Поддержка одаренных детей лицея "Сигма" по становлению естественно-научного мировоззрения

Разделы: Химия, Биология


В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Президент РФ Дмитрий Медведев 5 ноября 2008 года в Послании Федеральному Собранию заявил о необходимости возрождения российской образовательной системы; одновременно с реализацией стандартов общего ОБРАЗОВАНИЯ "должна быть выстроена разветвленная СИСТЕМА поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности"

В нашем лицее создана система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Об этом можно говорить, так как на протяжении многих лет деятельности лицей входит в число призеров олимпиад районных, городских, всероссийских, а так же конференций разного уровня.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности лицея.

Каждый талантливый ребенок уникален, и работа с ним - индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого же педагога, что в наших условиях обеспечить нелегко.

Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают, открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа: Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного - этот ребенок - талант. Таких детей очень мало. Гораздо больше детей одаренных, но их необходимо увидеть и воспитать.

В нашем лицее создана и действует программа работы с одаренными школьниками. Целью, которой является воспитание разносторонне развитой личности в условиях общеобразовательной школы. А для достижения цели педагогический коллектив решает следующие задачи: развитие одаренного ребенка с учетом его индивидуальных способностей, воспитание одаренного ребенка в условиях общеобразовательной школы, развитие умений находить применение своим знаниям и способностям, осознавать их значение.

Необходимо дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. Самое главное определиться в том, что это, прежде всего, необходимо самому ребенку, а также его родителям, наставникам и оказывать всяческую в этом помощь.

Учитель призван помогать одаренному ребенку в его успешной самореализации. Наибольшее значение имеет мотивация учебного процесса. Ребенок должен хорошо представлять, где могут пригодиться полученные им знания.

При работе с одарёнными детьми практикуем выполнение исследовательских работ, например, "Исследование содержания йода в продуктах питания". В результате ученик получил не только теоретические знания, но и практические навыки, а из полученных результатов сделан вывод, какие продукты лучше всего употреблять в пищу, для обогащения организма йодом.

Или другой пример, "Дождь и снег города Барнаула". Ребёнок, проведя опыты оценил степень загрязнения воздуха Барнаула и дал характеристику экологической обстановки в целом из литературных источников. Проведение подобных исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребёнка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. И зачастую увлечение каким-либо предметом в школе, приводит к тому, что это становится дальнейшей профессией, делом всей жизни.

Увлёкшись химией и биологий ещё в школе, продолжают своё обучение в химических и медицинских ВУЗах многие наши выпускники.

Из выпуска 2009 года Путилина Мария - пищевой факультет АГТУ, Чирцов Павел, Артамонова Алёна - биологический факультет АГУ, Ломоновская Дарья - биологический факультет АГУ, специальность экология, Шеплякова Кристина - медицинский колледж и 15 учащихся поступили на различные факультеты медицинского университета.

Бредихина Татьяна участница школьных, районных НПК, участница районного конкурса "Экологический проект", лауреат всероссийского заочного конкурса "Познание и творчество", участник фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио" ИД "Первое сентября" решила посвятить себя медицине и продолжает обучение в 10 лицейском медико- биологическом классе.

Семёнова Екатерина победитель школьных, районных НПК, лауреат всероссийского заочного конкурса "Познание и творчество", участник проекта "НИР в школе", победитель конкурса чтецов "Строки, опаленные войной" решила посвятить себя медицине и продолжает обучение в 10 медико-биологическом классе.

Чадина Маргарита и Полянская Светлана дипломанты III степени краевого конкурса по химии "Химик-эрудит", участники школьных, районных НПК, лауреаты всероссийского заочного конкурса "Познание и творчество", участницы фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио" ИД "Первое сентября" планируют дальнейшее обучение в медико-биологическом 10 классе.

Воробьёв Евгений победитель школьных НПК в различных номинациях, лауреат всероссийского конкурса "Познание и творчество", победитель районных смотров-конкурсов детского рисунка, участник всероссийского детско-юношеского конкурса творческих работ "Я помню! Я горжусь!" с удовольствием включается в различные творческие мероприятия.

Этот список можно было бы продолжить.

Не менее важно создать благоприятные условия для деятельности одаренного ребенка во время урока. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего, это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир.

Поэтому при подготовке к уроку приходится с особой тщательностью подбирать и придумывать задания для таких учащихся.

Например, если ребенок научился решать задачи по данной теме, ему предлагают проявить себя и самому сочинить задачи, подобрать задания для теста.

Систему заданий для одаренного ребенка продумываем таким образом, чтобы у него возникла необходимость воспользоваться дополнительным источником знаний: интернетом, энциклопедиями, справочниками, словарями.

Все вышеперечисленное можно отнести и к домашним заданиям для одаренного школьника. Остается только добавить, что ребенку дается право выбора при выполнении домашнего задания.

Несомненно, каким бы хорошим не был урок, его недостаточно для воспитания одаренного ученика. Поэтому, конечно, не обойтись без спецкурсов и факультативов. Темы и программу курсов мы определяем исходя из запросов и интересов учащихся. Дополнительные занятия, бесспорно, играют определенную роль в воспитании одаренного школьника. Так как это все-таки коллективные занятия, то присутствует дух соперничества, соревновательности. Главное, чтобы у ребенка были достойные соперники, а если их нет, то в таком качестве может выступить и учитель.

Современные задания требуют от ребенка обширных знаний в других областях, поэтому необходимо осуществление межпредметных связей. Ученик не может пренебрегать другими предметами, разностороннее обучение становится необходимостью.

Ребенку, а тем более одаренному, надо не только помогать, но и постоянно контролировать его обучение.

В своей работе используюем виды контроля: тематический контроль выполнения домашних заданий, проверку выполнения всех этих этапов экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, следим за оформлением работ, ведением экспериментальных записей. Любую деятельность всегда стимулирует поощрение. Это может быть оценивание результатов, вручение грамот, наград, предоставление возможности побывать в интересных местах.

Для родителей тоже возникают трудности при воспитании одаренного ребенка, поэтому нам приходится проводить работу с родителями, осуществлять психологическую поддержку, разъяснять условия труда и отдыха, объяснить, какую помощь они могут оказать своему ребенку.

Учитель, работающий с одаренными детьми должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором учебно-воспитательного процесса, интеллигентным, эрудированным, владеть современными образовательными технологиям. Для учителя должны быть характерны:

желание работать нестандартно, поисковая активность, знание психологии одаренных детей, готовность к сотрудничеству, стремление к интеллектуальному совершенствованию, умение создать доверительные межличностные отношения, признавать право одаренного ребенка на ошибку, уважение любой его идеи, обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности.

В заключение можно сказать, что основными идеями в обучении и воспитании одаренных детей являются сотрудничество, творчество, самоопределение, уверенность, самовоспитание и самосовершенствование, умение жить в обществе и общаться с людьми. (В презентации успехи, некоторых учащихся за 2009-2010 учебный год).

Приложение.

Библиографический список.

1. Указ Президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи" (с изменениями от 29 февраля 2008 г. N 283).

2. Юркевич В.С. Одаренность: иллюзии и реальность. М.,1990.

3. http://www.humanities.edu.ru

4. Абакулов А., Ищенко Т., Кораванец Н. Система поиска и поддержки талантливых детей в Краснодарском крае: заделы, противоречия, перспективы/Вестник ИПК, №5, 2009.

5. Юркевич В.С. Опыт развития креативности у одаренных детей и подростков.