделы: Биология


Цель: изучить особенности организации водорослей.

Задачи:

  • познакомить с представителями одноклеточных и многоклеточных водорослей и их условиями обитания;
  • выявить характерные особенности внешнего и внутреннего строения водорослей;
  • продолжить формировать навыки работы с микроскопом, умения сравнивать, делать выводы.

Оснащенность урока: таблицы с изображением одноклеточных и многоклеточных водорослей, гербарные экземпляры.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

Учитель проговаривает тему урока, цель и задачи, а затем заинтересовывает учеников информацией о том, что водоросли – это и появляющийся на стенках аквариума зеленый налет, и тина, налипающая на весла, когда плывешь в лодке, и вкусная, полезная морская капуста (ламинария). На планете трудно найти место, где не было бы водорослей. На Камчатке и на острове Новая Земля обычен “красный снег” из-за водоросли с красным пигментом.

3. Изучение нового материала.

– Что такое водоросли?
– Составьте синквейн слова “водоросли”. Правила составления синквейна.

В синквейне 5 строк:

1 – понятие (слово);
2 – прилагательные (два слова);
3 – глаголы (три слова);
4 – предложение (из четырех слов);

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна:

1 – Водоросли
2 – Зеленые, подводные
3 – Растут, дышат, размножаются
4 – Выделяют кислород в воду.

Учитель: Водоросли – наиболее древняя и сравнительно просто устроенная группа растений. Они самые многочисленные, самые важные для планеты. Они являются биоиндикаторами и начальным звеном в трофической цепи экосистемы водоема.

Беседа по вопросам (записаны на доске):

– Согласны ли вы с утверждением, что водоросли растут только в воде?
– Как водоросли живут на глубине, там же мало света?
– Могут ли водоросли передвигаться?
– Как вы думаете, почему водоросли относят к низшим растения?

Учитель выслушает ответы и дополняет.

Обычно водоросли считают водными организмами, и, действительно, подавляющее большинство водорослей обитает в лужах и прудах, реках и озерах, морях и океанах. Но несмотря на свое название, водоросли встречаются не только в воде, например, их очень много в почве. Снежные водоросли в больших количествах часто встречаются во льдах и снегах арктической и антарктической пустынь, а также альпийских высокогорий. В холодных полярных морях они растут столь же хорошо, как и в горячих источниках. Так называемый "красный снег" – результат присутствия в нем микроскопических водорослей. Снежные водоросли бывают окрашены в красный, зеленый, желтый и бурый цвет. Водоросли живут и во многих других местообитаниях, иногда весьма необычных. Они встречаются, например, на поверхности или внутри водных и наземных растений. Поселяясь в тканях многих тропических и субтропических видов, они растут здесь настолько активно, что могут повреждать их листья: у чайного куста такая болезнь называется "ржавчиной". В умеренном климате водоросли часто покрывают зеленым налетом кору деревьев, обычно с затененной стороны.

Глубина, на которой можно встретить водоросли, зависит от прозрачности воды, т.е. ее способности пропускать необходимый для фотосинтеза свет. Большинство водорослей сосредоточено в поверхностном слое толщиной несколько дециметров, однако некоторые зеленые и красные водоросли встречаются и на значительно большей глубине. Водоросли – не только автотрофы, но и гетеротрофы.

Водоросли относятся к низшим растениям. Их вегетативное тело (таллом, или слоевище) не расчленено на стебель, листья и корни, как у высших растений. Лишь у некоторых морских водорослей есть органы, внешне напоминающие стебель и листья, однако по своей внутренней организации эти низшие растения не имеют ничего общего с высшими сосудистыми растениями, так как лишены сложного анатомического строения присущего последним. Приуроченность к водной среде выработала у водорослей особые черты физиологии. Так, поглощение необходимых питательных веществ осуществляется всей поверхностью их тела.

Выполнение лабораторной работы “Строение зеленых водорослей”.

Цель: ознакомиться со строением зеленых водорослей.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, микропрепарат “Спирогира”.

Ход работы:

  1. Рассмотрите и опишите внешний вид водоросли.
  2. Зарисуйте водоросль.
  3. Рассмотрите при большом увеличении микроскопа отдельную клетку спирогиры. Зарисуйте клетку и подпишите названия ее частей: оболочку, хлоропласт, ядро, цитоплазму.

Вывод: Водоросли могут быть одноклеточными, например подвижная хламидомонада и неподвижная хлорелла, и многоклеточными, например спирогира. .Клетка водоросли имеет оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласт.

4. Закрепление.

Учитель зачитывает утверждения, а ученики отмечают верные.

  1. Водоросли только многоклеточные
  2. Саргассово море получило свое название благодаря присутствию в нем большого количества водорослей – саргассум
  3. Водоросли сильно отличаются от первоначальных форм, существовавших в древности.
  4. Многоклеточные водоросли не имеют корней.
  5. Существуют водоросли, утратившие хлорофилл и питающиеся гетеротрофно.
  6. Водоросли вызывают “цветение” водоемов.

5. Подведение итогов урока.

Ученики пробуют сами подвести итоги урока, а учитель дополняет их ответы.

Перечень основных положений урока:

  • Водоросли– низшие растения;
  • Водоросли не имеют оформленных органов, их тело называется – таллом (слоевище);
  • Ризоиды – нитевидные образования, выросты нижней части, служащие для закрепления таллома на субстрате;
  • Водоросли не только автотрофы, но и гетеротрофы
  • Клетка водоросли имеет оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласт.

6. Домашнее задание.

Изучить статью “Группа отделов водоросли” до части “размножение водорослей”.