Отличие индивидуализации от дифференцированного подхода в практике с младшими школьниками

Разделы: Начальная школа


В настоящее время российская начальная школа переживает новый качественный этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального образования. На первый план все отчетливей выдвигается:

  • становление личности младшего школьника;
  • формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с его индивидуальными способностями и возможностями.

Обновление образования требует разработки моделей школ нового типа, создание новых учебников и программ обучения, разработки новых методик обучения. Поднять работу школы на новый уровень можно путем индивидуализации обучения, создания таких условий, при которых каждый школьник мог бы полностью овладеть образовательным минимумом, установленным государственным стандартом общего образования.

Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и способностей к учению не у всех школьников одинаковы. У части из них недостаточно для данного возраста развиты гибкость, подвижность мышления, умение обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, вследствие этого они начинают отставать в учебе. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учебе, в конечном итоге это приводит к неуспеваемости. В то же время сильные ученики вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Одаренные дети нуждаются как минимум в обеспечении оптимального темпа продвижения в содержании изучаемого предмета оптимального объема учебной нагрузки. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.

Большое внимание следует уделять именно начальному звену обучения, ибо именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент духовных, нравственных и эмоциональных качеств. Начальное обучение может быть эффективным, направленным на становление личности ребенка, раскрытие его способностей только в том случае, если оно исходит из максимально точного учета особенностей каждого ребенка. Все вышесказанное обуславливает актуальность осуществления дифференцированного обучения в начальной школе.

Дифференциация означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. Применительно к процессу обучения мы понимаем дифференциацию как действие, задача которого – разделение учеников в процессе обучения с учетом особенностей каждого из них и достижения главной цели обучения – получения знаний, умения использовать их в практике.

Для успешного и эффективно осуществления дифференцированного обучения необходимо выполнение ряда условий, среди которых:

  1. Формирование положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебной работе.
  2. Уровень требований должен быть в целом существенно выше, чем обязательный уровень усвоения материала. То есть уровневая дифференциация предлагает ученикам одинаковый объем материала, но предъявляет различные уровни требований к его усвоению.
  3. В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням. То есть не следует предъявлять более высокие требования к тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки, но при этом не следует необоснованно задерживать остальных на этом этапе.
  4. Контроль должен предусматривать проверку достижения всеми учащимися обязательных результатов обучения как требования государственных образовательных стандартов, а также дополняться проверкой усвоения материала на более высоких уровнях.
  5. Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. Уровневую дифференциацию можно организовать в разных формах. Основной путь осуществления дифференциации обучения – формирование мобильных групп учащихся.

При переходе на разноуровневое обучение приходиться сталкиваться, прежде всего, с проблемой отбора учащихся в группы. Для организации дифференцированного подхода учителю необходимо иметь представление об особенностях мыслительной деятельности разных групп учащихся, о путях развития мышления, уметь оценивать уровень развития учащихся, уметь оказывать помощь разной меры при затруднениях учеников, владеть формами организации индивидуального подхода с учетом необходимости развития мышления. Для этого необходимо предварительное исследование школьным психологом готовности к обучению детей 6-7 лет по следующим основным параметрам:

  • Внимание, его произвольность;
  • Работоспособность,
  • Логическое мышление,
  • Способность к самоконтролю,
  • Познавательная мотивация;
  • речевое развитие;
  • развитие мелкой моторики.

На основании результатов обследования и используя индивидуальный подход, дети распределяются в три группы:

1-я группа учащихся характеризуется высокой степенью подготовленности к школе, выраженной познавательной мотивацией, способностью к творчеству при выполнении заданий.

2-я группа учащихся характеризуется достаточной подготовленностью к школе, владеет основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.

3-я группа учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании учителя.

Проблема индивидуализации и дифференциации учебной работы встала на повестку дня тогда, когда вновь стало актуальным использование самостоятельной работы учащихся, наглядно вскрывшей значение учета индивидуальных особенностей учащихся и вызвавшей необходимости их изучения. Поэтому на первый план выдвинулась внутриклассная дифференциация в рамках самостоятельной работы.

При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учебе.

Способы организации учебной деятельности в условиях дифференцированного обучения можно разделить на три крупных блока:

  1. фронтальная работа;
  2. групповая работа;
  3. индивидуальная работа

Каждый из этих блоков делится в свою очередь на части по способу учебной деятельности каждого ученика. (Смотри таблицу)

Фронтальная работа может осуществляться в нескольких видах:

1. При изучении нового материала создается проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый учение на доступном для него уровне. Каждая группа получает задание, «работающее» на тему урока в целом, однако, задания не дублируют друг друга. Каждая группа, выполнив свое задание, должна сообщить что-то новое, интересное всему классу.  

Обучение грамоте, 1 класс. (Смотри приложение 1)

2. При закреплении и (или) обобщении изученного материала. Этап закрепления дает самые широкие возможности для организации дифференцированной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через закрепление (понимание, запоминание) элементов теории, а с другой – через выполнение заданий практического характера.

Русский язык, 3 класс. (Смотри приложение 2)

Групповая работа – одна из форм активизации учащихся. Под групповой работой понимают такое построение работы, при котором класс делится на группы по 3-8 человек с целью выполнения той или иной учебной задачи.

Групповая работа представляет много возможностей для индивидуализации обучения, особенно если группы составлены из схожих по какому-либо признаку учащихся, причем в этом случае для каждой группы подбираются специальные задания.

Индивидуальная работа учащихся – это способ учебной работы, где учащимся предлагаются учебные задания и руководства к их выполнению; работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством; выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.

Для индивидуальной работы учащимся предлагается три варианта заданий различной степени трудности. Каждый ученик имеет возможность выбрать для себя оптимальный вариант.

Домашняя работа – особый вид самостоятельной индивидуальной формы учебной деятельности, так как выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся. Основное требование к организации домашней работы состоит в посильности задания.

Математика, 3-й класс. (Смотри приложение 3)

Задания по выбору учащихся – это один из видов дифференциации. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо готовить.

Русский язык, 2-й класс. (Смотри приложение 4)

Математика, 3-й класс. (Смотри приложение 5)

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ребенку, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения.

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, не только повышает успеваемость и качество знаний, но и позволяет раскрыться талантам, способностям.

Результаты работы с использованием выше перечисленных приемов убеждает в том, что дифференциация и индивидуализация способствуют раскрытию и развитию личности ребенка, имеют веское значение в обучении, воспитании и развитии ребенка.

Приложения.