Использование здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Работая в системе дошкольного образования на протяжении многих лет, коллектив нашего ДОУ заметил, что состояние здоровья детей ухудшается год от года. Изучив статистические данные, увидели, что, к примеру, 60% детей 6–7 лет имеют функциональные отклонения; 25% дошкольников болеют в течение года более 4 раз; лишь 10% приходят в школу абсолютно здоровыми.

На состояние здоровья ребёнка оказывают влияние различные факторы: состояние здравоохранения – 10%; наследственность – 15%; состояние окружающей среды – 25%; социальные условия, образ жизни – 50%.

Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на здоровье (а, соответственно, на здоровый образ жизни) не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия. Исходя из этого, определили цель своей деятельности: формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

В своей работе опираемся на “Программу воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, также пользуемся методическим пособием Л.В.Гаврючиной “Здоровьесберегающие технологии в ДОУ”. Отталкиваясь от поставленных нами целей и задач, организовали развивающую предметную среду. Среда, окружающая детей в группах ДОУ, обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию детского организма детей, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника. Большое значение придаём оборудованным совместно с родителями и детьми физкультурно-оздоровительным зонам, которые включают в себя не только спортивный инвентарь, но и нетрадиционное оборудование, сделанное руками родителей, иллюстрации, дидактические игры, тренажёры для развития дыхания, формирования правильной осанки. Занятия в этих уголках помогают детям снять агрессию, напряжение, негативные эмоции, у детей появляется интерес к своему здоровью.

Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг ребёнка, тем интенсивнее идёт его развитие. Ребёнок может осуществлять непрерывную деятельность в течение 12–15 минут, после чего необходим отдых или смена деятельности. А вынужденную статическую позу ребёнок старшего возраста может сохранять в течение 3–4 минут, после чего необходима её смена. Исходя из этого, организуем детей так, чтобы их динамическая поза во время занятия менялась на всём её протяжении – дети сидят за столом, полукругом на стульях, на ковре и так далее. Они работают малыми подгруппами, в паре, индивидуально и коллективно. Кроме того, учитывая небольшую протяжённость непрерывной деятельности детей, во время занятий проводим физкультминутки, динамические паузы. Их тематика соответствует теме занятия.

Мы стараемся наполнить жизнь детей движением и в повседневной жизни. Ежедневно организуем пальчиковые игры, так как они позволяют удовлетворить потребность в движении не только крупных групп мышц, но и более мелких(пальцев рук). Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. Широко используются пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях, в утренний отрезок времени, в играх предлагаем детям выполнять упражнения с предметами: пробками, счётными палочками, пуговицами, платочками и так далее. Используем в работе с детьми элементы ароматерапии. Натуральные природные ароматы положительно воздействуют на нервную систему и головной мозг.

Для укрепления здоровья детей применяем также различные методы закаливания: хождение по дорожкам здоровья после дневного сна, хождение босиком, выполнение гимнастики после сна, обширное умывание, закаливание солнечное и воздушное. Эти режимные моменты сопровождаются различными стихотворениями.

Считаем важным сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела); помочь им создать целостное представление о своём теле; научить слышать и слушать свой организм; осознать самоценность своей жизни и ценность жизни другого человека; формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; Привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро– и самоощущение, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.

Проводим с детьми беседы и занятия, посвящённые здоровому образу жизни, на них дети получают элементарные знания; о теле человека, его органах, профилактике различных заболеваний, безопасности жизни в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми, выполнение правил дорожного движения, бережном отношении к своему здоровью.

Игровая организация детей на занятиях, а также использование во время таких занятий опытов, экспериментов и исследований помогает детям легко войти в предполагаемую ситуацию и вызывает большой познавательный интерес. Педагогами ДОУ проводятся с детьми упражнения, способствующие профилактике различных заболеваний (плоскостопия, нарушения осанки, заболеваний органов зрения, слуха, простудных заболеваний и т.д.), обучаем элементам массажа и самомассажа, психогимнастики и релаксации.

Всю работу в данном направлении строим совместно с родителями. Анализируя анкеты родителей, выяснили, что 56% детей старших и подготовительных групп занимаются в спортивных секциях (плавание, фигурное катание, хоккей и других) и танцевальных студиях, что говорит о высоком интересе к здоровому образу жизни.

Таким образом, мы убедились, что внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс способствует сохранению и укреплению здоровья детей, а также их интеллектуальному развитию.

Использование нестандартного физкультурного оборудования.

 

Ходьба босиком.

Дидактические игры.

Пальчиковые игры.

Массаж.