Классный час по теме "Как прекрасен этот край! Посмотри…"

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Воспитание любви к Родине, к краю в котором ты живешь и бережное отношение к его богатствам – основная задача учителя.

Поставлен вопрос о восприятии, вкусе и приоритетах людей: в будничной среде – ощущаем ли мы красоту? Остановимся ли, чтобы оценить ее? Распознаем ли талант в неожиданной обстановке?

Темп современной жизни настолько всепоглощающ, что мы становимся, слепы и глухи к таким вещам — тогда что же еще мы упускаем?

Увидеть необычное в обычном, радоваться каждому мигу – это, наверное, самое главное, что делает человека счастливым.

Считается, что Север настолько суров, что жить там совсем невозможно. Везде – мрачные пейзажи, белое безмолвие и скудость. Удивительный взор объектива камеры фотоаппарата делится своим восхищением природы севера и удивляешься вместе с ним красками северной природы и видишь что они ничуть не хуже, а может быть, еще привлекательнее, ярче, чем южные красоты. Использование презентации позволит раскрыть красоту природы Югорского края и возможно полюбить этот удивительный край!

Цель и задачи классного часа:

Воспитание любви к родному краю, его природе.

Воспитание гражданственности, духовной нравственности, причастности к истории и культуре коренного населения и представителей разных национальностей, проживающих на территории округа. Популяризация информации о природе и экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Оборудование – мультимедиа-проектор, экран, компьютер.

Форма использования – проецирование на экран при беседе с классом.

Авторский медиапродукт: презентация, материалы к классному часу.

Подготовительная работа.

В классе готовится выставка фотографий “ Я на природе”. Совет дела подбирает стихи о природе и высказывания и афоризмы знаменитых людей.

Содержание классного часа.

Форма проведения: Беседа – диалог.

На доске записано высказывание:

“Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…”

К.Г.Паустовский

“Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…” Это слова писателя К.Г.Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Кто может не согласится с ним? Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки.

Беседу начинаем с прочтения результатов социального эксперимента.

Холодным январским утром на станции метро Вашингтона расположился мужчина и стал играть на скрипке. На протяжении 45 минут он сыграл 6 произведений. За это время, так как был час пик, мимо него прошло более тысячи человек, большинство из которых были по дороге на работу. По прошествии трех минут мужчина средних лет обратил внимание на музыканта. Он замедлил свой шаг, остановился на несколько мгновений и… поспешил далее по своим делам.

Минуту спустя скрипач получил свой первый заработок: женщина бросила деньги в футляр и, без остановки, продолжила свой шаг.

Еще несколько минут спустя мужчина облокотился к стене и стал слушать, но, вскоре, он взглянул на свои часы и продолжил путь.

Наибольшее внимание музыканту досталось от трёхлетнего мальчика. Его мама в спешке вела его за собой, но мальчик остановился, чтобы посмотреть на скрипача. Мама потянула чуть сильнее, и мальчик продолжил движение, постоянно оглядываясь назад. Эта ситуация повторялась и с несколькими другими детьми. Все без исключения родители не дали им задержаться и на минуту.

За 45 минут игры только 6 человек ненадолго остановились и послушали, еще 20, не останавливаясь, бросили деньги. Заработок музыканта составил $32.

Никто из прохожих не знал, что скрипачом был Джошуа Белл — один из лучших музыкантов в мире. Играл он одни из самых сложных произведений, из когда-либо написанных, а инструментом служила скрипка Страдивари, стоимостью $3,5 миллиона.

За два дня перед выступлением в метро, на его концерте в Бостоне, где средняя стоимость билета составляла $100, был аншлаг.

Игра Джошуа Белла в метро является частью социального эксперимента газеты Вашингтон Пост о восприятии, вкусе и приоритетах людей: в будничной среде в неподходящий момент – ощущаем ли мы красоту? Остановимся ли, чтобы оценить ее? Распознаем ли талант в неожиданной обстановке?

Один из выводов может быть следующим:

Если мы не можем найти время на то, чтобы ненадолго остановиться и послушать лучшие из когда-либо написанных музыкальных произведений в исполнении одного из лучших музыкантов планеты; если темп современной жизни настолько всепоглощающ, что мы становимся, слепы и глухи к таким вещам — тогда что же еще мы упускаем?

Беседа – диалог по слайдам. Обсуждение.

Слайд №1

Как прекрасен этот край! Посмотри…

Слайд №2

Живем, жуем, куда-то все спешим,
По пустякам ругаемся и спорим,
И думаем, что покоряем горы,
А сами не выходим из равнин.
И не прощаем слабостей другим,
Забыв названье птиц
и всех растений,
Огонь давно не добываем треньем,
А все общенье – азбукой глухих.
И тени от авто и городов
Мы принимаем за приметы года.

Слайд №3

Снова небо охает морозами,
Кто-то звезды зажигает вечером…

Слайд №4

И мудрое спокойствие природы…

Слайд №5

Еще весной у нас не пахнет,
Еще кругом снега царят,
Но посмотрите, как распахнут
Весь город Солнцу,
Как горят
Ночами северными звезды!

Слайд №6

Подобно взрыву, бесцветные северные склоны начинают пестреть, расцвечиваясь огромными, похожими на букеты, куртинами тундровых растений…

Слайд №7

Быстро весной пробуждается природа

Слайд №8

Здесь время замедляет жизни бег,
И мудрое спокойствие природы
В излучинах больших и малых рек,
Несущих в океан холодный воды.
Здесь белый ягель и олений след
Естественны и так не отделимы.

Слайд №9

Брусника – одна из самых популярных ягод севера

Слайд №10

Палитра обжигающей Югры-
В иконописи православных храмов

Слайд №11

Яркие краски весны и лета быстро переходят в еще более яркие тона осени

Слайд №12

Над рекой Ингу-Ягун
Тихо плавает осень,
И белеют песчаные
Вдоль берега.
Как печально и тихо,
Как прозрачно и грустно…

Слайд №13

Тайга, как книга жизни

Слайд №14

Всей этой быстротечной красоте, мы обязаны растениям, которые не только выживают в суровом климате, но успевают пройти полный жизненный цикл: зацвести, дать семена, размножиться за короткий период относительного тепла.

Как культуры порой не хватает,
Чтобы нам, не срезая углы,
Не топтать все, что здесь вырастает.

Слайд №15

Охрана и защита лесов

Активная охрана лесов от пожаров осуществлялась на площади 38428 тыс. га., в том числе зона авиационной охраны лесов составляла 36863 тыс.га и наземной – 1565 тыс.га.

Санитарное состояние лесов нашего округа удовлетворительное. Массовых очагов вредителей и болезней леса не обнаружено. За исключением Кондинского района, где находится очаг майского восточного хруща (площадью 4500 га). В 1999 году наблюдалось снижение численности вредителя.

Авиационные меры борьбы с вредителями не проводились. Наземные меры борьбы в округе проведены на площади 845,6 га, на площади 769 га проведено огораживание муравейников, развешивание скворечников. Лесопатологическое обследование проведено на площади 212,6 га, включая рекогносцировочный надзор за хвоей – и листогрызущими вредителями. Погибло лесных насаждений всего 1339 га, в том числе от антропогенных факторов – 3,6 га и от лесных пожаров – 1015,4 га.

Лесные пожары.

В округе произошло 117 лесных пожаров на площади 1641 га. Средняя площадь пожара составила 10 га. Всего сгорело леса на корню 34,1 тыс. кубометров, погибло молодняков 700 гектар, общий ущерб от пожаров составил 10 млн. рублей. Основными причинами возникновения лесных пожаров являются граждане, посещающие лес, по их вине возникло 63 процентов лесных пожаров и от грозовых разрядов – 35 процентов. Ущерб составил 10052,8 тыс. рублей.

Слайд №16

По окончанию учебного года мы устраиваем походы в лес, чтобы наконец отвлечься от школьных дел, поесть жареного хлеба с сосисками и просто полюбоваться природой!

Вот это романтика! Не правда ли?!

Слайд №17

Самое главное то, что за все время наших походов не пострадало ни одно дерево, ни один кустик, а мусор мы всегда закапывали в землю или уносили с собой!

Слайд №18 Странная любовь к природе

Письмо (Приложение 1) Обсуждение.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её полей,
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую-
Нас много, а Она – одна!

(В. Шефнер)

Уроки этики применительно к растениям.

  • Колья для палатки можно ведь сделать не из живых растений, а из ещё крепких сухих палок. Костёр можно развести на старом кострище, на лесной дорожке и т.д. — а не прямо на живых растениях.
  • Костры нельзя разводить на сухом торфе: могут выгореть километры леса, погибнут в огне тысячи растений и множество животных.
  • В сухую погоду нельзя их делать и под высокой елью: затлеет многолетний слой опавшей хвои — выгорят корни ели и другие окружающие растения.
  • Крайне осторожными надо быть весной, когда легко загорается прошлогодняя трава: в огне тогда погибает масса живых растений, насекомые, гнёзда птиц с яйцами или птенцами, семена растений, сгорает напрасно органическое вещество той старой травы, которое должно было обогатить собой почву, послужив в качестве удобрения.
  • Дикой безнравственностью выглядят умышленные, ради забавы, пускания “весенних палов”, от которых выгорают, в том числе, и стога сена, и жилые дома, и прочие постройки…

О, как природа – мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее
Лихая участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра

Н. Старшинов

Слайд №19

Любите, берегите землю эту!
Среди болот подобья островов
Становятся вдруг чудо городами.
В них добрым людям долго долго жить,
Работать всласть,
Детей своих учить:
Любите, берегите землю эту!!
За боль и кровь ее глубоких вен
Украсьте грудь ее ковром зеленым,
Пусть ветры только добрых перемен
Волнуют землю, ставшую нам домом.

Слайд №20

Загадки о природе

Поэтическое видение мира в хантыйских загадках

  1. Никто не пугает, только все дрожат. (Листья осины)
  2. Один живет, весной радует, летом, прохладу делает, зимой греет. (Лес)
  3. На вершине дерева мешковатый берестяной кузов. (Шишка)
  4. Крестный дядюшка, весенняя почечка жила и росла, готовилась – одевалась-пук! (Шишка)
  5. Котел очень маленький, соломат очень вкусный. (Орех)
  6. На черном пастбище один пастух пересчитывает золотых своих оленей. (Месяц)
  7. Многих детей взрастившая мать. (Мать земля)
  8. Он не лось, он не птица. Только быстрее всех их. (Ветер)

Список использованной литературы

Хантыйские загадки: Учебное издание.-СПб.: “Миралл”, 2006.- 52 с Немысова Е.А.
http://www.admhmao.ru
http://www.ugra.russia-gateway.ru
http://www.materinstvo.ru
Использовала отрывки стихов поэтов г. Когалыма:
Голуб Михаила
Левченко Андрея
Мельниковой Натальи
Суворовой Екатерины
Шуганова Юрия