Цели:
- доказать теорему синусов и косинусов и показать их применение при решении задач
- закрепить теорему о площади треугольника и совершенствовать навыки решения задач на ее применение
- развивать мышление, логику, интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
№40 – рабочая тетрадь
№1023.
Дано: АВСД – прямоугольник СОД = 30º, АС = 10 см ___________________________ Найти: SABCD |
Решение:
SΔOCD = SΔAOB = ½ OC OD sin COD
BOC = 180º - COD; sin BOC = sin(180º - COD) = sin COD
SΔBOC = SΔAOD = ½ AO OC sinCOD;
SΔOCD = SΔAOB = SΔBOC = SΔAOD = ½ OC OD sin COD
Пусть диагональ прямоугольника d.
SΔOCD = ½ ½ d ½ d sin COD
SΔOCD = 1/8 d² sin COD;
SABCD = 4 1/8 d² sinCOD = = ½ d ² sin COD
SABCD = ½ d² sinCOD
SABCD = ½ 10² ½ = 25 cм²
Ответ: SABCD = 25 cм²
Задача. В ΔABC медианы АА1 и СС1 пересекаются в точке О. АА1 =15 см, СС1 =18см, АОС1 = 60º. Найти: SΔABC.
Дано: ΔABC, АА1 , СС1 - медианы; АА1 ⋂ СС1 = О ; АА1 = 15 см; СС11 = 18 см ; АОС11 = 60º Найти: SΔABC. |
Решение: Медианы треугольника точкой пересечения делятся в отношении 2 : 1, считая от вершины.
АО = 2/3 АА1 = 10 см, ОС1 = 1/3 СС1 = 6 см
SΔAOC1 = ½ AO OC1 sin 60º = ½ 10 6 √ 3 / 2 = 15 √3 см²
SΔABC = 6 15 √ 3 = 90 √3 см²
III. Работа по индивидуальным карточкам (4 человека)
I уровень (карточка №1)
- В треугольнике ΔMNK МКN = 150º, МN = 8, а площадь треугольника равна 20. Найдите NK.
- В параллелограмме один из углов равен 45º, а его стороны равны 5 см и 8 см. Найдите его площадь.
- В прямоугольнике диагональ равна 12 см, а угол между диагоналями 30º. Найдите площадь прямоугольника.
II уровень (карточка№2)
- Найдите площадь параллелограмма, если его диагонали равны 8 см и 12 см, а угол между ними равен 45º.
- В треугольнике МКN N= 150º, МN = 4 см, NК = 6 см, NЕ – биссектриса треугольника . Найдите площадь треугольников МNЕ и NКЕ.
- Медианы ΔABC пересекаются в точке О, АВС = 30º, АВ =4 см, ВС = 6 см. Найдите произведение площадей треугольников АОС, ВОС, ВОА.
IV. Весь класс тест №3
Вариант 1.
- Чему равны значения синуса и косинуса угла, равного 135º?
- 2. Найдите значение тангенса угла α, если его косинус равен (- √3/2).
- 3. Найдите угол α, если его синус равен √2/2. Сколько решений имеет задача?
- Упростите выражение: b sin 45º + b cos 135º + b sin 180º =
Вариант 2.
- Чему равны значения синуса и косинуса угла, равного 150º?
- Найдите значение тангенса угла α, если его косинус равен (√3/2).
- Найдите угол α, если его синус равен √3/2. Сколько решений имеет задача?
- Упростите выражение: b sin 120º + b cos 150º + b sin 90º =
(дети меняются местами и проверяют правильность задания на доске, где изображены правильные ответы)
V. Решение задач на готовых чертежах.
Повторение формул:
1) SΔ = ½ a hа, S пр. тр-ка= ½ а b;
SΔ = √p(p – a)(p – b)(p – c);
SΔ = ½ ab sin C.
2) Sпар-ма = a b sin α ;
Sпар-ма = ½ d1 d2 sin α ;
3) Sпр-ка = ½ d ² sin α .
Устное решение задач на готовых чертежах:
1) |
SΔABC – ? | |
2) |
BD = 6, AC = 10 SABCD – ? |
|
3) |
SABCD – ? | |
4) |
AC =12SABCD – ? | |
5) |
Найти: h1, h2 – ? |
VI. Изучение нового материала.
Историческая справка.
Теорема синусов была впервые доказана в X-XII вв математиками Ближнего и Среднего Востока. Открытие этой теоремы сыграло важнейшую роль в развитии тригонометрии.
Теорему косинусов знали еще древние греки, ее доказательство содержится во 2 книге «Начал» Евклида.
Итак, теорема синусов.
Стороны треугольника пропорциональны синусам противоположных углов.
Дано: ΔABC a, b, c - стороны ΔABC Доказать: |
Доказательство: 1) Какая формула выражает зависимость между сторонами треугольника и синусами его углов? (Формула для вычисления площади треугольника)
Полностью текст работы приведен в Приложении.