Развитие познавательных способностей младшего школьника посредством литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Актуальность разработки данной программы обусловлена необходимостью специального психолого-педагогического сопровождения в системе образования, выявления, устранения и предотвращения дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Ведь фактически в такой образовательной программе нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество учащихся школ общего назначения. В первую очередь, это дети «биологического риска», у которых отклонения в поведении и различных видах деятельности возникают вследствие какого-либо органического дефекта или длительных хронических заболеваний, и «дети социального риска». Находясь в сложных жизненных условиях, зачастую, будучи соматически ослабленными, они оказываются в школе еще и в условиях психологической изоляции. Таким образом, неразработанность данной проблемы и обусловила необходимость создания программы индивидуальной коррекционно-развивающей работы (ИКРР) для детей младшего школьного возраста.

Целью данной программы является развитие общего интеллекта, коммуникативных и творческих способностей младшего школьника.

Задачи программы:

  1. Стимулировать всестороннее речевое развитие детей, то есть осмысление звуковой стороны языка, его лексических ресурсов, грамматического устройства, стилистических возможностей, обогащение собственной речи.
  2. Формирование навыков выразительного чтения, грамотного, последовательного пересказа сюжета и полного, развернутого ответа на вопрос. Формирование навыков аргументировать свой ответ.
  3. Воспитание потребности к чтению у растущей и развивающейся личности ребенка. Воспитание бережного, внимательного отношения к природе.

Содержание программы на первое полугодие.

№п\п Тема занятия
№1 Ребятам о зверятах. (Приложение 1)
№2 Путешествие в лес. (Приложение 2)
№3 Сказки Востока. (Приложение 3)
№4 Интересный и загадочный мир творчества К.И. Чуковского. (Приложение 4)
№5 Развитие речи по произведениям (стихам) А.С. Пушкина и Л. Куклина. (Приложение 5)
№6 Развитие устной речи учащихся посредством пересказа (1 часть). (Приложение 6)
№7 Развитие устной речи учащихся посредством пересказа (2 часть). (Приложение 7)
№8 Развитие звукового анализа слов по произведениям А.Н. Толстого. (Приложение 8)
№9 Формирование пространственных и временных представлений по произведениям К.Д. Ушинского. (Приложение 9)
№10 Развитие памяти через использование игровых и мнемотехнических приемов (1 часть). (Приложение 10)
№11 Развитие памяти через использование игровых и мнемотехнических приемов (2 часть). (Приложение 11)
№12 Творчество современных поэтов (на примере стихов И. Токмаковой). (Приложение 12)
№13 Л. Толстой «Прыжок». Смелость или безрассудство? (Приложение 13)
№14 Развитие мышления через игровые формы работы. (Приложение 14)
№15 Основы нравственного воспитания. С. Михалков «Мимоза». (Приложение 15)
№16 Творчество С.Я. Маршака.
№17 Басни И.А. Крылова.

Для реализации поставленных нами задач целесообразно использовать различные формы деятельности:

  1. Чтение произведения.
  2. Разбор и понимание содержания произведения.
  3. Выразительное чтение.
  4. Слоговое табличное чтение.
  5. Иллюстрирование прочитанных произведений.
  6. Лепка из пластилина.
  7. Оригами.
  8. Разгадывание ребусов.
  9. Разгадывание загадок.
  10. Контрольное тестирование.

При этом особое внимание следует уделять рефлексии (ребенок должен самостоятельно проанализировать результаты своей учебной деятельности) и обратной связи (результаты работы обязательно обсуждаются с учителем, творческие работы анализируются совместно с психологом и руководителем ИИХТ).

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы «Развитие познавательных способностей младшего школьника посредством литературного чтения»

Список литературы:

  1. Босния Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха. - М., 1988.
  2. Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972.
  3. Власова Т.А. О детях с отклонением в развитии. - М., 1973.
  4. Выгодский Л.С. Собрание сочинений Т5. Основы дефектологии. - М., 1983.
  5. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология 1995. № 1.
  6. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. - Киев, 1984
  7. Кривовец И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними//Дефектология 1995. № 6.
  8. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. - М., 1985.
  9. Леонгард Э.И. Я не хочу молчать. - М., 1990.
  10. Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.
  11. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М., 1969.
  12. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1968.
  13. Переслени Л.И., Слободяник Н.П., Шушковская А.А. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекции недостатков в психическом развитии младших школьников.//Дефектология. 1998. № 2. - С.10 - 17.
  14. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: Флинта: МПСИ.1998. - 104 с.
  15. Плахова Н.А. Школа - предприятие: новые подходы к коррекционной работе // Дефектология. 1995. № 5. С 39 - 44.
  16. Ротекова Т.А. Сочетание нарушений познавательно и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. 1994. № 2.
  17. Селиверстов В.И. Психологическая модель феномена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте//Дефектология. 1994. № 5.
  18. Скороходова О.И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. - М., 1990.
  19. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. - М., 1998.
  20. Специальная школа. Выпуск 3-6. - М., 1967.
  21. Тисней М.К. Дети с недостатком развития. - М., 1988.
  22. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.- 136 с.
  23. Щербакова А.М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений 8 вида// Дефектология. 2001, № 3.
  24. Ястребова А.В. Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменой речи у учащихся общеобразовательной школы // Дефектология. 1994. № 3.