Способ диалектического обучения – принципиально новый подход к учебному процессу

Разделы: География


Учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.

Цели:

Образовательно-развивающие:

  1. Выведение и усвоение новых понятий: ветер, муссон, бриз, постоянные ветры, переменные ветры.
  2. Применение опорных понятий: атмосферное давление, свойства воздуха.
  3. Закрепление умений определять понятия, делить понятия.
  4. Овладение специальными умениями устанавливать связь между атмосферным давлением и перемещением воздуха.

Воспитательные:

  • Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: часть-целое, причина-следствие, воспитание коллективизма при работе в группах.

Ход урока

Проверка знаний:

  1. Каковы свойства воздуха?
  2. Что называется атмосферным давлением?
  3. Что считается нормальным атмосферным давлением?
  4. Что понимается под ртутным барометром?
  5. Каким образом атмосферное давление изменяется с высотой?
  6. Чем объяснить, что давление холодного воздуха меньше, чем тёплого?

Изучение нового материала.

Учитель Дети
О каком свойстве воздуха говорится в отрывке?
Зачитывается отрывок:
«Лес гудел и стонал. Бешеный ветер гнул к земле вековые кедры, мчал по воздуху тучи снежной пыли».

Значит, воздух способен перемещаться.
Перемещение воздуха относительно земной поверхности происходит в вертикальном и горизонтальном направлении.
Свойство воздуха перемещаться в горизонтальном направлении называется ветром.
О свойстве воздуха перемещаться.
Ребятам предлагается в определении понятия «ветер» найти родовой и видовые признаки. (Работа в группах)
Родовой признак – свойство воздуха,
первый видовой признак – перемещаться,
второй видовой признак – в горизонтальном направлении.
Вследствие чего воздух перемещается относительно земной поверхности?

Предлагается вспомнить опыт на уроке природоведения, когда в классе открывается дверь и на порог ставится зажженная свеча. Пламя свечи отклоняется в сторону класса.
Вследствие чего пламя отклоняется в сторону класса?
Каким образом температура воздуха влияет на атмосферное давление?
Ребята затрудняются ответить

В коридоре холоднее, чем в классе, значит, воздух перемещается туда, где теплее.
Тёплый воздух легче холодного, значит в классе на уровне пола давление воздуха меньше, чем в коридоре.
Воздух движется из области высокого давления в область низкого давления.
Зачитывается ещё один отрывок:
«Ласковый ветерок лениво шелестел листвой, медленно раскачивая, цветы на поляне».
Каким образом ветер в первом отрывке отличается от ветра во втором отрывке?

Почему ветер иногда образуется сильный, а иногда слабый?
Анализ форзаца учебника «Определение силы ветра в баллах и м/сек и его название»
(Работа в парах).
Все виды ветров предлагается по силе разделить на группы.
В первом случае он сильный, во втором слабый.

Чем больше разница атмосферного давления, тем сильнее ветер.

Сильный и слабый
В каком случае ветер будет сильнее?
1. 765 мм рт. ст. – 760 мм рт. ст.
2. 771 мм. рт ст. – 778 мм. рт. ст.
Ребятам предлагается самим придумать примеры.
Во втором случае, так как там больше разница давлений.
Анализ рис. 73., работа с текстом «Виды ветров».
Следует напомнить свойство воды медленно остывать и медленно нагреваться.

Есть на Земле ветры, которые дуют постоянно в определённом направлении.
Вследствие чего ветры дуют в одном направлении?
Ветер можно разделить на группы по ещё одному основанию деления.
Какому?
Составление сборника понятий по теме «Ветер»
Вывод:
Бризы и муссоны – ветры, способные менять направление.

В одних районах постоянно высокое давление, в других, низкое.

По способности менять направление

Сборник понятий по теме «Ветер»

Понятие Содержание Объём
Ветер Свойство воздуха перемещаться в горизонтальном направлении I. По силе ветра
1.1. Слабый
1.2. Сильный
II. По способности менять направление
2.1. Переменный
2.2. Постоянный
Слабый Ветер, перемещающийся со скоростью, от 0 до 5 м/сек Например: штиль, слабый.
Сильный Ветер, перемещающийся со скоростью, более11 м/сек. Например: сильный, шторм, ураган
Переменный Ветер, способный менять направление через промежуток времени. Например: бризы, муссоны
Постоянный Ветер, дующий всегда в определённом направлении. Например: пассаты (изучаются в 7 классе).

Ребятам предлагается составить вопросы-суждения по теме «Ветер»
(Закрепление)
Работа в группах
1.Чем объяснить, что воздух перемещается горизонтально, относительно земной поверхности?
2. Почему ветры имеют разную скорость?
3. В каком случае ветер перемещается с суши на водоём?
4. Когда ветер дует с океана на материк?
5. Каким образом бриз отличается от муссона?
6. Вследствие чего постоянные ветры
дуют всегда в одном направлении?
 
1. Работа с текстом учебника «Как определить направление и силу ветра»
Стр. 118-119.
2. По собственным данным метеонаблюдений ребята вычерчивают розу ветров для посёлка Рассвет за месяц.
 
Игра «Ветер-друг, ветер-враг». Работа в группах.
Группам предлагают как можно больше доказательств, одним, что ветер – друг, другим, что ветер враг.
Вывод: ветер приносит больше пользы, чем вредит человеку.
 

Дома:

  • на «3» – параграф 39,
  • на «4» – п. 39, задание №4 стр. 120,
  • на «5» – п. 39, сочинить сказку «Путешествие ветра с моря на сушу».

Диагностика уровня развития мышления учащихся 6 класса в системе Способа диалектического обучения. Субтесты

Тема «Атмосфера» 6 класс

Субтест 1. Воспроизведение 

Продолжить предложение, выбрав правильный вариант ответа.

1 Нижний слой атмосферы называют:
А – мезосферой
В – стратосферой
С – тропосферой
1 б.
2 Нормальным атмосферным давлением называют давление воздуха на высоте:
А – 0 метров над уровнем моря
В – 100 метров над уровнем моря
С – 100 метров ниже уровня моря
1 б.
3 В каком случае ветер будет сильнее, если известно атмосферное давление между районами
А – 741 мм – 750 мм
В – 739 мм – 743 мм
С – 743 мм – 750 мм
1 б.
4 Облака, образующиеся на высоте 10 – 12 километров
А – слоистые
В – перистые
С – кучевые
1 б.
5 Солнце может стоять в зените:
А – на экваторе
В – на Северном полярном круге
С – на Южном полюсе
1 б.
6 Атмосферные осадки, выпадающие из облаков:
А – снег
В – иней
С – изморозь
1 б.

Субтест 2. Определение понятий 

Отметить знаком «+» правильное определение понятия и знаком «-» – неправильное.

1 Величина, показывающая разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток, называется суточной амплитудой температуры воздуха. 1 б.
2 Атмосферное давление это сила, с которой воздух давит на поверхность Мирового океана. 1 б.
3 Ветер это перемещение воздуха с океана на сушу. 1 б.
4 Относительной влажностью воздуха называется величина, показывающая отношение количества водяного пара, которое воздух может содержать при данной температуре, к количеству водяного пара, находящегося в воздухе. 1 б.
5 Климатом называется состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток времени. 1 б.

Субтест 3. Деление понятий

Найти лишнее понятие и указать основание деления.

1 А – мезосфера, В – термосфера, С – тропосфера. 2 б.
2 А – муссон, В – бриз, С – Флюгер. 2 б.
3 А – ртутный барометр, В – анероид, С – анемометр. 2 б.
4 А – роса, В – дождь, С – град. 2 б.
5 А – 22 июня, В – 21 марта, С – 23 сентября. 2 б.
6 А – Северный тропик, В – Южный тропик, С – экватор 2 б.

Субтест 4. Обобщение

Записать для пары понятий (вид) общее (род) понятие.

1 Бриз, муссон. 2 б.
2 Умеренный, тропический. 2 б.
3 Ветер, воздушные массы. 2 б.
4 66,50 с.ш., 66,50 ю.ш. 2 б.
5 23,50 с.ш., 23,50 ю.ш. 2 б.

Субтест 5. Аналогия

Из понятий, указанных под буквами (А, Б, С), выписать только одно, которое находится в том же отношении, что и в паре исходных понятий.

Исходная пара понятий Данные понятия Количество
баллов
1 Дерево – лист Средняя месячная температура воздуха?
А – средняя суточная температура воздуха;
В – средняя многолетняя температура воздуха;
С – средняя годовая температура воздуха.
2 б.
2 Фрукт – яблоко Пояс освещённости?
А – экваториальный пояс;
В – тропический пояс;
С – северный тропический пояс.
2 б.
3 Учащийся – ученик 22 июня для северного полушария?
А – день зимнего солнцестояния;
В – день летнего солнцестояния;
С – день равноденствия.
2 б.
4 Береза – осина Облако?
А – туман;
В – роса;
С – дождь.
2 б.
5 Географическая карта – земная поверхность Роза ветров?
А – ветры, господствующие в данной местности;
В – дневной бриз;
С – ночной бриз.
2 б.

Высокий уровень мышления 36-43 балла – «5», средний уровень мышления 29-36 баллов – «4», низкий уровень мышления 22-29 баллов – «3».

Ключ ответов к субтестам по теме «Атмосфера».

Субтест 1. Воспроизведение

1 2 3 4 5 6
 С   А   А   В   А   А 

Субтест 2. Определение понятий

 1   2   3   4   5 
+ - - + -

Субтест 3. Деление понятий

1. Лишнее понятие – тропосфера(С), т. к. является нижним слоем атмосферы, а термосфера и мезосфера – верхние слои атмосферы.
2. Лишнее понятие – флюгер (С), т. к. это прибор, определяющий направление ветра, а муссон и бриз – это ветры.
3. Лишнее понятие – анемометр (С) т. к. это прибор, измеряющий скорость ветра, а ртутный барометр и анероид – приборы, измеряющие атмосферное давление.
4. Лишнее понятие – роса (А), т. к. это атмосферные осадки, образующиеся у поверхности земли, а дождь и град выпадают из облаков.
5. Лишнее понятие – 22 июня (А), т. к. это день летнего солнцестояния, а 21 марта и 23 сентября – дни равноденствия.
6. Лишнее понятие – экватор (С), т. к. на экваторе два раза в год солнце бывает в зените, а на Северном и Южном тропике – один раз в год.

Субтест 4. Обобщение

1. Ветры
2. Пояса освещенности
3. Климатообразующие факторы
4. Полярные круги
5. Тропики

Субтест 5. Аналогия

1 2 3 4 5
 А   В   В   А   А 

Приложение.