Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе преподавания математики

Разделы: Математика


Школьное обучение – сложный, многоплановый процесс формирования личности учащихся, подготовки их к труду, к самостоятельной жизни, который включает в себя не только обучение  основам  науки, но и  развитие мышления,    воспитание.
В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного  воспитания учащихся. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного,  духовно-нравственного  развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в дальнейшем.
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, разнообразия  средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций, подкрепления воспитательных воздействий моральными стимулами.
Основная роль учителя математики в современных условиях - это воспитание личности учащихся, формирование их  потребностно-мотивационной  сферы, воспитание их способностей, духовно-нравственных идеалов и убеждений. Обучение знаниям, умениям и навыкам по математике являются составной частью этого воспитания и тем процессом, в котором это воспитание осуществляется. Духовно-нравственное воспитание на уроках математики возможно, если вносить в задания исторический, краеведческий материал,  подавать его стихотворной форме, использовать  сведения  из других учебных  предметов, проводить математические игры, виртуальные путешествия, эстафеты, соревнования. Существует множество источников  с интересной и полезной информацией, которую можно использовать для составления тех или иных математических заданий.   Вот несколько примеров из моей практики.

Задание 1. «Давным-давно пришли русские люди к крутым берегам Сейма, Псла, Тускари,  Свапы. Кто в сапогах, а кто в лаптях пеньковых либо лыковых. Кто за лопату  взялся, кто за топор. И стала Русь  на курской земле крепко  строиться».  В конце, какого века, Курск,   становился центром удельного княжества, игравшего важную  роль в защите  юго-восточных границ Киевской Руси? Это вы узнаете, выполнив задание.

Упростите выражение и найдите его значение:
(5х-1)-(2-8х)+4,25                 при х=0,75                   (11в.)     

Задание 2.

Куряне-воины стояли твердо
Во  все набеги кочевой беды-
И   врассыпную уходили орды,
Из речки Кур не зачерпнув воды!
Николай Сидоренко.

Выполнив  следующее задание, мы  узнаем,  кто в 1645 году во главе курских  ратников вступил в бой с 20-тысячной татарской ордой и одержал победу.

Вычислите:
(13х-15)-(9+6х)=-3х;

12-(4х-18)=(36+4х)=(18-6х);

1,6х - (х-2,8)=(0,2х+1,5)-0,7;

(0,5х+1,2)-(з,60-4,5х)=(4,8-0,3х)+(10,5х+0,6);

5х+(3х-3)=6х+11;

3х-(10+5х)=54;

(х-7)-(2х+9)=-13;

0,6+(0,5Х-1)=х+0,5;

15(х+2)-30=12х.

Ученик рядом с ответом ставит соответствующую букву.                                                                                                                                     

7 -1,2 -1,8 -1,5 4 -3 -5 2,4 -32
Р О И А Й К Ж П С

(Пожарский)

Задание3.     Курская губерния как самостоятельная административная  единица Российской империи возникла по Указу императрицы Екатерины II от 23 мая ( Х) года.    Тогда губерния состояла из 15 уездов.  С тех давних пор территория края не раз меняла свои границы. Решив  следующее уравнение , вы  найдите  Х.

Х /9 = 593 / 3.                         ( х=1779.)

Задание 4.

Облик Курска  разительно менялся в соответствии с генеральным планом застройки, высочайше утвержденным  Екатериной Великой. Еще сохранились дома, ставшие свидетелями приездов  августейших особ – Екатерины II, Николая I,  Александра II, Николая II». Последний русский император принимал парад российских войск, участвовавших в грандиозных по масштабу военных учениях, проходивших в окрестностях Курска в августе-сентябре (_0,5√4 + 317√36 -0,1√100__)=    ?
(1902г.)

Задание 5.

Курская  область – один из 86 регионов Российской  Федерации. Определите ее площадь  по формуле  -    S=   (172+32) 102=  ?    кв.км.        
(29.8тыс. квадратных километров.)

Литература: 
Земля, воспетая в былинах. (Художественный фотоальбом)
Редактор  Валентина Носкина.
ООО «Полстар»   Курск  2005г.