Урок обучения грамоте по теме "Гласная буква Ё, ё". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Задачи:

  • познакомить детей с новой буквой Ё;
  • научить читать её в словах и слогах;
  • совершенствовать технику чтения детей;
  • привить любовь к родному языку, его многообразию,
  • секретам и особенностям;
  • привить интерес к книгам;
  • развитие устной речи;
  • развитие логики и сообразительности.

Оборудование:

  • изображение ёжика;
  • образ буквы Ё;
  • таблицы и приложения для скорочтения ;
  • книга И.И. Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедия о животном мире «Все о животных. От А до Я». Перевод И. Горелик. Изд. «Махаон», 2003.

Ход урока 

I. Организационный момент.

 – Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня у нас с вами непростой урок. Мы с вами попробуем открыть еще одну тайну русского языка, связанную с буквой… А с какой – узнаем позже.

Давайте настроимся на рабочий лад, вам предстоит сегодня много говорить, поэтому нам надо размять шею

II. Физкультминутка.

– Сядьте, дети, как следует, спину держите прямо. Под счет наклоняем голову вперед, назад, влево, вправо. (Проделываем это 3-4 раза). Старайтесь головой касаться груди и плеч, но плечи не поднимайте. Хорошо, достаточно.

III. Работа по развитию речи.

Чтобы познать секреты нового буквёнка, нам нужен помощник, и он появится, если отгадаете мою загадку:

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной;
Иголок много-много
А ниток – ни одной.

– Кто же это? (Ёж). Молодцы, а вот и сам он появился. (Показываю изображение ежа)

– Давайте подберем к слову ёж родственные слова. (ёжик, ежиха, ежёнок, ежишка, ежовый…)

– А мне вот кажется, что вы забыли еще одно родственное слово – ЁЛКА. Ведь тоже с иголками… (Ответы детей)

– На самом деле, дети, эти слова не являются родственными, так как у них нет общей части слова, а общая только одна буква.

– А вам нравится этот ёжик? Давайте опишем его, создадим словесный портрет. Только уговор: будем стараться составлять целые предложения, а не отдельные слова. Начнем с мордочки…(Описание детей). Теперь перейдем к тельцу ёжика, как вы опишете его? (Ответы детей).

А посмотрите, какие у ёжика ножки… (Описание детей).

IV. Знакомство с новой буквой Ё.

– Молодцы, ребята! Ёжику очень понравился ваш портрет. Он вам за это принёс на иголках нового буквёнка. Какой же это буквёнок (он), если помощник – ёж? (Ё).

– Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный? (гласный)

– Из скольких звуков он состоит? (Из двух [Й’] и [О] ).

– Вот, посмотрите на него! (Показываю буквёнка Ё). Буквёнок Ё любит играть в прятки с йотиком; он с молоточком, так как может быть ударным, и он ещё обладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой!

– Теперь нам надо поселить нашего буквёнка в дом Буквинск. Подумайте, на какой этаж, к каким буквам мы его поселим? (К гласным, с йотиками “я”, “е” ). А под какой буквой? (“о”) Почему? (В букве”ё” есть тоже звук [о] )

–Хорошо! А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. (Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…).

– А вторым подарком нашему буквёнку будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё. Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

– Ну что же, я думаю буквёнок остался доволен вашей работой. А теперь давайте потренируемся читать слоги и слова с этим буквёнком.

V. Разминка (Работа над артикуляцией).

Читаем столбики, написанные на доске, хором. Первый раз читаем столбик медленно, четко проговариваем звуки и обращаем внимание на мягкость согласных, второй раз – быстрее, а в третий раз – быстро, двигаясь по столбику сначала вниз, а затем – вверх. Потом переходим к следующему столбику

   ТЁ      НОС – НЁС     ГРЁ   
ВЁ ВОЗ – ВЁЗ ЗЛЁ
НЁ РОВ – РЁВ СВЁ
СЁ МОД – МЁД ПЛЁ
РЁ ВОЛ – ВЁЛ ГНЁ
ЛЁ МОЛ – МЁЛ ЗВЁ

VI. Скорочтение.

А теперь пришло время минуты скорочтения. Возьмите в руки приложение, найдите второй столбик. Приготовились, начали. (Через минуту) Стоп! А теперь подсчитайте свой результат и запишите его в карточку. Если вы не можете самостоятельно подсчитать, поставьте у слова галочку, я вам помогу со счетом в перемену.

VII. Физкультминутка.

Давайте немножко отдохнем. Возьмите двумя пальчиками свои уши и, слегка надавливая на них, двигайтесь сначала вверх, а затем вниз. (Проделываем это 3-4 раза).

VIII. Работа по развитию речи.

Отдохнули немного, теперь пора за работу. А то ёжик уже вас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?

И первое его слово: съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся?

– Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? (Холодно, страшно, прячемся).

– А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают).

– Никого она вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода).

– Вот почему люди так говорят.

– Ну, что же, с первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей?(Ответы детей о том, что куст ежевики имеет иголки, как у ёжика, за это сходство ему и дали такое название)

– Молодцы! И второй вопрос одолели! Приступим к третьему, самому сложному. Люди часто говорят: держать в ежовых рукавицах. О каких рукавицах идет речь? Слышали ли вы, дети, такое выражение? (Нет)

– Ну что ж, придётся тогда мне объяснить ёжику, что это за рукавицы, а заодно и вы послушайте. На самом деле ежовых рукавиц не существует, а выражение это мы употребляем, если нам надо кого-то призвать к порядку, пристрожить. Вот приведу вам пример: у нас в классе есть дети, которые не очень стараются хорошо писать и я их за это ругаю, слежу за их работой более пристально, задаю дополнительные задания, т.е. держу в ежовых рукавицах. Может быть вы сами теперь приведёте примеры?

(Рассказы детей).

Наконец-то мы справились с хитроумными вопросами ёжика, а он нам за это приготовил разгадку ещё одной тайны буквы ё, сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки (текст напечатан на доске. Читаем хором)

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.

– Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная).

– А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё

(слова напечатаны на доске) 

  • ЁЛКА
  • ТВОЁ
  • ЁЖИК
  • ПЕНЁК
  • ЗВЕРЁК
  • КОТЁНОК
  • ВЕСЁЛЫЙ

А теперь будем читать каждое слово отдельно и определять ударную гласную. (Выполняем) Ну что, убедились? Запомните: на Ё всегда падает ударение.

IX. Итог.

– Вот и подходит к концу урок. Давайте повторим, с каким буквёнком мы сегодня познакомились? («ё»)

– Из скольких звуков он состоит? ([й’],[о])

– Какая это буква, гласная или согласная? (гласная)

– Что еще интересного запомнили о буквёнке? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная).

– А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!

– Ребята, если вас заинтересовал этот зверёк и вы хотите о нём побольше узнать, я предлагаю вам прочитать вот эти книжки. (Показываю книжки И.Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедию «Все о животных. От А до Я»). В первой книге много иллюстраций и рассказов о повадках ёжика, а вторая книга более серьёзная, тут есть научная информация о ежах. Надеюсь, вы прислушаетесь к моей рекомендации!

– Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку:

Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? (буквой Ё)