Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 5-х классов и их родителей "Ступени"

Разделы: Классное руководство


Цель игры: создание условий для успешной адаптации пятиклассников в школе второй ступени.

Задачи:

  • обменяться школьным опытом, полученным в процессе обучения (детьми - в начальной школе, родителями - в течение своей жизни);
  • уметь обобщать и делать выводы, развивать коммуникативную компетентность;
  • обогатиться полученными в ходе игры выводами;
  • развивать умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • показать ценность умения устанавливать партнерские отношения между учащимися коллектива и их родителями;
  • формировать патриотическое отношение к собственной школе.

Планируемый результат:

  • произошел обмен школьным опытом как со стороны детей, так и со стороны родителей;
  • усовершенствовано умение обобщать и делать выводы;
  • произошло обогащение участников игры школьным опытом;
  • усовершенствовано умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • продемонстрирована ценность партнерских отношений между учащимися коллектива и их родителями;
  • формируется патриотическое отношение к собственной школе..

Участники игры: в игре участвуют 2 команды (количество игроков команды не ограничено): команда детей и команда родителей.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка (проецирование на экран), презентация игры с заданиями для участников, бумага для письменных ответов (у команды пятиклассников и у команды родителей); фломастеры, “волшебный рюкзак” со школьными принадлежностями, карточки с ситуациями, караоке с песнями на школьную тематику.

“Ступени” - игра для пятиклассников и их родителей

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники игры!

Сегодня мы с вами собрались, чтобы поделиться опытом школьной жизни. Ведь у каждого опыт свой: у родителей – основательный, фундаментальный, на него уже можно посмотреть с высоты, а у детей - еще маленький, но свежий, интересный, может быть, даже необычный, неожиданный для родителей. Каждому есть чему поучиться друг у друга.

Наша игра называется “Ступени”. Каждая команда должна пройти по лестнице вверх, обогатиться опытом за счет другой команды и стать, хоть немного, но выше, умнее, дисциплинированнее.

Итак, мы начинаем!

(Родители и дети рассаживаются за специально подготовленные столы в разные команды - образуются 2 команды: команда детей и команда родителей. Придумываются названия командам).

Конкурс первый

Трудности и радости (4 листа формат А3 + 4 фломастера)

Задание. Вспомнить школьные годы и написать на листах:

Родители: “Трудности пятиклассников раньше”

“Радости пятиклассников раньше”.

Пятиклассники: “Трудности пятиклассников сейчас”

“Радости пятиклассников сейчас”

Результат: сопоставить их и сделать вывод – трудности и радости пятиклассников изменились или нет? Трудности у родителей тоже были, но они все же стали успешными людьми, нашли свое место в жизни.

Конкурс второй

Жизненный успех (2 листа формат А3 + 2 фломастера)

Что помогло родителям (в целом, а не конкретно каждому) добиться жизненного успеха?

Задание: Пятиклассники заполняют таблицу: что, по их мнению, помогло родителям. А родители обобщают, что им помогло на самом деле.

Результат: Оба списка опять сопоставляются. Детям нужно акцентировать внимание на истинных ценностях, которые помогли родителям: знания, трудолюбие, упорство в достижении цели, семья, дети и др., а не деньги!

Конкурс третий

Ситуация (ситуации распечатаны на карточках)

А теперь посмотрим, как проходят в действительности путь к успеху.

Задание: От каждой команды приглашаются участники одной семьи, образуются 4 пары. Каждая пара получает карточку с ситуацией и должна будет ее разыграть. Но роль взрослых играют дети, а вот пятиклассников сыграют родители.

Ситуации

  • Учитель поставил оценку за ответ, а ученик с ней не согласен, пришел домой и говорит родителям … Что дальше?
  • Ребенок плохо сделал домашнее задание, родитель просит переделать, иначе будет “тройка”. Ребенок отвечает: “А зачем мне “пять”?” … Что дальше?
  • Родитель, войдя в комнату к ребенку, видит, что ребенок списывает домашнее задание из решебника. Он говорит ребенку, что если он будет списывать, то не получит знаний. Ребенок отвечает… Что дальше?
  • Выходные. Ребенок делает домашнее задание, но не может сосредоточиться, постоянно отвлекается. Родители говорят: пока не выполнишь задания, не будешь смотреть кино, играть в компьютер. Ребенок отвечает …Что дальше?

Результат: ребенок должен понять, что родителем быть очень сложно, не всегда знаешь, что сказать, глядя на поступок ребенка, как парировать его ответ. Дети должны понять, что родители желают своим детям только хорошего.

Конкурс четвертый

Верю – не верю.

Команда родителей вспоминает два случая из их школьной жизни или придумывают их. Ученики должны отгадать, было ли это на самом деле.

А пятиклассники тоже вспоминают два случая из своей школьной жизни в 5 классе или придумывают. Сейчас уже должны отгадать родители, было это с их детьми или нет.

Конкурс пятый

А что у меня в рюкзаке? (викторина) (рюкзак с принадлежностями)

Задание: поочередно команды должны отгадать школьные предметы по их описанию.

1. Этот предмет необходим на уроках истории, но, к сожалению, его пятиклассники часто забывают дома, поэтому приходится бежать на перемене именно за ним… (Атлас)
2. А этот предмет очень часто подводит в самый ответственный момент… Он вдруг перестает работать… (Ручка)
3. За этот предмет вас всегда ругают учителя, но обходится без него современный школьник не может – надо же что-то делать с ошибками… (Штрих)
4. Эти предметы так хочется достать на уроке, но если это произойдет, - их могут забрать и отдать только родителям. А разглядывать их на уроке так интересно… (Карточки)
5. Эти два предмета постоянно передают с одной парты на другую, хотя стоят они копейки…(Линейка и резинка)
6. Этот предмет бывает тонким и толстым, а в старших классах чаще всего “общим”… (Тетрадь)
7. Этот предмет всегда хочется облизывать, жаль, что перемены такие короткие, и весь урок ждешь, когда же он закончится, чтобы снова положить в рот свой любимый… (Чупа-чупс)
8. Этот предмет так не хочется доставать дома, но так тянет к нему на контрольных работах, только тогда понимаешь, что в нем есть что-то интересное, а главное, полезное. (Учебник)
9. А без этого предмета мы не представляем себе жизни, он с нами везде: на уроке лежит рядышком в пенале, на перемене всегда в руках или в кармане, глядя в него, мы можем даже не замечать того, что происходит вокруг. Потеря этого предмета равносильна мировой катастрофе…(Мобильный телефон)
10. Этот предмет всегда новенький в начале года и затасканный к концу, потому что все, кому не лень, его просят, всем он нужен, все норовят в него что-нибудь написать, не всегда приятное…(Дневник)

Конкурс шестой

Музыкальный (караоке “школьное попурри”)

Кто вперед подхватит песню о школе?

Конкурс седьмой

Пожелания

А сейчас команды обменяются пожеланиями на пути к знаниям, но сделать это нужно в виде пантомимы без слов. На подготовку 1 минута.

Ассоциации (игры для паузы, используются во время подготовки пар участников к конкурсу “Ситуация”)

С чем у родителей и детей ассоциируется:

  • школьная парта;
  • дневник;
  • учительская;
  • кабинет директора;
  • столовая;
  • кабинет врача;
  • кабинет завуча и др.

Что родители и дети знают о родной школе?

В каком году основана школа № 24? (1962)
Сколько кабинетов? (51)
Сколько ступенек ведет до кабинета 15? (48)
Сколько учителей работает в школе? (42)
Сколько предметов у 5-Б? (11)
Сколько человек в 5-Б? (25)
Самый толстый учебник? (русский язык (теория))
Сколько часов в неделю занимаются русским языком? (7+2) и др.

Приложение 1

Приложение 2