Решение биквадратных уравнений

Разделы: Математика


Цель: Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса. Скорректировать ЗУН по теме. Привить аккуратность в работе, выработать умение слушать и комментировать ответы, навыки самостоятельной работы на уроке.

Формы организации: общеклассная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, иллюстративно-объяснительный, репродуктивный (по образцу).

Тип урока: Урок обобщения и коррекции знаний.

План:

1. Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке. Орг.момент.

2. Проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях. Математический диктант с самопроверкой.

3–4 Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях: а) Кто быстрее выйдет из лабиринта; б) Работа с консультантами.

5. Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях. Программированный тест.

6. Итог.

7. Домашнее задание

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение цели и задачи урока

2. Математический диктант.

Два ученика выходят к доске и пишут диктант на “крыльях” так, чтобы весь класс не видел результатов. Все остальные уч-ся пишут диктант под копирку, чтобы потом сделать самопроверку, самооценку своей работы, увидеть свои ошибки и скорректировать их с помощью учителя и учеников, которые писали у доски.

Диктант

1 вариант. 2 вариант
1) Какова степень уравнения
5х(х2+4)=17
3+20х=17
третья степень
(х+8)(х-7)=0
х2-7х+8х-56=0
вторая степень
2) Приведите уравнение к квадратному
4-10х2+1=0
х2
2-10у+1=0
х4-25х2+144=0
х2
а2-25а+144=0
3) Запишите формулу нахождения
Дискриминанта Корней квадратного уравнения
D=b2-4ac
4) Выпишите числовые коэффициенты уравнения
2+11х-34=0
а=3 в=11 с=-34
2-24х+16=0
а=9 в=-27 с=16
5) Сколько корней имеет уравнение, если
D>0, то по какой формуле они вычисляются

Два корня

D=0, то по какой формуле они вычисляются

Один корень

Диктант окончен, верхние листочки сдаем помощникам – консультантам, нижний листок оставляем у себя и делаем самоконтроль и самооценку. После чего учитель спрашивает, сколько ошибок было допущено по каждому вопросу и заостряет внимание на тех вопросах, корректируя их, где допущено больше всего ошибок.

Критерии оценок за правильные ответы:

5в – “5”
4в – “4”
3в – “3”
2в и меньше – “2”

3-й этап

По итогам диктанта те ребята, которые получили оценку “2” входят в 3 группу, которая продолжает работу с консультантами по карточкам – образцам и консультанты заполняют ведомость учета ЗУН. В конце урока они должны с комментариями подвести итог и выставить оценку за работу каждому ученику.

Карточка – образец. Ведомость.

х4-25х2+144=0

Введем новую переменную х2=у, тогда получаем уравнение:

у2-25у+144=0

а=1 в=-25 с=144

D=b2-4ac

D=(-25)2-4*1*144=625-576=49>0 два корня

Подставляем в замену х2

Ответ: 4; -4; 3; -3

Реши:

Остальные учащиеся делятся на две группы: 1 ряд и 2 ряд.

“Кто быстрее выйдет из лабиринта” (Приложение1).

Работа дифференцирована: каждому ученику по способностям дается стрелочка, с уравнением, которое он должен решить и, найдя правильный ответ на карте прикрепить ее. Те учащиеся, которые справятся с заданием приходят к следующему этапу: программируемому тесту, а ребята, не справившиеся с заданием, работают с индивидуальными карточками

 

4. “Программируемый тест”

К нему приступают учащиеся удачно прошедшие лабиринт.

На оценку “4–5”

1. Определить вид уравнения: а4-4а2+3=0

а) линейное;
б) биквадратное;
в) неполное;
г) квадратное.

2. Приведите уравнение к квадратному: (х2-4х)2+9(х2-4х)+20=0

а) а2-а+28=0;
б) а2+9а+20=0;
в) а2+11х+28=0;
г) а2-9а+20=0.

3. Найдите дискриминант: 3х2+11х-34=0

а) 196;
б) 225;
в) 529;
г) 1

4. Решите уравнение: 4х4-5х2+1=0.

а)

б)

в)

г) .

На оценку “3”

1. Определить вид уравнения: 5а4-3а2-3=0

а) линейное;
б) биквадратное;
в) неполное;
г) квадратное.

2. Приведите уравнение к квадратному: с4-6с2+8=0

а) х2-х+8=0;
б) х2-6х+8=0;
в) а2+6х+8=0;
г) а2+6+8а=0.

3. Найдите дискриминант: 4у2+7у+3=0

а) 169;
б) 16;
в) 1;
г) 81

4. Решите уравнение: х4-25х2+144=0.

а) 4; -4; -3; 3;
б) –4; -4; 3; 3
в) -4; 4; 1/3; -1/3
г) –3; -3; 4.

Ответы вносятся в карточку и быстро проверяются с помощью ключа:

  А Б В Г
1        
2        
3        
4        

Приступим к программируемому тесту. Эту форму работы мы уже не раз использовали и знали, что это один из методов приема экзамена в высшее учебное заведение.

Выполнение теста.

Ребята, быстро справившиеся с тестом, работают за столом “творческих размышлений”. Решают проблемный вопрос: Решить уравнение 5-й степени:

х54-6х3-6х2+5х+5=0

х54-2х3+2х2-3х+3=0.

5. Итог урока

Учитель комментирует лист учета.

Ф.И. уч-ся диктант лабиринт Прогр.тест. Итог Проблемный вопрос (доп.оценка)
1            
2            
3            

Комментарий ведомости учета ребят, работающих в 3 группе с консультантами. Выступает консультант, указывая ошибки.
Указывается ошибки. Оценка.

ФИ уч-ся Введ.нов.пер. Числ.коэф. Ф-ла нах.дискр. Нах.корней ур-я Подстановка в замену Решение ур-й ответ оценка
1                  
2                  
3                  

6. Домашнее задание

“5” – №199, “4” – №193–194 (четные); “3” – № 189–190 (четные)