Урок технологии в 7-м классе по теме "Шорты"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Расширение кругозора учащихся
  • Пополнение понятийного аппарата
  • Воспитание вкуса
  • Повышение уровня культуры
  • Помощь в поиске своего стиля

Ход урока

1. Организационный момент: проверка готовности к работе.

2. Целевая установка:

– Сегодня мы продолжим работу над специальностью “швея”;

– кроме этого повторим с вами понятие “стиль”, “мода”;

– познакомимся с новыми словами и терминами;

– продолжим заочное путешествие по миру истории одежды. В поле нашего внимания будет мода на короткие брюки в XVII-XVIII веках (мне помогут ассистенты).

– А кроме этого, поговорим о вкусе в одежде. Вы продемонстрируете свой вкус, одевая манекен.

– В завершении урока подведем итог, посмотрим на результат.

Учитель:

Итак, как мы уже говорили с вами раньше, из средства защиты человека от неблагоприятных воздействий природы одежда в результате развития техники, науки, культуры стала объектом прикладного искусства, видом художественного творчества.

Развивается общество, развивается и мода. Вместе с модой в наш лексикон приходят новые слова. Мы уже говорили о них. Давайте вспомним о них еще раз (на доске написаны слова):

Шорты

Заимствовано слово в 50-е годы из английского языка. Английское shorts-short-trousers –“короткие брюки”, (общее с корнем trousers-“трусики” – английские “брюки”).

Бриджи

Брюки для верховой езды. Слово заимствовано в 20-веке из английского языка. От fres-“поясница”, т.е. буквально – “одежда, прикрывающая поясницу”.

Бермуды

Название коротких брюк появились в 80-е годы нашего века. Это среднее между шортами и бриджами. Брюки до колен или ниже колен с разрезами и манжетами (можно с пуговицами).

Джинсы

От английского jeans-“штаны”(американский вариант). Слово появилось в 20-м веке.

Учитель:

По некоторым источникам первооткрыватель джинсов был американский фабрикант Леви Страус. Привезя брезентовые палатки в западные штаты, он из одной партии изготовил брюки. Местным жителям они пришлись по душе, т.к. были превосходной одеждой для работы. Позднее для изготовления брюк стали применять ткань “деним”, но самой любимой оказалась джинсовая ткань, цвета “индиго” – ярко-синяя. Секретом её производства владели индейцы Южной Америки. В настоящее время цвет получают искусственным путем.

Учитель:

А сейчас мы отправимся на экскурсию.

Сегодня речь пойдет об одной из разновидностей коротких брюк -шортах. И хотя, как вы видели, слово это вошло в наш лексикон в 50-е годы нашего века, начало моде на короткие брюки было положено гораздо раньше. Давайте обратимся к истории костюма и посмотрим на эти брюки, какими они были много веков тому назад. Расскажут о них наши экскурсоводы. (Работа по иллюстрациям).

1-й экскурсовод:

– О брюках можно рассказывать много интересного. Происхождение этого вида одежды восточное. В Европе первыми надели брюки мужчины Германии. В Древнем Риме брюки были запрещены, их разрешили носить только военным.

2-й экскурсовод:

– А в чем же тогда ходили мужчины?

1-й экскурсовод:

– Они носили штаны-чулки. В 16-м веке появились первые брюки. Но на нынешние они совсем не похожи. Такие “брюки” изображены на картинах Паоло Веронезе “Мальчик с борзой собакой”, “Бокал лимонада”.

2-й экскурсовод:

– А почему они такие пышные? Накрахмаленные, что ли?

1-й экскурсовод:

– Нет. Для придания пышных форм в такие короткие штаны набивали паклю, сено, перо или конский волос. На такую одежду затрачивалось огромное количество ткани. А в 17-м веке короткие брюки стали шить такими, в каких увидели парижские модники голландского посла Рейнграва – ван-Сальма. На нём были одеты широкие трусы с оборками. Штаны эти так и назывались – “рейнгравы”. В таких мы видим мальчика на картине Герарда Терборха “Туалет дамы” и на придворном Людовика -14.

2-й экскурсовод:

– В XVIII веке в моду вошли короткие поколенные штаны – кюлоты. Их носили и аристократы, и простолюдины.

1-й экскурсовод:

– А в конце XIX века появились бриджи и шорты.

2-й экскурсовод:

– И все эти годы короткие и длинные брюки были частью одежды только мужчин. В 20-м веке женщины начали отвоевывать и эту часть гардероба у мужчин. Первой отважилась на это знаменитая писательница Жорж Санд. Но зато, какое разнообразие внесли женщины в эту унылость – брюки. Брюки – Бермуды, брюки – гольф, брюки-кюлоты, брюки-бананы.

Учитель:

– Спасибо девочки. Вы сообщили много нового.

– Хочет ли кто-либо добавить к их рассказу что-нибудь новое?

– Вспомните уроки истории.

– Как называли якобинцев во время французской революции из-за их пристрастия к длинным штанам? (их называли санкюлоты).

– Продолжаем работу.

Из вышесказанного, мы делаем вывод, что “мода” диктует “стиль”.

– Какие стили одежды вы знаете?

1-й – классический (строгость, простота).
2-й – спортивный (легкая, удобная).
3-й – фальклерный (деревенский).
4-й – стиль сафари (60-е годы – много карманов).
5-й – джинсовый (обилие молний, строчек).6-й – матросский (юбки в складку, летний).
7-й – “диско ” (блеск, яркие краски).

– Как вы думаете, к какому стилю уместно отнести шорты?

Можно ли в шортах появиться в театре?

В какое время года можно носить шорты?

Из сказанного делаем вывод, что одежда, которую мы носим, должна отвечать своему назначению. Но не малое значение имеет и дополнительные, сопутствующие ей предметы одежды. Они называются аксессуары. Это французское слово – “сопутствующий чему-либо предмет”. Аксессуары к одежде могут быть: обувь, украшения, сумочки, шляпки, перчатки, шарфы, ремень, очки. В единой композиции должны быть и ткань, и макияж, и прическа, и походка. Необходимо помнить о цвете в одежде (один доминирующий, и не более 3-х дополнительных). И обязательно цвета должны по контрасту сочетаться друг с другом.

– И так сейчас задание.

Перед нами бумажные манекены. Такая же одежда. Манекен одет, необходимо исправить ошибки в одежде, подобрать аксессуары.

Практическая часть:

– Теперь, когда мы с вами уяснили, в чем смысл данной части одежды, переходим к практической части изготовления шорт.

Но прежде, чем приступить к работе, мы должны вспомнить технику безопасности при работе с инструментами, а также санитарно-гигиенические требования.

– И так, как вы должны сидеть за швейной машиной?

– Где должны находиться инструменты?

– Как надо передавать инструменты друг другу?

– Заправка верхней нити швейной машины?

– Что мы делаем в начале и в конце строчки?

– Мы с вами вспомнили технику безопасности и основные элементы работы на швейной машине.

Переходим к изготовлению шорт.

– После того, как сделали крой изделия, мы должны подготовить детали кроя к обработке.

– По всем контурным линиям прокладываем копировальные силки (если есть вытачки), по линиям бока, шага. Затем раздвигаем силки и разрезаем.

– Вторая операция – по намеченным линиям сметываем изделие и делаем первую примерку. Если есть дефекты – исправляем. После исправления – стачиваем детали кроя стачным швом.

1 – стачиваем боковой шов.
2 – стачиваем линии шага.
3 – стачиваем линии сидения.
4 – обметываем срезы.
5 – обрабатываем (заметываем) нижние срезы и верхний срез швом в подгибку с закрытым срезом, оставляя в верхнем срезе отверстие для резинки.
6 – убираем наметочные стежки и выполняем В.Т.О.

Подведение итогов:

– Урок подходит к концу, и мы подводим итог проделанной работы.

Сегодня мы узнали новое слово – аксессуары

– Что оно означает?

– К какому стилю относится наше изделие?

– Что означает слово шорты на английском языке?

Домашнее задание:

Обметать изделие. Выполнить зачистку изделия (убрать временные стежки), выполнить В.Т.О.

– Урок окончен. Всем спасибо.