Школьное обучение – сложный, многоплановый процесс формирования личности учащихся, подготовки их к труду, к самостоятельной жизни, который включает в себя не только обучение основам науки, но и развитие мышления, воспитание.
В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания учащихся. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в дальнейшем.
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, разнообразия средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций, подкрепления воспитательных воздействий моральными стимулами.
Основная роль учителя математики в современных условиях - это воспитание личности учащихся, формирование их потребностно-мотивационной сферы, воспитание их способностей, духовно-нравственных идеалов и убеждений. Обучение знаниям, умениям и навыкам по математике являются составной частью этого воспитания и тем процессом, в котором это воспитание осуществляется. Духовно-нравственное воспитание на уроках математики возможно, если вносить в задания исторический, краеведческий материал, подавать его стихотворной форме, использовать сведения из других учебных предметов, проводить математические игры, виртуальные путешествия, эстафеты, соревнования. Существует множество источников с интересной и полезной информацией, которую можно использовать для составления тех или иных математических заданий. Вот несколько примеров из моей практики.
Задание 1. «Давным-давно пришли русские люди к крутым берегам Сейма, Псла, Тускари, Свапы. Кто в сапогах, а кто в лаптях пеньковых либо лыковых. Кто за лопату взялся, кто за топор. И стала Русь на курской земле крепко строиться». В конце, какого века, Курск, становился центром удельного княжества, игравшего важную роль в защите юго-восточных границ Киевской Руси? Это вы узнаете, выполнив задание.
Упростите выражение и найдите его значение:
(5х-1)-(2-8х)+4,25 при х=0,75 (11в.)
Задание 2.
Куряне-воины стояли твердо
Во все набеги кочевой беды-
И врассыпную уходили орды,
Из речки Кур не зачерпнув воды!
Николай Сидоренко.
Выполнив следующее задание, мы узнаем, кто в 1645 году во главе курских ратников вступил в бой с 20-тысячной татарской ордой и одержал победу.
Вычислите:
(13х-15)-(9+6х)=-3х;
12-(4х-18)=(36+4х)=(18-6х);
1,6х - (х-2,8)=(0,2х+1,5)-0,7;
(0,5х+1,2)-(з,60-4,5х)=(4,8-0,3х)+(10,5х+0,6);
5х+(3х-3)=6х+11;
3х-(10+5х)=54;
(х-7)-(2х+9)=-13;
0,6+(0,5Х-1)=х+0,5;
15(х+2)-30=12х.
Ученик рядом с ответом ставит соответствующую букву.
7 | -1,2 | -1,8 | -1,5 | 4 | -3 | -5 | 2,4 | -32 |
Р | О | И | А | Й | К | Ж | П | С |
(Пожарский)
Задание3. Курская губерния как самостоятельная административная единица Российской империи возникла по Указу императрицы Екатерины II от 23 мая ( Х) года. Тогда губерния состояла из 15 уездов. С тех давних пор территория края не раз меняла свои границы. Решив следующее уравнение , вы найдите Х.
Х /9 = 593 / 3. ( х=1779.)
Задание 4.
Облик Курска разительно менялся в соответствии с генеральным планом застройки, высочайше утвержденным Екатериной Великой. Еще сохранились дома, ставшие свидетелями приездов августейших особ – Екатерины II, Николая I, Александра II, Николая II». Последний русский император принимал парад российских войск, участвовавших в грандиозных по масштабу военных учениях, проходивших в окрестностях Курска в августе-сентябре (_0,5√4 + 317√36 -0,1√100__)= ?
(1902г.)
Задание 5.
Курская область – один из 86 регионов Российской Федерации. Определите ее площадь по формуле - S= (172+32) 102= ? кв.км.
(29.8тыс. квадратных километров.)
Литература:
Земля, воспетая в былинах. (Художественный фотоальбом)
Редактор Валентина Носкина.
ООО «Полстар» Курск 2005г.