Интегрированный подход в деятельности специалистов дошкольного образования при организации коррекционно-логопедической работы

Разделы: Логопедия


Интеграция и координация деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения являются основой качественной организации целостного педагогического процесса, который строится на взаимосвязи основных подсистем коррекции, воспитания и образования детей, имеющих речевые нарушения (структура личности, содержание дошкольного образования, социальный опыт). (Приложение 1)

Содержание и сущность деятельности специалистов (учитель-логопед, музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели, медицинские работники) в воспитании, обучении и развитии детей-логопатов заключается в межпредметной и междеятельностной основе.

Так, интеграция деятельности специалистов в условиях логопункта “Центра развития ребенка – детский сад № 41” рассматривается как цель и результат совместного взаимодействия по созданию у детей картины мира, как целостный процесс по достижению этой цели.

Обозначим основные компоненты интеграционного подхода в деятельности специалистов ДОУ:

  • системообразующий (интегративный) стержень, вокруг которого строится интеграция; таким стержнем является социальная активность самого ребенка (его общение и опыт творческой деятельности);
  • дидактический объем интеграции – на основе каких видов деятельности, какими способами, средствами, методами реализуется интеграционный подход, при этом дидактический объем моделируется как комплекс речевой, так и других, специфических для ребенка видов деятельности (игровой, художественно-изобразительной, музыкальной, коммуникативной, физкультурной и др.);
  • цель, содержание и технологии интеграции деятельности специалистов – это конкретная система осуществления воспитательно-образовательных, развивающих задач в условиях логопункта ДОУ, усиливающих и обогащающих коррекционно-педагогическое воздействие при общении с ребенком. [3]

Взаимосвязь обозначенных компонентов интеграционного подхода в деятельности специалистов реализуется на основе перспективно-тематического планирования их взаимодействия. (Приложение 2)

Модель взаимодействия ребенка и взрослого, посещающего логопункт детского сада, объединяет в едином воспитательно-образовательном пространстве субъектов целостного коррекционного процесса: “узких” специалистов, музыкальных руководителей, медиков, психологов, воспитателей ДОУ.

Основные позиции данной модели – качественное обеспечение интеграционных процессов в деятельности специалистов ДОУ, обогащение стратегии и тактики индивидуального сопровождения ребенка, имеющего нарушения речевого развития. (Приложение 3)

Таким образом, представленный материал из опыта работы реализует интегрированный подход в деятельности специалистов ДОУ в условиях логопункта и обеспечивает планомерное, комплексное, содержательное сопровождение ребенка-логопата.

Список используемой литературы:

  1. Данилюк А.Я. теория интеграции образования.– Ростов/Д.: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. – 440 с.
  2. Косенкова О.С., Демидова М.А., Галкина Н.П., Черенкова М.А. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий / Логопед. – 2008. – №7, С. 76-88.
  3. Майер А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка / Управление в ДОУ. – 2004. – №6. – 87 с.