Урок природоведения "Живые клетки". 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


ТИП УРОКА: урок-исследование

Цель урока: развитие мыслительных процессов через осознание и осмысление учебного материала

Задачи урока:

Обучающие:

  • способствовать запоминанию основных терминов по теме;
  • способствовать формированию представлений о клетке как структурной единице, живой системе;

Развивающие:

  • развивать технику чтения, образную память;
  • способствовать обучению школьников умению выделять главную мысль в содержании текста.

Воспитывающие:

  • вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью;
  • воспитывать культуру общения

Средства обучения:

  • технические:
  • компьютер с установленной операционной системой MS Windows,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • раздаточный материал.
  • микроскопы
  • программные:
  • презентация,
  • Рабочая тетрадь, учебник

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изложение нового материала.
  4. Обобщение и закрепление полученных знаний (практическая часть урока).
  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

Этап урока Содержание Слайды Время (мин)
Организационный этап Включение всех учащихся в работу   1-2
Проверка знаний и качества выполнения домашнего задания Беседа с обсуждением вопросов и заданий рубрик "Подумайте" и "Проверьте свои знания"   7
Определение темы и задач урока Актуализация знаний об увеличительных приборах

Демонстрация различных увеличительных приборов

1-3 5
Изучение нового материала

Этап вызова информации

Работа с ключевыми терминами, записанными на доске 4,5 2-4
Этап осмысления Работа с источником информации 6-9 7
Этап рефлексии Возврат к ключевым терминам   3
Этап вызова информации Ставится проблемный вопрос 10 2
Этап осмысления Практическая работа "Изучение устройства микроскопа" 11 7
Этап рефлексии Обсуждение формы различных клеток. Значение устройства лабораторного оборудования   3
Подведение итогов. Домашнее задание   12 2

КОНСПЕКТ УРОКА

I этап. Проверка знаний.

Развитие жизни на Земле началось около 3,5 млрд. лет назад в океане. Постепенно живые существа заселили и сушу. С течением времени одни виды и группы организмов давали начало другим. Многие существа полностью вымерли, другие сохранились и живут до сих пор. Сейчас нам предстоит проверить знания, полученные при изучении темы "Развитие жизни на Земле". Откройте учебник на с .106. Ответить на вопросы рубрик "Проверьте свои знания" и "Подумайте"

Жизнь на нашей планете необычайно разнообразна. Суша, океан, почва и даже воздух населены многочисленными организмами. Ученые считают, что в настоящее время на Земле их более 2,5 млн видов. Но как ни велико это многообразие жизни, в основе ее лежит клетка. Вне клетки жизнь на нашей планете не обнаружена. Единственное исключение - вирусы.

II этап. Определение темы и цели урока

Презентация.

Какие приборы помогают человеку лучше рассмотреть отдаленные предметы (ответы учащихся).

(1-3 слайды) Для чего предназначены эти увеличительные приборы

(4 слайд) Определение темы, цели урока

- Запишите в тетради тему урока.

III этап. Изучение нового материала.

Этап вызова информации:

(5 слайд) На слайде записаны ключевые термины: КЛЕТКА, МИКРОСКОП, ОБОЛОЧКА, ЦИТОПЛАЗМА, ЯДРО. Поработайте самостоятельно с терминами в течение 3 минут. Объясните смысл данных понятий, как они будут использованы на уроке.

Работа идет индивидуально, затем в микрогруппах, . Группы выдвигают предположения, а учитель фиксирует их на доске.

Этап осмысления:

Откройте учебник на с. 107. Чтение текста вслух (комментированное) .

Вопросы к 1 абзацу:

  1. Когда и кем были открыты клетки? (ответ находят в тексте ) Демонстрация слайда 6.
  2. Почему открытие Роберта Гука можно назвать великим? (ответы учащихся)
  3. Как можно озаглавить абзац (выбрать наиболее удачный вариант)

Вопросы к 2 абзацу:

  1. Почему клетки называют "кирпичиками" организма? (слайд 7)
  2. Самостоятельно озаглавьте абзац.

Вопросы к 3 абзацу:

  1. Назовите главные части клетки (слайд 8)
  2. Подпишите части клетки в своих рабочих тетрадях.
  3. Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу "Основные части клеток" (слайд 9)
Части клетки Функции
Оболочка  
Цитоплазма  
Ядро  

Вопросы к 4 абзацу:

  1. Какие особенности клеток говорят о том, что они живые? (ответы учащихся)

Этап рефлексии (размышления)

Возврат к ключевым терминам (определить, какие из предположений учащихся подтвердились, какие требуют корректировки) Зачеркнуть неверные трактовки терминов, дополнить правильные термины.

Этап вызова информации.

Все ли клетки в живых организмах одинаковы, какой прибор может помочь рассмотреть клетки? (ответы учащихся)

Этап осмысления.

Практическая работа "Изучение устройства микроскопа, обучение навыкам работы с ним". Изучение устройства светового микроскопа (СЛАЙД 10) с. 107 учебника.

Знакомство с инструктивной карточкой. (СЛАЙД 11)

Инструкция для учащихся

  1. Поставьте микроскоп (штативом к себе) посередине парты ( 5-10 см от края стола).
  2. Зрительную трубу опустите вниз на расстоянии 1-2 мм от предметного столика.
  3. Направьте свет на предметный столик при помощи зеркальца, глядя в окуляр. Добейтесь яркого света.
  4. Положите на предметный столик напротив отверстия в нем готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами.
  5. В окуляр смотрите одним глазом, не зажмуривая и не закрывая другой.
  6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения.
  7. Рассмотрение под микроскопом микропрепаратов.

Этап рефлексии (размышления)

Составить синквейн на тему урока (слайд 12)

Примеры синквейнов, составленных учащимися:

Клетка
Маленькая, невидимая
Растет, дышит, питается
Мельчайшая структура организма
"Кирпичик"
Оболочка
Тонкая, прочная
Защищает, ограничивает, одевает
Одна из главных частей клетки
Покров
Клетка
Небольшая, хрупкая
Строит, размножается, дышит.
Образует организм
Структура
Микроскоп
Световой, электронный
Увеличивает, показывает, раскрывает
Помогает рассматривать мельчайшие организмы
Прибор.

7. Подведение итогов. Вывод по уроку.

Домашнее задание: изучить текст на с.107-108.

Литература.

  1. Природоведение 5 класс : учеб.для общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2008.
  2. Альбом-задачник к учебнику Природоведение А.А. Плешакова, Н.И. Сонина.