Задачи:
- познакомить детей с новой буквой Ё;
- научить читать её в словах и слогах;
- совершенствовать технику чтения детей;
- привить любовь к родному языку, его многообразию,
- секретам и особенностям;
- привить интерес к книгам;
- развитие устной речи;
- развитие логики и сообразительности.
Оборудование:
- изображение ёжика;
- образ буквы Ё;
- таблицы и приложения для скорочтения ;
- книга И.И. Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедия о животном мире «Все о животных. От А до Я». Перевод И. Горелик. Изд. «Махаон», 2003.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня у нас с вами непростой урок. Мы с вами попробуем открыть еще одну тайну русского языка, связанную с буквой… А с какой – узнаем позже.
Давайте настроимся на рабочий лад, вам предстоит сегодня много говорить, поэтому нам надо размять шею
II. Физкультминутка.
– Сядьте, дети, как следует, спину держите прямо. Под счет наклоняем голову вперед, назад, влево, вправо. (Проделываем это 3-4 раза). Старайтесь головой касаться груди и плеч, но плечи не поднимайте. Хорошо, достаточно.
III. Работа по развитию речи.
Чтобы познать секреты нового буквёнка, нам нужен помощник, и он появится, если отгадаете мою загадку:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной;
Иголок много-много
А ниток – ни одной.
– Кто же это? (Ёж). Молодцы, а вот и сам он появился. (Показываю изображение ежа)
– Давайте подберем к слову ёж родственные слова. (ёжик, ежиха, ежёнок, ежишка, ежовый…)
– А мне вот кажется, что вы забыли еще одно родственное слово – ЁЛКА. Ведь тоже с иголками… (Ответы детей)
– На самом деле, дети, эти слова не являются родственными, так как у них нет общей части слова, а общая только одна буква.
– А вам нравится этот ёжик? Давайте опишем его, создадим словесный портрет. Только уговор: будем стараться составлять целые предложения, а не отдельные слова. Начнем с мордочки…(Описание детей). Теперь перейдем к тельцу ёжика, как вы опишете его? (Ответы детей).
А посмотрите, какие у ёжика ножки… (Описание детей).
IV. Знакомство с новой буквой Ё.
– Молодцы, ребята! Ёжику очень понравился ваш портрет. Он вам за это принёс на иголках нового буквёнка. Какой же это буквёнок (он), если помощник – ёж? (Ё).
– Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный? (гласный)
– Из скольких звуков он состоит? (Из двух [Й’] и [О] ).
– Вот, посмотрите на него! (Показываю буквёнка Ё). Буквёнок Ё любит играть в прятки с йотиком; он с молоточком, так как может быть ударным, и он ещё обладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой!
– Теперь нам надо поселить нашего буквёнка в дом Буквинск. Подумайте, на какой этаж, к каким буквам мы его поселим? (К гласным, с йотиками “я”, “е” ). А под какой буквой? (“о”) Почему? (В букве”ё” есть тоже звук [о] )
–Хорошо! А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. (Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…).
– А вторым подарком нашему буквёнку будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё. Приготовились! Начали:
ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.
– Ну что же, я думаю буквёнок остался доволен вашей работой. А теперь давайте потренируемся читать слоги и слова с этим буквёнком.
V. Разминка (Работа над артикуляцией).
Читаем столбики, написанные на доске, хором. Первый раз читаем столбик медленно, четко проговариваем звуки и обращаем внимание на мягкость согласных, второй раз – быстрее, а в третий раз – быстро, двигаясь по столбику сначала вниз, а затем – вверх. Потом переходим к следующему столбику
ТЁ | НОС – НЁС | ГРЁ |
ВЁ | ВОЗ – ВЁЗ | ЗЛЁ |
НЁ | РОВ – РЁВ | СВЁ |
СЁ | МОД – МЁД | ПЛЁ |
РЁ | ВОЛ – ВЁЛ | ГНЁ |
ЛЁ | МОЛ – МЁЛ | ЗВЁ |
VI. Скорочтение.
А теперь пришло время минуты скорочтения. Возьмите в руки приложение, найдите второй столбик. Приготовились, начали. (Через минуту) Стоп! А теперь подсчитайте свой результат и запишите его в карточку. Если вы не можете самостоятельно подсчитать, поставьте у слова галочку, я вам помогу со счетом в перемену.
VII. Физкультминутка.
Давайте немножко отдохнем. Возьмите двумя пальчиками свои уши и, слегка надавливая на них, двигайтесь сначала вверх, а затем вниз. (Проделываем это 3-4 раза).
VIII. Работа по развитию речи.
Отдохнули немного, теперь пора за работу. А то ёжик уже вас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?
И первое его слово: съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся?
– Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? (Холодно, страшно, прячемся).
– А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают).
– Никого она вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода).
– Вот почему люди так говорят.
– Ну, что же, с первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей?(Ответы детей о том, что куст ежевики имеет иголки, как у ёжика, за это сходство ему и дали такое название)
– Молодцы! И второй вопрос одолели! Приступим к третьему, самому сложному. Люди часто говорят: держать в ежовых рукавицах. О каких рукавицах идет речь? Слышали ли вы, дети, такое выражение? (Нет)
– Ну что ж, придётся тогда мне объяснить ёжику, что это за рукавицы, а заодно и вы послушайте. На самом деле ежовых рукавиц не существует, а выражение это мы употребляем, если нам надо кого-то призвать к порядку, пристрожить. Вот приведу вам пример: у нас в классе есть дети, которые не очень стараются хорошо писать и я их за это ругаю, слежу за их работой более пристально, задаю дополнительные задания, т.е. держу в ежовых рукавицах. Может быть вы сами теперь приведёте примеры?
(Рассказы детей).
Наконец-то мы справились с хитроумными вопросами ёжика, а он нам за это приготовил разгадку ещё одной тайны буквы ё, сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки (текст напечатан на доске. Читаем хором)
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.
– Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная).
– А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё
(слова напечатаны на доске)
- ЁЛКА
- ТВОЁ
- ЁЖИК
- ПЕНЁК
- ЗВЕРЁК
- КОТЁНОК
- ВЕСЁЛЫЙ
А теперь будем читать каждое слово отдельно и определять ударную гласную. (Выполняем) Ну что, убедились? Запомните: на Ё всегда падает ударение.
IX. Итог.
– Вот и подходит к концу урок. Давайте повторим, с каким буквёнком мы сегодня познакомились? («ё»)
– Из скольких звуков он состоит? ([й’],[о])
– Какая это буква, гласная или согласная? (гласная)
– Что еще интересного запомнили о буквёнке? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная).
– А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!
– Ребята, если вас заинтересовал этот зверёк и вы хотите о нём побольше узнать, я предлагаю вам прочитать вот эти книжки. (Показываю книжки И.Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедию «Все о животных. От А до Я»). В первой книге много иллюстраций и рассказов о повадках ёжика, а вторая книга более серьёзная, тут есть научная информация о ежах. Надеюсь, вы прислушаетесь к моей рекомендации!
– Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку:
Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? (буквой Ё)