Матрешка как символ энергетического устройства мира и человека

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  • воспитать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям;
  • углубить знания о русской народной деревянной игрушке;
  • познакомить детей с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полховского Майдана.

Задачи:

  • обучить детей умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полховского Майдана;
  • привить навыки росписи деревянных заготовок матрёшек в традициях Сергиевских и Полховских мастеров;
  • развить умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Вид урока: ДПИ

Тип урока: комбинированный.

Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивно-поисковый, дедуктивный, аналогия, практический.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение урока:

Магнитофон, компьютер.

Оборудование:

Для учителя. Наглядное пособие: деревянная матрешка (Сергиев Посад, Полховский Майдан, Семенов), иллюстрации с изображением матрешек, слайды с авторской матрешкой, русская народная музыка, карточки с этапами росписи.

Для учащихся. Деревянная грунтованная матрешка, кисти синтетические №1, 4, гуашь темпера.

План урока:

  1. Вводная беседа. История возникновения матрешки. 10 мин.
  2. Просмотр слайдов. Развитие художественных центров по изготовлению и росписи матрешек с вопросами и ответами. Игра “Ярмарка”. 10 мин.
  3. Самостоятельная работа. 20 мин.
  4. Подведение итогов. Игра “Угадай-ка”. 5 мин.

“Матрёшка как символ энергетического устройства мира и человека”

Нашу матрёшку знают во всём мире, знают как позитивный, нарядный традиционно-русский образ. Многие народы восхищаются этой игрушкой, матрёшка стала символом русского народного искусства, символизируя тепло и уют в доме.

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится.

Первоначально классическая русская матрёшка всегда вмещала семь фигурок. И, согласно традиции, платочек и одежда каждой матрёшки были окрашены в один из цветов радуги. Начиная с красного и заканчивая фиолетовым цветом. В результате самая маленькая матрёшка всегда была красной, а самая большая – фиолетовой.

Красный цвет притягивает к себе живительные силы Земли, её энергию.

Оранжевый цвет несёт всему силу плодородия.

Жёлтый – даёт здоровье и устойчивость.

Зелёный поддерживает наши душевные силы и нашу интуицию.

Голубой способствует общению с другими людьми, подпитывает наши нервные и интеллектуальные силы.

Синий цвет открывает нам знание законов Вселенной и дар предвидения.

Фиолетовый контролирует гармоничное распределение энергий всех видов в организме.

Именно такое значение имеет цвет, если рассматривать матрёшку как символ энергетического устройства мира и человека. А именно с этой точки зрения подходили мастера, расписывая матрёшек. К своим изделиям мастера относились очень трепетно и вкладывали в них глубокий смысл.

Вспомните радугу: её цвета всегда идут в строго определённом порядке – “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Точно так же были первоначально окрашены наши матрёшки.

ВОПРОС: А кто мне скажет, когда появилась первая матрёшка?

ОТВЕТ: Первая матрёшка появилась в конце XIX века в 1890 г.

Это время характеризуется периодом бурного экономического и культурного развития, подъёма национального самосознания, когда в обществе стал появляться интерес к русской культуре.

Прообразом русской матрёшки стала, завезённая с острова Хонсю, деревянная фигурка добродушного и весёлого старичка – буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось ещё несколько фигур, вложенных одна в другую. Сами японцы утверждают, что первым такую игрушку выточил безвестный русский монах.

Эта японская игрушка была забавной, она как-то уж очень подходила к русскому вкусу, напоминая пасхальные деревянные яйца, которые точно так же вкладывались одно в другое.

Именно в мастерской А.И.Мамонтова родилась первая русская матрёшка. Выточить эту игрушку поручили потомственному мастеру-игрушечнику В.П.Звёздочкину.

ВОПРОС: Кто расписал первую матрёшку?

ОТВЕТ: Расписал первую матрёшку талантливый художник С.В.Малютин.

Созданная в конце 1890-х годов, первая матрёшка – лёгкая, изящная, непосредственная.

ВОПРОС: Кого изображала матрёшка?

ОТВЕТ: Матрёшка изображала крестьянскую девочку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с чёрным петухом, серпом и хлебом в руках.

Она была раскрашена гуашью и покрыта лаком самим С.В.Малютиным.

ВОПРОС: Почему русскую деревянную куклу прозвали Матрёшкой?

ОТВЕТ: В дореволюционной провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых женских имён, в основе которого лежит латинское слово “mater”, означающее мать.

Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

Матрёшка выражает предельно обобщённый образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, чёрные брови, маленький рост.

Интересно отметить, что кроме матрёшек-девочек и женщин традиционно в Сергиевом Посаде и в Семёнове делали матрёшек-мальчиков и отцов семейства.

Процесс изготовления всех матрёшек одинаков. Сначала вытачивают форму на токарном станке. Затем подготавливают её под роспись: шлифуют, грунтуют. Мастерицы расписывают матрёшек без предварительного рисунка с образца. После раскраски матрёшек лакируют.

Это ремесло подхватили мастера из Сергиева Посада, где и началось массовое производство этой игрушки. Деревянная игрушка, задуманная как детская, оказалась настолько выразительной, так образно воплотила черты русского национального характера, что стала традиционным русским сувениром.

ВОПРОС: Какие художественные центры по изготовлению и росписи матрёшек вы знаете?

ОТВЕТ: г. Сергиев Посад, г. Семёнов, село Полховский Майдан.

ВОПРОС: Как одета Сергиево-Посадская матрёшка?

ОТВЕТ: Сергиево-Посадская матрёшка представляет собой круглолицую русскую девушку в скромном наряде: в платке и в, прикрытом передником, сарафане, держа в руке корзинку, серп или букет цветов.

Своими формами и росписью как бы показывая нам разнообразную жизнь девушек.

ПЫЛЬ КЛУБИТСЯ ПО ДОРОЖКЕ.
ЕДУТ С ЯРМАРКИ МАТРЁШКИ
НА БАРАНАХ, НА БЫКАХ,
ВСЕ С ГОСТИНЦАМИ В РУКАХ.

В.Берестов.

Матрёшка расписана сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписи обычно используются 3-4 цвета – красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий, с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

Используют приём росписи “пеструшка”, т.е. при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.

Крупным центром по изготовлению и росписи матрёшек в Нижегородском крае стал город Семёнов. Тип семёновской росписи более декоративен, условен. Семёновские мастера не стремятся к созданию куклы-персонажа из современной жизни. В своей росписи они идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, а затем покрывают лаком. Вначале намечают тонкой кисточкой контуры лица, глаз, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок, украшенный по кайме, юбку, передник, пририсовывают руки.

В росписи используют приём “пеструшка”, который выполняется “тычком”.

ВОПРОС: Что является основой композиции в росписи семёновской матрёшки?

ОТВЕТ: Основой композиции в росписи семёновской матрёшки является передник-фартук, на котором изображается букет пышных цветов алого цвета.

С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и жёлтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука.

Букет по традиции располагают на фартуке асимметрично, несколько смещая вправо. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю.

Полховский Майдан – ещё один центр художественного промысла в Нижегородской области по производству деревянных игрушек. Первые матрёшки, по примеру сергиево-посадских, были с выжиганием, затем местные жители перешли к наводке тушью, как и семёновские мастера.

Сначала обмазывают фигурки крахмалом, сушат, а затем пёрышками и кисточками выводят рисунок-контур, после чего наносят цвет анилиновыми красителями. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись.

ВОПРОС: Чем отличается Полхов-Майданская матрёшка от других матрёшек?

ОТВЕТ: Полхов-Майданские матрёшки можно сразу узнать по необычно маленькой, жёстко очерченной головке, удлинённому силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету.

Полхов-Майданская матрёшка представляет собой деревенскую красавицу со сведенными бровями и глазами, с лицом, обрамлённым чёрными локонами. Локоны – подлинная деталь старинного местного женского головного убора. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали чёрные, завитые, как кудри, пёрышки селезня.

Колорит Полхов-Майданской матрёшки ярче, звучнее, чем Семёновской. Зелёные, синие, красные, жёлтые, фиолетовые, малиновые цвета используются в контрастных сочетаниях, отчего роспись приобретает активность, жизненную силу. Цветы, ягоды, листья сплошным ковром закрывают фигурку спереди, опуская все бытовые детали в одежде.

Основным элементом в росписи является многолепестковый цветок шиповника, который мастера называют “розой”. Этот цветок всегда считали символом женского начала, любви, материнства. “Роза” или цветок шиповника, обязательно присутствует в любой композиции мастеров Полховского Майдана. Часто рядом с пышным цветком изображают полураскрытые бутоны на ветках.

В росписи используется приём лессировки – наложение одной краски на другую, “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.

Игра “Ярмарка”. Самая весёлая на Руси ярмарка в прошлом веке была в Сергиевом Посаде. На видном месте в торговых рядах были разложены игрушки: деревянные резные гусары, барыни, щелкуны, каталки, богородские медведи, кони и матрёшки.

Казалось, ничем уже не удивить покупателей! Вдруг мастер разломил одну матрёшку пополам, а в ней другая, поменьше. Раскрыл её, а из неё ещё одна смотрит! Что за невидаль! Это вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых.

РОСТОМ РАЗНЫЕ ПОДРУЖКИ,
НЕ ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУЖКУ.
ВСЕ ОНИ ЖИВУТ ДРУГ В ДРУЖКЕ,
А ВСЕГО – ОДНА ИГРУШКА!

Много интересных игрушек на ярмарке. А матрёшки особенно хороши!

Но на нашей ярмарке не хватает матрёшек из Сергиева Посада и Полховского Майдана, и, с вашей помощью, дети, мы пополним ярмарочные ряды недостающими матрёшками. Для этого у вас есть все необходимые предметы и инструменты.

ВЗЯЛ Я В РУКИ КИСТЬ И КРАСКИ,
СТАЛ ВОЛШЕБНИКОМ ИЗ СКАЗКИ.
НА МАТРЁШКЕ ЯРКИЙ САРАФАН
РАСПИСАЛ ПОД ПОЛХОВСКИЙ МАЙДАН.

Далее дети выполняют самостоятельную работу по росписи матрёшек, пользуясь карточками-схемами.

В конце урока готовые матрёшки дополняют “ярмарочный прилавок”. Для закрепления полученных знаний о различных видах матрёшек можно поиграть в игру “Угадайка”.