Цель: изучить особенности организации водорослей.
Задачи:
- познакомить с представителями одноклеточных и многоклеточных водорослей и их условиями обитания;
- выявить характерные особенности внешнего и внутреннего строения водорослей;
- продолжить формировать навыки работы с микроскопом, умения сравнивать, делать выводы.
Оснащенность урока: таблицы с изображением одноклеточных и многоклеточных водорослей, гербарные экземпляры.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
Учитель проговаривает тему урока, цель и задачи, а затем заинтересовывает учеников информацией о том, что водоросли – это и появляющийся на стенках аквариума зеленый налет, и тина, налипающая на весла, когда плывешь в лодке, и вкусная, полезная морская капуста (ламинария). На планете трудно найти место, где не было бы водорослей. На Камчатке и на острове Новая Земля обычен “красный снег” из-за водоросли с красным пигментом.
3. Изучение нового материала.
– Что такое водоросли?
– Составьте синквейн слова “водоросли”. Правила составления синквейна.
В синквейне 5 строк:
1 – понятие (слово);
2 – прилагательные (два слова);
3 – глаголы (три слова);
4 – предложение (из четырех слов);
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.
Пример синквейна:
1 – Водоросли
2 – Зеленые, подводные
3 – Растут, дышат, размножаются
4 – Выделяют кислород в воду.
Учитель: Водоросли – наиболее древняя и сравнительно просто устроенная группа растений. Они самые многочисленные, самые важные для планеты. Они являются биоиндикаторами и начальным звеном в трофической цепи экосистемы водоема.
Беседа по вопросам (записаны на доске):
– Согласны ли вы с утверждением, что водоросли растут только в воде?
– Как водоросли живут на глубине, там же мало света?
– Могут ли водоросли передвигаться?
– Как вы думаете, почему водоросли относят к низшим растения?
Учитель выслушает ответы и дополняет.
Обычно водоросли считают водными организмами, и, действительно, подавляющее большинство водорослей обитает в лужах и прудах, реках и озерах, морях и океанах. Но несмотря на свое название, водоросли встречаются не только в воде, например, их очень много в почве. Снежные водоросли в больших количествах часто встречаются во льдах и снегах арктической и антарктической пустынь, а также альпийских высокогорий. В холодных полярных морях они растут столь же хорошо, как и в горячих источниках. Так называемый "красный снег" – результат присутствия в нем микроскопических водорослей. Снежные водоросли бывают окрашены в красный, зеленый, желтый и бурый цвет. Водоросли живут и во многих других местообитаниях, иногда весьма необычных. Они встречаются, например, на поверхности или внутри водных и наземных растений. Поселяясь в тканях многих тропических и субтропических видов, они растут здесь настолько активно, что могут повреждать их листья: у чайного куста такая болезнь называется "ржавчиной". В умеренном климате водоросли часто покрывают зеленым налетом кору деревьев, обычно с затененной стороны.
Глубина, на которой можно встретить водоросли, зависит от прозрачности воды, т.е. ее способности пропускать необходимый для фотосинтеза свет. Большинство водорослей сосредоточено в поверхностном слое толщиной несколько дециметров, однако некоторые зеленые и красные водоросли встречаются и на значительно большей глубине. Водоросли – не только автотрофы, но и гетеротрофы.
Водоросли относятся к низшим растениям. Их вегетативное тело (таллом, или слоевище) не расчленено на стебель, листья и корни, как у высших растений. Лишь у некоторых морских водорослей есть органы, внешне напоминающие стебель и листья, однако по своей внутренней организации эти низшие растения не имеют ничего общего с высшими сосудистыми растениями, так как лишены сложного анатомического строения присущего последним. Приуроченность к водной среде выработала у водорослей особые черты физиологии. Так, поглощение необходимых питательных веществ осуществляется всей поверхностью их тела.
Выполнение лабораторной работы “Строение зеленых водорослей”.
Цель: ознакомиться со строением зеленых водорослей.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, микропрепарат “Спирогира”.
Ход работы:
- Рассмотрите и опишите внешний вид водоросли.
- Зарисуйте водоросль.
- Рассмотрите при большом увеличении микроскопа отдельную клетку спирогиры. Зарисуйте клетку и подпишите названия ее частей: оболочку, хлоропласт, ядро, цитоплазму.
Вывод: Водоросли могут быть одноклеточными, например подвижная хламидомонада и неподвижная хлорелла, и многоклеточными, например спирогира. .Клетка водоросли имеет оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласт.
4. Закрепление.
Учитель зачитывает утверждения, а ученики отмечают верные.
- Водоросли только многоклеточные
- Саргассово море получило свое название благодаря присутствию в нем большого количества водорослей – саргассум
- Водоросли сильно отличаются от первоначальных форм, существовавших в древности.
- Многоклеточные водоросли не имеют корней.
- Существуют водоросли, утратившие хлорофилл и питающиеся гетеротрофно.
- Водоросли вызывают “цветение” водоемов.
5. Подведение итогов урока.
Ученики пробуют сами подвести итоги урока, а учитель дополняет их ответы.
Перечень основных положений урока:
- Водоросли– низшие растения;
- Водоросли не имеют оформленных органов, их тело называется – таллом (слоевище);
- Ризоиды – нитевидные образования, выросты нижней части, служащие для закрепления таллома на субстрате;
- Водоросли не только автотрофы, но и гетеротрофы
- Клетка водоросли имеет оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласт.
6. Домашнее задание.
Изучить статью “Группа отделов водоросли” до части “размножение водорослей”.