Урок окружающего мира в 3-м классе "Жизнь экосистемы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: показать, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, и что в экосистеме происходит круговорот веществ.

Задачи урока:

1.Образовательные: повторение, закрепление и углубление знаний о живых участниках круговорота веществ и их взаимной зависимостью; умение выделять цепи питания в экосистемах.

2. Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; развитие коммуникативных навыков; развитие умения анализировать, делать выводы; развитие логического мышления; развитие речи учащихся; расширение кругозора; развивать умение работать в паре, в группе, выслушивать мнение товарищей.

3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности; воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Тип урока: урок-исследование.

Методы: информационно-рецептивный, эвристический, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, исследовательский.

Оборудование: проектор, экран, аншлаги с названиями профессий, частей экосистемы, конверты с картинками живых организмов, учебник А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, рабочая тетрадь; исследование детей с презентацией; магниты; листы для работы в парах.

Ход урока

I этап. Создание эмоционального настроя.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию законов природы, и многие из вас по– иному посмотрят на окружающий вас мир.

– Отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.

(Земля). Слайд

Да, это наша прекрасная планета Земля, которую мы изучаем на уроках окружающего мира. А что для каждого из вас значит Земля? Продолжите фразу “Для меня Земля – это…”, передавая по кругу модель земного шара. Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой жизнь продолжается уже более 3.5 млрд. лет, не прерываясь.

Модель земного шара передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение (по желанию).

Учитель: Из всех ваших высказываний я поняла, что вы очень трепетно относитесь к планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас.

II этап. Актуализация знаний.

1. Учитель. – На предыдущих уроках мы с вами изучали оболочку планеты Земля, охваченную жизнью.

– Какие оболочки нашей планеты вы знаете?

– Что такое атмосфера? (Воздушная оболочка (от греч. “атмос” – воздух, “сфера” – шар). Она защищает Землю от перегрева и переохлаждения, попадания на неё опасных для жизни космических лучей. Атмосфера состоит из газообразных веществ. Все живые организмы дышат атмосферным воздухом.) Cлайд

– Что такое гидросфера? (Водная оболочка (от греч. “гидро” – вода, “сфера” – шар). Гидросфера состоит из жидкости. Образуют её подземные воды, реки, озёра, моря и океаны. На глобусе она обозначена синим цветом.) Слайд

– Что такое литосфера? (Каменная оболочка (от греч. “литос” – камень, “сфера” – шар). Литосфера состоит из горных пород, большинство из которых твёрдые. Суша, земля – твёрдое состояние вещества.) Слайд

– А в какой оболочке живут живые организмы Земли? (в биосфере).

– Где находится биосфера? (на границе всех трех оболочек).Слайд

2.Учитель. – Почему живые организмы не могут обходиться друг без друга?

Дети. – Все организмы играют какую-то роль или имеют “профессию”.

Учитель. – Какие профессии живых организмов необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался? (производители, потребители, разрушители).

– Как еще называют производителей? (“кормильцы”).

– Что к ним относится? (растения).

– Почему их так называют? (производят органические вещества).

– Как еще называют потребителей? (“едоки”). Кто к ним относится? (животные).

– Почему их так называют?

– А разрушителей называют как? (“мусорщиками”).

Почему?

– Кого мы относим к мусорщикам? (бактерии, микроорганизмы, грибы). Проверим. Слайд

3.Сейчас мы проверим, как вы усвоили понятия в игре: “Рассели живые организмы”

(По рядам) дети расселяют организмы по их профессиям .

Отчет каждой группы.

– Молодцы, хорошо знаете материал.

III этап. Постановка проблемы.

Учитель. – Мы с вами уже познакомились с большим круговоротом веществ. Он проходит и через наши дома, и через каждую экосистему на Земле.

– Ребята, где живёт большинство живых организмов – в экосистеме или в биосфере? (Большинство живых организмов живут на пересечении трех оболочек: воздушной, наземной и водной, в биосфере).

– А вот на иллюстрациях (слайды) представлены разные экосистемы. Что вы можете сказать о многообразии жизни? (жизнь тоже многообразна).

– Какой у вас возникает вопрос? (Где же всё-таки живут растения и животные – в экосистеме или в биосфере?) Слайд

IV. Поиск решения проблемы.

1.

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте послушаем диалог, который произошёл между Леной и Мишей.

Заранее подготовленные дети инсценируют диалог:

Лена: Миша, ты можешь мне объяснить, где же все-таки живут растения и животные: в экосистемах или в биосфере?

Миша: Конечно, в экосистемах: лесные – в лесных, луговые – в луговых, морские – в морских, степные – в степных и т.д. Все экосистемы связаны друг с другом большим круговоротом веществ во всемирную экосистему – биосферу. Например, в лесных экосистемах вырабатывается много кислорода – он доставляется с ветром туда, где его не хватает.

Вывод: Большинство живых организмов живут на пересечении трех оболочек: воздушной, наземной и водной, в биосфере.

– Какое утверждение верно: биосфера – часть экосистемы или экосистема – часть биосферы. (Экосистема – часть биосферы)

– Значит тема урока …

Дети: Жизнь экосистемы.

– А цель нашего урока – узнать, из чего она состоит.

2.– Из каких частей состоит экосистема? Для этого рассмотрите рисунок на стр.42. Слайд. Вы видите прямоугольники, в которые вписаны названия частей экосистемы. Слева что изображено?

– Ель, береза, голубика. Это производители. (Вывешиваю карточку производители).

– Что вы видите справа на рисунке.

– Жук, белка, волк, крот, птица.

– Что общего между этими животными?

– Это “потребители”.(Появляется еще один аншлаг)

– Какая профессия у грибов, дождевых червей и бактерий?

– Они “разрушители”. (Аншлаг)

– Подумайте, без чего не могут жить все перечисленные живые организмы? Что еще нужно дописать? (воздух, почва, горные породы, вода)

На доске – 2 группы:

– Получилось 2 группы. Как их можно назвать? (Живая и неживая природа)

Над группами появляются заголовки:

– Значит, экосистема состоит из двух групп – живой и неживой природы. А те в свою очередь из нескольких частей, вот они перед вами…

3. (Раздать по 1 карточке каждой паре) .

– А теперь попробуйте отгадать часть экосистемы по набору связанных с ней по смыслу слов.

– Напишите название этой части.

1. Дышать, ветер, прозрачность, газ _____________________________________________________

2. Лить, течение, прозрачность, жидкость______________________________________________

3. Прочность, твёрдое тело, полезные ископаемые____________________________________________

4. Зелёный цвет, выделение кислорода, рост___________________________________________________

5. Плодородие, смесь, корень_________________________________________________

6. Мёртвые остатки организмов, почва, питание________________________________________________

7. Движение, питание, дыхание, рост _______________________________________________________

Отчет по каждой части.

– Могут ли организмы в экосистеме делить на полезные и вредные?

4. – Вот это сейчас и докажет Горлинская Лиза в своем исследовании. Cлайды.

Исследование.

5. Работа по учебнику стр. 41.

– Вы в этом можете убедиться, прочитав абзац в учебнике на с.41.

– Скажите, почему организмы одной экосистемы называют сообществом?(Слайд)

V.Физминутка.

Закройте глаза, расслабьтесь, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежит маленькое солнышко. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по рукам. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Обратите внимание на дыхание, мы дышим легко, равномерно. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. На что похоже ваше настроение? На солнышко или темную тучку?

VI. Первичное закрепление.

1. – Рассмотрим рисунок в учебнике (стр. 41). Что обозначают стрелки зелёного цвета?

Дети: Кто кем питается.

– Почему стрелки разного цвета?

– На перемещение, каких веществ они указывают?

Дети: З – показывают на перемещение органических веществ. К – показывает на направление от микробов к растениям минеральных веществ.

– Опишите это движение. (Дети описывают движение по иллюстрации)

– Как может это движение называться?

Дети: Цепь питания.

– Цепочки из поедающих друг друга живых организмов называются – цепями питания.

В цепи питания передаются органические вещества.

– Посмотрите, кто необходим, чтобы цепь питания замкнулась?

Дети: Разрушители, мусорщики.

– Почему? Растения “едят” микробов?

Дети: Разрушители разрушают погибшие организмы, образуют минеральные вещества, которые используют растения.

– Давайте сделаем вывод, что же такое экосистема?

– Вам известны составные части экосистемы (показать на запись над иллюстрацией, где написано – живая и неживая природа).

– Продолжите предложение: Экосистема – это единство…

Дети: Живой и неживой природы.

– Что же происходит в экосистеме с веществами?

Дети: Вещества передаются, по кругу, происходит круговорот веществ.

– А кто поддерживает этот круговорот?

Дети: Круговорот поддерживают её обитатели.

– Значит экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором его обитатели разных “профессий” – поддерживают круговорот веществ. (Слайд)

2. – Давайте составим цепи питания из следующих представителей (Слайд)

VII. Самостоятельное применение знаний.

1. Тетрадь стр. 19 № 1.

– Попробуйте отгадать и дописать, в помощниках каких “профессий” нуждается человек для замыкания круговора веществ на полях.

(Несколько слов о пользе колорадского жука)

2.Откройте тетрадь на стр. 19 № 2.

Ваша задача: составить цепь питания из следующих живых организмов – ястреб, клещ, ель, белка.

– Поменяйтесь тетрадями и проверьте.

– Молодцы, с заданиями вы справились.

VIII. Итог урока:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что помогло вам сегодня узнать новое?

– Как вы оцениваете работу на уроке свою? группы?

– Какие пожелания можете сказать себе?

В заключении хотим сказать такие слова:

“Природа, милая тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне и небеса, и Землю.
И их помощником я буду век за веком,
Лишь оттого, что я родился человеком!

IX. Домашнее задание.

C.40-43, вопросы на с. 43.

Презентация