Как проверить орфограмму слабой позиции в окончаниях слов, называющих действия

Разделы: Начальная школа


Цель и задачи:

  1. обозначить содержание блока уроков по теме “Личные окончания глаголов”;
  2. выявить наличие двух наборов личных окончаний глагола;
  3. сформулировать и поставить вопрос о необходимости проверки орфограммы слабой позиции в личных окончаниях глагола;
  4. способствовать формированию саморефлексии знаний (умению самостоятельно разграничивать область знания и незнания);
  5. способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;
  6. путем постановки и решения учебной задачи продолжать учить учащихся самостоятельности в суждениях, в целом в речевой деятельности, в постановке вопросов, в самостоятельном поиске ответов на них.

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге продуктивного непонимания (диалоге оценочного характера).

Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссия, самостоятельная индивидуальная работа, самостоятельная работа в группах.

Приемы работы: средства речевого взаимодействия учителя с учениками (вопросы, побуждение, обращение), артистизм учителя при участии его в учебном диалоге, а также проверка работы консультантом и взаимопроверка, распределение консультантом ролей в группе.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

а) Самостоятельная работа (индивидуальная).

Учитель: – Гоша писал своему другу письмо. Частью письма он разрешил воспользоваться на уроке. У вас она на листочках, у меня – на доске. Записана с пропуском некоторых орфограмм. Возьмите, прочитаем. “Это – огромный динозавр. Он ид..т по древн..му лесу ср..ди высок..х папоротников. Ход..т он довольно медленно, покачивая св..ей длинн..й шеей с маленьк..й головк..й. Потомство вывод..т, откладывая яйца в укромн..м местечк.. Угадай, о каком динозавр.. говор..т мое описание?”

Вставьте нужные буквы в словах, устно приготовьтесь доказать правильность выбора букв.

б) Проверка работы (фронтальная).

– С какими орфограммами работали? (С безударными гласными.)
– Какие гласные буквы вставили?

Ученики говорят, учитель цветным мелком вставляет буквы в запись на доске.

– Как вы их вставляли?

Учитель задает побуждающие вопросы: кто дополнит? кто уточнит? – уточняющие вопросы.

– В каких частях слова проверяли орфограммы? (В корне и в окончаниях.)
– Как проверяли орфограммы в корне?, в окончаниях слов, называющих предметы? В окончаниях слов, называющих признаки? (Побуждающий диалог.)

Результаты ответов детей кратко фиксируются учителем на доске в виде схемы:

Если в , то родственные или изменение.
Если в , то:
Слова –предметы – стена конь рожь
Слова – признаки - злой крутой

(Если орфограмма не нарушает закон письма.)

– Как звучит основной закон письма? (Звук в слабой позиции обозначается на письме буквой, которая обозначает звук в сильной позиции.)
– Почему вы выбрали разные способы проверки? (Потому что слова, в которые мы вставляли буквы, относятся к разным частям речи.)

2. Разграничение в области знаний и незнания. Постановка учебной задачи. (Общеклассная дискуссия, диалог продуктивного непонимания.)

– Что вызвало затруднение?
– В каких словах, называющих действия, вы смогли вставить гласную букву? (В словах идет, говорит.)
– Почему? (Потому что окончания в этих словах ударные.)
– Почему в двух других сомневались?(Потому что в двух других гласный звук в слабой позиции.)
– Как надо действовать по основному закону письма? (Поставить звук в сильную позицию.)
– Выпишем в тетрадь эти слова.

Учитель выписывает слова на доску:

идет ход..т
говорит вывод..т

– Какие вопросы у вас возникают? (Побуждение к постановке и выдвижению гипотез, использование речевых средств ведения диалога учителем, саморефлексия знаний.)

Учащиеся выдвигают свои предположения. Все вопросы кратко записываются учителем на доске:

Каким словом какое проверить?
Достаточно ли этих двух слов?
Могут ли быть другие буквы под ударением?
Какие гласные звуки бывают в окончании под ударением?
Какими буквами обозначим эти звуки?

Учитель помогает в формулировке вопросов побуждающими вопросами: кто еще хочет сказать? кто дополнит? кто уточнит?

– Сможем ли мы сегодня ответить на все вопросы?

3. Решение учебной задачи: выдвижение и проверка гипотез. (Общеклассная дискуссия, побуждение к выдвижению и проверке гипотез.)

– Какие есть предположения о том, как нам надо действовать дальше?

Предложения детей в краткой форме фиксируются на доске: и ошибочные, и ничего не дающие, и верные.

Прозвучали следующие предложения:

  • Вспомнить, что знаем о словах, называющих действия.
  • Поизменять такие слова.
  • Послушать, какие гласные звуки встречаются в окончаниях.
  • Слова взять с ударным окончанием.

– Обсуждение начинается с ничего не дающих и неверных гипотез. Происходит обсуждение выдвинутых выше предложений.
– Вспомните, что вы уже знаете о словах, называющих действия, обсудите ответ в группе.

Ответы кратко фиксируются на доске:

  • что делает?
  • есть неопределенная форма;
  • есть значение времени: настоящее, прошедшее, будущее;
  • значение лица: 1-е, 2-е, 3-е;
  • значение числа: единственное, множественное;
  • значение рода: в прошедшем времени;
  • умеем писать окончания в словах, называющих действия в прошедшем времени;
  • если к слову, называющему действие, можно подставить указательное слово ты, то на конце после шипящих пишется ь.

В результате обсуждения исключаются из наблюдений слова, называющие действие в прошедшем времени.

– Как будем изменять слова, называющие действия?(По лицам и числам.)
– Какие указательные слова помогут в единственном числе? Во множественном? (В единственном – я, ты, он (она, оно). Во множественном – мы, вы, они.)
– Какие слова, называющие действия, мы должны взять? (С ударным окончанием, чтобы гласный звук был в сильной позиции.)
– Работайте в группах, изменяйте слова, называющие действия, по лицам и числам. Окончание оформите звуковой записью. (Самостоятельная групповая работа с распределением работы консультантом.)

Слова написаны на карточке у консультанта группы: посижу, несу, горю, заплету, спою, покричу (слова взяты обязательно с ударным окончанием).

– Проверяем работу. Обобщите результаты, и консультант заполнит табличку на обратной стороне карточки. (Внутригрупповая дискуссия, проверка консультантом, взаимопроверка.) Напомним, что нас интересует: гласный или согласный звук?

Обратная сторона карточки выглядит следующим образом:

Ед. ч.

1-е лицо [у] [у]
2-е лицо [о] [и]
3-е лицо [о] [и]

 Мн. ч.

1-е лицо [о] [и]
2-е лицо [о] [и]
3-е лицо [у] [а]

– Оформим сводную таблицу на доске.

Учитель спрашивает консультанта группы, остальные ученики показывают пальчиками знак согласия (+) или несогласия (-) (саморефлексия). При несогласии сразу же выясняется его причина.

– Что заметили ? (Звуки повторяются.)
– Уберем повторяющиеся звуки в столбиках.

На доске остается запись:

[У] [о]
[У] [и] [а]

– Сколько наборов окончаний у слов, называющих действия? (два набора)

4. Подведение итогов урока.

– Какие вопросы возникли у нас в начале урока? Пользуйтесь записью на доске. На какие вопросы ответили? Как? Дети читают вопрос, отвечают на него.

  1. Сколько наборов окончаний...
  2. Достаточно ли этих двух слов...
  3. Какие звуки бывают в одном наборе? В другом наборе?

– Итак, какими буквами могут быть обозначены эти звуки?

Запись на доске принимает следующий вид:


[о]

[у]
У
Е

О
[и]
Ю И Е Я

 


[а]
 А Я О

– На какие вопросы мы не ответили? (Какими буквами надо обозначать звуки при письме.)
– Какой новый вопрос возникает в связи с нашей последней записью? (Все ли названные буквы будут “работать” в окончаниях?)
– Следующий урок мы начнем с выяснения этого вопроса. Учиться выбирать нужную проверку будем на последующих уроках.

Домашнее задание: рассказать о проведенном исследовании, подобрать четыре слова, называющих действие, с ударным окончанием для последующих наблюдений.