Цели:
- ознакомление учеников с историей школьного образования на примерах всемирной, отечественной истории;
- воспитание уважительного отношения к труду учителя;
- формирование навыков информационной культуры: отбор необходимой информации из предложенных аудио-визуальных источников.
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Урок сопровождается авторской презентацией, параллельно используются материалы электронного приложения к учебнику «История Древнего мира».
Ход урока
Слайд №1. Вступительное слово учителя:
В нашей стране сейчас много различных учебных заведений для детей: школы, гимназии, лицеи. Есть в русском языке понятие «однокоренные слова». Что это за слова? (имеющие общий корень). Школы, гимназии и лицеи то же имеют «общий корень», только не в грамматическом, а в историческом смысле.
Слайд №2.
Слово «школа» происходит от древнегреческого «схоле», что значит «досуг», «отдых», От него и произошло наше родное, привычное слово «школа». Греки считали, что отдыхает человек не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу – учится. Вот так школой стали называть то, что способствует познанию, а затем и место, где все это происходит.
Однако, человек начал учиться гораздо раньше, с тех пор, как появилась письменность.
Задание для учащихся. Слайд №3: «На чем писали, чем писали, что писали». Запишите в строчку слова: иероглифы, папирус, кириллица, клинопись, заостренная палочка, глиняные таблички, бумага, гусиное перо. Подчеркните, синим цветом то, что появилось или использовалось в Китае, зеленым – в Египте, желтым – в Двуречье, красным – на Руси. Ученик выполняет на доске.
В Древней Руси школы первые школы стали открываться в 12 веке при правителе, князе Ярославе Мудром, который не только сам был образованным и грамотным человеком, но и заботился о своих подданных. По указу императора Петра 1 по всей России стали открывать цифирные школы, где дети получали начальное образование. В Якутии такие школы появились в 30-х гг 18 века. В одной из первых цифирных школ обучались 23 мальчика. В 1826 году впервые в истории школ Якутии учителем 1 класса Якутского гражданского приходского училища был назначен сын якута , житель Кангаласского улуса – Назар Борисов.
Слайд №4
Давайте вернемся к теме нашего урока. Посмотрите на иллюстрации, обратите внимание на то, что их объединяет, и закончите предложение: «Не бывает школы без…(учеников и учителя).
Слайд №5, переход по гиперсылке на №6 (Египет)
Хочу предложить следующее задание: составьте в тетради словесный портрет Учителя у которого Вы хотели бы учиться. Какими, по Вашему мнению, качествами он должен обладать. Для этого предлагаю начать с экскурсии в прошлое и познакомиться с Учителями прошлого. Поможет нам в этом «лента времени».
Древний Египет. Грамоте детей обучали кто? (писцы). Иероглифов было более 700, умеющий читать и писать считался настоящим мудрецом. Вот как писцы наставляли своих учеников (текст №1. приложение). Какими вам представляются учителя-писцы в Древнем Египте?
Учителя очень часто называют словом «педагог». Откуда оно пришло к нам? (звуковой фрагмент: ЭП, параграф №38. В афинских школах и гимнасиях, «Словарь», педагог). Чем занимались педагоги? Какими качествами они обладали? (анимация: ЭП, параграф №38. В афинских школах и гимнасиях, раб-педагог).
Слайд №5, переход по гиперссылке на №7 (Греция)
Древняя Греция – страна достойных учителей. Одним из них является мудрец Сократ. У него не было школы. Со своими учениками, а их было немало, Сократ ходил по улицам Афин и вел бесхитростные беседы, которые заставляли людей о многом задумываться. Например (текст №2. приложение). Хотя Сократ не писал ученых сочинений, его ученики старались запомнить и записать его слова, и они сохранились, став крылатыми фразами. Какими качествами. Как учитель, обладал Сократ?
Хорошие ученики – гордость каждого учителя. Какого ученика, по-вашему мнению, можно считать идеальным учеником? (умного, способного, послушного).
Слайд №5 переход по гиперссылке на №8 (Россия 19 века)
Хочу рассказать вам об одном ученике, которого, уверена, все вы знаете. 19 октября 1811 года в Царском селе сели за парты тридцать мальчиков. Это был первый курс Царскосельского Лицея – нового для России учебного заведения. Среди этих мальчиков был будущий поэт – Александр Сергеевич Пушкин. Изучали множество предметов, уважали и любили учителей, которые хорошо понимали своих воспитанников. Вот как вспоминает об этом один из лицеистов (текст №3. приложение). Какими качествами учителя обладал учитель математики Карцов?
Слайд №5 переход по гиперссылке на №9 (современный мир)
Наша маленькая экскурсия подошла к концу. Мы познакомились с Учителями прошлых столетий, тысячелетий. Думаю, что некоторые качества, которыми они обладали вам понравились, некоторые нет. Может быть вы хотите, чтобы мы - Учителя - были в чем-то на них похожи. У каждого из вас, наверняка, есть свой любимый учитель. Закончите портрет учителя, у которого Вам хотелось бы учиться (ученики записывают на слайде необходимые, по их мнению, качества современного учителя).
Заключительное слово учителя.
Наш урок подходит к концу. Думаю, что вы не только получили новые знания, но, как и я, удовольствие от этого урока. Желаю Вам мудрых, строгих и заботливых, всегда понимающих Вас и обладающих чувством юмора учителей. А Вашим учителям благодарных, способных учеников, потому что школы без УЧИТЕЛЯ и УЧЕНИКОВ НЕ БЫВАЕТ!!