Учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.
Цели:
Образовательно-развивающие:
- Выведение и усвоение новых понятий: ветер, муссон, бриз, постоянные ветры, переменные ветры.
- Применение опорных понятий: атмосферное давление, свойства воздуха.
- Закрепление умений определять понятия, делить понятия.
- Овладение специальными умениями устанавливать связь между атмосферным давлением и перемещением воздуха.
Воспитательные:
- Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: часть-целое, причина-следствие, воспитание коллективизма при работе в группах.
Ход урока
Проверка знаний:
- Каковы свойства воздуха?
- Что называется атмосферным давлением?
- Что считается нормальным атмосферным давлением?
- Что понимается под ртутным барометром?
- Каким образом атмосферное давление изменяется с высотой?
- Чем объяснить, что давление холодного воздуха меньше, чем тёплого?
Изучение нового материала.
Учитель | Дети |
О каком свойстве воздуха говорится в отрывке? Зачитывается отрывок: «Лес гудел и стонал. Бешеный ветер гнул к земле вековые кедры, мчал по воздуху тучи снежной пыли». Значит, воздух способен перемещаться. Перемещение воздуха относительно земной поверхности происходит в вертикальном и горизонтальном направлении. Свойство воздуха перемещаться в горизонтальном направлении называется ветром. |
О свойстве воздуха перемещаться. |
Ребятам предлагается в определении понятия «ветер» найти родовой и видовые признаки. (Работа в группах) |
Родовой признак – свойство воздуха, первый видовой признак – перемещаться, второй видовой признак – в горизонтальном направлении. |
Вследствие чего воздух перемещается относительно земной поверхности? Предлагается вспомнить опыт на уроке природоведения, когда в классе открывается дверь и на порог ставится зажженная свеча. Пламя свечи отклоняется в сторону класса. Вследствие чего пламя отклоняется в сторону класса? Каким образом температура воздуха влияет на атмосферное давление? |
Ребята затрудняются ответить В коридоре холоднее, чем в классе, значит, воздух перемещается туда, где теплее. Тёплый воздух легче холодного, значит в классе на уровне пола давление воздуха меньше, чем в коридоре. Воздух движется из области высокого давления в область низкого давления. |
Зачитывается ещё один отрывок: «Ласковый ветерок лениво шелестел листвой, медленно раскачивая, цветы на поляне». Каким образом ветер в первом отрывке отличается от ветра во втором отрывке? Почему ветер иногда образуется сильный, а иногда слабый? Анализ форзаца учебника «Определение силы ветра в баллах и м/сек и его название» (Работа в парах). Все виды ветров предлагается по силе разделить на группы. |
В первом случае он сильный, во втором слабый. Чем больше разница атмосферного давления, тем сильнее ветер. Сильный и слабый |
В каком случае ветер будет сильнее? 1. 765 мм рт. ст. – 760 мм рт. ст. 2. 771 мм. рт ст. – 778 мм. рт. ст. Ребятам предлагается самим придумать примеры. |
Во втором случае, так как там больше разница давлений. |
Анализ рис. 73., работа с текстом «Виды ветров». Следует напомнить свойство воды медленно остывать и медленно нагреваться. Есть на Земле ветры, которые дуют постоянно в определённом направлении. Вследствие чего ветры дуют в одном направлении? Ветер можно разделить на группы по ещё одному основанию деления. Какому? Составление сборника понятий по теме «Ветер» |
Вывод: Бризы и муссоны – ветры, способные менять направление. В одних районах постоянно высокое давление, в других, низкое. По способности менять направление |
Сборник понятий по теме «Ветер»
Понятие | Содержание | Объём |
Ветер | Свойство воздуха перемещаться в горизонтальном направлении | I. По силе ветра 1.1. Слабый 1.2. Сильный II. По способности менять направление 2.1. Переменный 2.2. Постоянный |
Слабый | Ветер, перемещающийся со скоростью, от 0 до 5 м/сек | Например: штиль, слабый. |
Сильный | Ветер, перемещающийся со скоростью, более11 м/сек. | Например: сильный, шторм, ураган |
Переменный | Ветер, способный менять направление через промежуток времени. | Например: бризы, муссоны |
Постоянный | Ветер, дующий всегда в определённом направлении. | Например: пассаты (изучаются в 7 классе). |
Ребятам предлагается составить вопросы-суждения по теме «Ветер» (Закрепление) Работа в группах |
1.Чем объяснить, что воздух перемещается горизонтально, относительно земной поверхности? 2. Почему ветры имеют разную скорость? 3. В каком случае ветер перемещается с суши на водоём? 4. Когда ветер дует с океана на материк? 5. Каким образом бриз отличается от муссона? 6. Вследствие чего постоянные ветры дуют всегда в одном направлении? |
|
1. Работа с текстом учебника «Как определить направление и силу ветра» Стр. 118-119. |
2. По собственным данным метеонаблюдений ребята вычерчивают розу ветров для посёлка Рассвет за месяц. |
|
Игра «Ветер-друг, ветер-враг». | Работа в группах. Группам предлагают как можно больше доказательств, одним, что ветер – друг, другим, что ветер враг. Вывод: ветер приносит больше пользы, чем вредит человеку. |
Дома:
- на «3» – параграф 39,
- на «4» – п. 39, задание №4 стр. 120,
- на «5» – п. 39, сочинить сказку «Путешествие ветра с моря на сушу».
Диагностика уровня развития мышления учащихся 6 класса в системе Способа диалектического обучения. Субтесты
Тема «Атмосфера» 6 класс
Субтест 1. Воспроизведение
Продолжить предложение, выбрав правильный вариант ответа.
1 | Нижний слой атмосферы называют: А – мезосферой В – стратосферой С – тропосферой |
1 б. |
2 | Нормальным атмосферным давлением называют давление воздуха на высоте: А – 0 метров над уровнем моря В – 100 метров над уровнем моря С – 100 метров ниже уровня моря |
1 б. |
3 | В каком случае ветер будет сильнее, если известно атмосферное давление между районами А – 741 мм – 750 мм В – 739 мм – 743 мм С – 743 мм – 750 мм |
1 б. |
4 | Облака, образующиеся на высоте 10 – 12 километров А – слоистые В – перистые С – кучевые |
1 б. |
5 | Солнце может стоять в зените: А – на экваторе В – на Северном полярном круге С – на Южном полюсе |
1 б. |
6 | Атмосферные осадки, выпадающие из облаков: А – снег В – иней С – изморозь |
1 б. |
Субтест 2. Определение понятий
Отметить знаком «+» правильное определение понятия и знаком «-» – неправильное.
1 | Величина, показывающая разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток, называется суточной амплитудой температуры воздуха. | 1 б. |
2 | Атмосферное давление это сила, с которой воздух давит на поверхность Мирового океана. | 1 б. |
3 | Ветер это перемещение воздуха с океана на сушу. | 1 б. |
4 | Относительной влажностью воздуха называется величина, показывающая отношение количества водяного пара, которое воздух может содержать при данной температуре, к количеству водяного пара, находящегося в воздухе. | 1 б. |
5 | Климатом называется состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток времени. | 1 б. |
Субтест 3. Деление понятий
Найти лишнее понятие и указать основание деления.
1 | А – мезосфера, В – термосфера, С – тропосфера. | 2 б. |
2 | А – муссон, В – бриз, С – Флюгер. | 2 б. |
3 | А – ртутный барометр, В – анероид, С – анемометр. | 2 б. |
4 | А – роса, В – дождь, С – град. | 2 б. |
5 | А – 22 июня, В – 21 марта, С – 23 сентября. | 2 б. |
6 | А – Северный тропик, В – Южный тропик, С – экватор | 2 б. |
Субтест 4. Обобщение
Записать для пары понятий (вид) общее (род) понятие.
1 | Бриз, муссон. | 2 б. |
2 | Умеренный, тропический. | 2 б. |
3 | Ветер, воздушные массы. | 2 б. |
4 | 66,50 с.ш., 66,50 ю.ш. | 2 б. |
5 | 23,50 с.ш., 23,50 ю.ш. | 2 б. |
Субтест 5. Аналогия
Из понятий, указанных под буквами (А, Б, С), выписать только одно, которое находится в том же отношении, что и в паре исходных понятий.
№ | Исходная пара понятий | Данные понятия | Количество баллов |
1 | Дерево – лист | Средняя месячная температура воздуха? А – средняя суточная температура воздуха; В – средняя многолетняя температура воздуха; С – средняя годовая температура воздуха. |
2 б. |
2 | Фрукт – яблоко | Пояс освещённости? А – экваториальный пояс; В – тропический пояс; С – северный тропический пояс. |
2 б. |
3 | Учащийся – ученик | 22 июня для северного полушария? А – день зимнего солнцестояния; В – день летнего солнцестояния; С – день равноденствия. |
2 б. |
4 | Береза – осина | Облако? А – туман; В – роса; С – дождь. |
2 б. |
5 | Географическая карта – земная поверхность | Роза ветров? А – ветры, господствующие в данной местности; В – дневной бриз; С – ночной бриз. |
2 б. |
Высокий уровень мышления 36-43 балла – «5», средний уровень мышления 29-36 баллов – «4», низкий уровень мышления 22-29 баллов – «3».
Ключ ответов к субтестам по теме «Атмосфера».
Субтест 1. Воспроизведение
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
С | А | А | В | А | А |
Субтест 2. Определение понятий
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+ | - | - | + | - |
Субтест 3. Деление понятий
1. | Лишнее понятие – тропосфера(С), т. к. является нижним слоем атмосферы, а термосфера и мезосфера – верхние слои атмосферы. |
2. | Лишнее понятие – флюгер (С), т. к. это прибор, определяющий направление ветра, а муссон и бриз – это ветры. |
3. | Лишнее понятие – анемометр (С) т. к. это прибор, измеряющий скорость ветра, а ртутный барометр и анероид – приборы, измеряющие атмосферное давление. |
4. | Лишнее понятие – роса (А), т. к. это атмосферные осадки, образующиеся у поверхности земли, а дождь и град выпадают из облаков. |
5. | Лишнее понятие – 22 июня (А), т. к. это день летнего солнцестояния, а 21 марта и 23 сентября – дни равноденствия. |
6. | Лишнее понятие – экватор (С), т. к. на экваторе два раза в год солнце бывает в зените, а на Северном и Южном тропике – один раз в год. |
Субтест 4. Обобщение
1. | Ветры |
2. | Пояса освещенности |
3. | Климатообразующие факторы |
4. | Полярные круги |
5. | Тропики |
Субтест 5. Аналогия
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | В | В | А | А |