Актуальность разработки данной программы обусловлена необходимостью специального психолого-педагогического сопровождения в системе образования, выявления, устранения и предотвращения дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Ведь фактически в такой образовательной программе нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество учащихся школ общего назначения. В первую очередь, это дети «биологического риска», у которых отклонения в поведении и различных видах деятельности возникают вследствие какого-либо органического дефекта или длительных хронических заболеваний, и «дети социального риска». Находясь в сложных жизненных условиях, зачастую, будучи соматически ослабленными, они оказываются в школе еще и в условиях психологической изоляции. Таким образом, неразработанность данной проблемы и обусловила необходимость создания программы индивидуальной коррекционно-развивающей работы (ИКРР) для детей младшего школьного возраста.
Целью данной программы является развитие общего интеллекта, коммуникативных и творческих способностей младшего школьника.
Задачи программы:
- Стимулировать всестороннее речевое развитие детей, то есть осмысление звуковой стороны языка, его лексических ресурсов, грамматического устройства, стилистических возможностей, обогащение собственной речи.
- Формирование навыков выразительного чтения, грамотного, последовательного пересказа сюжета и полного, развернутого ответа на вопрос. Формирование навыков аргументировать свой ответ.
- Воспитание потребности к чтению у растущей и развивающейся личности ребенка. Воспитание бережного, внимательного отношения к природе.
Содержание программы на первое полугодие.
№п\п | Тема занятия |
№1 | Ребятам о зверятах. (Приложение 1) |
№2 | Путешествие в лес. (Приложение 2) |
№3 | Сказки Востока. (Приложение 3) |
№4 | Интересный и загадочный мир творчества К.И. Чуковского. (Приложение 4) |
№5 | Развитие речи по произведениям (стихам) А.С. Пушкина и Л. Куклина. (Приложение 5) |
№6 | Развитие устной речи учащихся посредством пересказа (1 часть). (Приложение 6) |
№7 | Развитие устной речи учащихся посредством пересказа (2 часть). (Приложение 7) |
№8 | Развитие звукового анализа слов по произведениям А.Н. Толстого. (Приложение 8) |
№9 | Формирование пространственных и временных представлений по произведениям К.Д. Ушинского. (Приложение 9) |
№10 | Развитие памяти через использование игровых и мнемотехнических приемов (1 часть). (Приложение 10) |
№11 | Развитие памяти через использование игровых и мнемотехнических приемов (2 часть). (Приложение 11) |
№12 | Творчество современных поэтов (на примере стихов И. Токмаковой). (Приложение 12) |
№13 | Л. Толстой «Прыжок». Смелость или безрассудство? (Приложение 13) |
№14 | Развитие мышления через игровые формы работы. (Приложение 14) |
№15 | Основы нравственного воспитания. С. Михалков «Мимоза». (Приложение 15) |
№16 | Творчество С.Я. Маршака. |
№17 | Басни И.А. Крылова. |
Для реализации поставленных нами задач целесообразно использовать различные формы деятельности:
- Чтение произведения.
- Разбор и понимание содержания произведения.
- Выразительное чтение.
- Слоговое табличное чтение.
- Иллюстрирование прочитанных произведений.
- Лепка из пластилина.
- Оригами.
- Разгадывание ребусов.
- Разгадывание загадок.
- Контрольное тестирование.
При этом особое внимание следует уделять рефлексии (ребенок должен самостоятельно проанализировать результаты своей учебной деятельности) и обратной связи (результаты работы обязательно обсуждаются с учителем, творческие работы анализируются совместно с психологом и руководителем ИИХТ).
Список литературы:
- Босния Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха. - М., 1988.
- Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972.
- Власова Т.А. О детях с отклонением в развитии. - М., 1973.
- Выгодский Л.С. Собрание сочинений Т5. Основы дефектологии. - М., 1983.
- Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология 1995. № 1.
- Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. - Киев, 1984
- Кривовец И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними//Дефектология 1995. № 6.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. - М., 1985.
- Леонгард Э.И. Я не хочу молчать. - М., 1990.
- Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М., 1969.
- Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1968.
- Переслени Л.И., Слободяник Н.П., Шушковская А.А. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекции недостатков в психическом развитии младших школьников.//Дефектология. 1998. № 2. - С.10 - 17.
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: Флинта: МПСИ.1998. - 104 с.
- Плахова Н.А. Школа - предприятие: новые подходы к коррекционной работе // Дефектология. 1995. № 5. С 39 - 44.
- Ротекова Т.А. Сочетание нарушений познавательно и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. 1994. № 2.
- Селиверстов В.И. Психологическая модель феномена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте//Дефектология. 1994. № 5.
- Скороходова О.И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. - М., 1990.
- Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. - М., 1998.
- Специальная школа. Выпуск 3-6. - М., 1967.
- Тисней М.К. Дети с недостатком развития. - М., 1988.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.- 136 с.
- Щербакова А.М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений 8 вида// Дефектология. 2001, № 3.
- Ястребова А.В. Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменой речи у учащихся общеобразовательной школы // Дефектология. 1994. № 3.