Цель и задачи:
- обозначить содержание блока уроков по теме “Личные окончания глаголов”;
- выявить наличие двух наборов личных окончаний глагола;
- сформулировать и поставить вопрос о необходимости проверки орфограммы слабой позиции в личных окончаниях глагола;
- способствовать формированию саморефлексии знаний (умению самостоятельно разграничивать область знания и незнания);
- способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;
- путем постановки и решения учебной задачи продолжать учить учащихся самостоятельности в суждениях, в целом в речевой деятельности, в постановке вопросов, в самостоятельном поиске ответов на них.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге продуктивного непонимания (диалоге оценочного характера).
Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссия, самостоятельная индивидуальная работа, самостоятельная работа в группах.
Приемы работы: средства речевого взаимодействия учителя с учениками (вопросы, побуждение, обращение), артистизм учителя при участии его в учебном диалоге, а также проверка работы консультантом и взаимопроверка, распределение консультантом ролей в группе.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
а) Самостоятельная работа (индивидуальная).
Учитель: – Гоша писал своему другу письмо. Частью письма он разрешил воспользоваться на уроке. У вас она на листочках, у меня – на доске. Записана с пропуском некоторых орфограмм. Возьмите, прочитаем. “Это – огромный динозавр. Он ид..т по древн..му лесу ср..ди высок..х папоротников. Ход..т он довольно медленно, покачивая св..ей длинн..й шеей с маленьк..й головк..й. Потомство вывод..т, откладывая яйца в укромн..м местечк.. Угадай, о каком динозавр.. говор..т мое описание?”
Вставьте нужные буквы в словах, устно приготовьтесь доказать правильность выбора букв.
б) Проверка работы (фронтальная).
– С какими орфограммами работали? (С безударными гласными.)
– Какие гласные буквы вставили?
Ученики говорят, учитель цветным мелком вставляет буквы в запись на доске.
– Как вы их вставляли?
Учитель задает побуждающие вопросы: кто дополнит? кто уточнит? – уточняющие вопросы.
– В каких частях слова проверяли орфограммы? (В корне и в окончаниях.)
– Как проверяли орфограммы в корне?, в окончаниях слов, называющих предметы?
В окончаниях слов, называющих признаки? (Побуждающий диалог.)
Результаты ответов детей кратко фиксируются учителем на доске в виде схемы:
Если в , то родственные или изменение.
Если в , то:
Слова –предметы – стена конь рожь
Слова – признаки - злой крутой
(Если орфограмма не нарушает закон письма.)
– Как звучит основной закон письма? (Звук в слабой позиции обозначается на
письме буквой, которая обозначает звук в сильной позиции.)
– Почему вы выбрали разные способы проверки? (Потому что слова, в которые
мы вставляли буквы, относятся к разным частям речи.)
2. Разграничение в области знаний и незнания. Постановка учебной задачи. (Общеклассная дискуссия, диалог продуктивного непонимания.)
– Что вызвало затруднение?
– В каких словах, называющих действия, вы смогли вставить гласную букву? (В
словах идет, говорит.)
– Почему? (Потому что окончания в этих словах ударные.)
– Почему в двух других сомневались?(Потому что в двух других гласный звук
в слабой позиции.)
– Как надо действовать по основному закону письма? (Поставить звук в
сильную позицию.)
– Выпишем в тетрадь эти слова.
Учитель выписывает слова на доску:
идет ход..т
говорит вывод..т
– Какие вопросы у вас возникают? (Побуждение к постановке и выдвижению гипотез, использование речевых средств ведения диалога учителем, саморефлексия знаний.)
Учащиеся выдвигают свои предположения. Все вопросы кратко записываются учителем на доске:
Каким словом какое проверить?
Достаточно ли этих двух слов?
Могут ли быть другие буквы под ударением?
Какие гласные звуки бывают в окончании под ударением?
Какими буквами обозначим эти звуки?
Учитель помогает в формулировке вопросов побуждающими вопросами: кто еще хочет сказать? кто дополнит? кто уточнит?
– Сможем ли мы сегодня ответить на все вопросы?
3. Решение учебной задачи: выдвижение и проверка гипотез. (Общеклассная дискуссия, побуждение к выдвижению и проверке гипотез.)
– Какие есть предположения о том, как нам надо действовать дальше?
Предложения детей в краткой форме фиксируются на доске: и ошибочные, и ничего не дающие, и верные.
Прозвучали следующие предложения:
- Вспомнить, что знаем о словах, называющих действия.
- Поизменять такие слова.
- Послушать, какие гласные звуки встречаются в окончаниях.
- Слова взять с ударным окончанием.
– Обсуждение начинается с ничего не дающих и неверных гипотез. Происходит
обсуждение выдвинутых выше предложений.
– Вспомните, что вы уже знаете о словах, называющих действия, обсудите ответ в
группе.
Ответы кратко фиксируются на доске:
- что делает?
- есть неопределенная форма;
- есть значение времени: настоящее, прошедшее, будущее;
- значение лица: 1-е, 2-е, 3-е;
- значение числа: единственное, множественное;
- значение рода: в прошедшем времени;
- умеем писать окончания в словах, называющих действия в прошедшем времени;
- если к слову, называющему действие, можно подставить указательное слово ты, то на конце после шипящих пишется ь.
В результате обсуждения исключаются из наблюдений слова, называющие действие в прошедшем времени.
– Как будем изменять слова, называющие действия?(По лицам и числам.)
– Какие указательные слова помогут в единственном числе? Во множественном?
(В единственном – я, ты, он (она, оно). Во множественном – мы, вы, они.)
– Какие слова, называющие действия, мы должны взять? (С ударным
окончанием, чтобы гласный звук был в сильной позиции.)
– Работайте в группах, изменяйте слова, называющие действия, по лицам и
числам. Окончание оформите звуковой записью. (Самостоятельная групповая работа с
распределением работы консультантом.)
Слова написаны на карточке у консультанта группы: посижу, несу, горю, заплету, спою, покричу (слова взяты обязательно с ударным окончанием).
– Проверяем работу. Обобщите результаты, и консультант заполнит табличку на обратной стороне карточки. (Внутригрупповая дискуссия, проверка консультантом, взаимопроверка.) Напомним, что нас интересует: гласный или согласный звук?
Обратная сторона карточки выглядит следующим образом:
Ед. ч. 1-е лицо [у] [у] |
Мн. ч. 1-е лицо [о] [и] |
– Оформим сводную таблицу на доске.
Учитель спрашивает консультанта группы, остальные ученики показывают пальчиками знак согласия (+) или несогласия (-) (саморефлексия). При несогласии сразу же выясняется его причина.
– Что заметили ? (Звуки повторяются.)
– Уберем повторяющиеся звуки в столбиках.
На доске остается запись:
[У] [о]
[У] [и] [а]
– Сколько наборов окончаний у слов, называющих действия? (два набора)
4. Подведение итогов урока.
– Какие вопросы возникли у нас в начале урока? Пользуйтесь записью на доске. На какие вопросы ответили? Как? Дети читают вопрос, отвечают на него.
- Сколько наборов окончаний...
- Достаточно ли этих двух слов...
- Какие звуки бывают в одном наборе? В другом наборе?
– Итак, какими буквами могут быть обозначены эти звуки?
Запись на доске принимает следующий вид:
[о] [у] У |
Е О |
|
– На какие вопросы мы не ответили? (Какими буквами надо обозначать звуки
при письме.)
– Какой новый вопрос возникает в связи с нашей последней записью? (Все ли
названные буквы будут “работать” в окончаниях?)
– Следующий урок мы начнем с выяснения этого вопроса. Учиться выбирать
нужную проверку будем на последующих уроках.
Домашнее задание: рассказать о проведенном исследовании, подобрать четыре слова, называющих действие, с ударным окончанием для последующих наблюдений.